Санкции
10 декабря 2024 г.
Острая фаза кризиса стремительно приближается
24 ОКТЯБРЯ 2014, МАКСИМ БЛАНТ

ЕЖ

В России стремительно развивается сценарий, описанный «Ежедневным журналом» еще в марте. Команда Путина добилась от Запада секторальных санкций, на которые можно свалить стремительно развивающийся кризис, горькие плоды которого уже начали вкушать российские граждане. Если говорить об экономике, минувшая неделя стала для страны абсолютно провальной. Началась она со снижения суверенного рейтинга России агентством Moody's, а закончилась – угрозой снижения того же суверенного рейтинга агентством S&P, причем снижения до «мусорного» уровня. Дело до этого, правда, не дошло, но негативный прогноз по рейтингу означает, что хороших новостей в этой области России ждать не приходится, а плохие могут настигнуть в любой момент.

А в промежутке между действиями двух ведущих мировых рейтинговых агентств – ушедшая в глубокое пике национальная валюта. Нелепая и бессмысленная гибель «друга России», главы крупнейшей французской корпорации Total Кристофа де Маржери. Издевательская (по другому и не скажешь) заявка Роснефти на 2 триллиона рублей из Фонда национального благосостояния и заявление министра энергетики о поддержке этой заявки, которая превышает размер всей предусмотренной государством помощи из ФНБ для всей российской экономики.

При этом заявления политической и экономической «элит» оставляют ощущение воплотившегося в реальность горячечного бреда, укрепляют возникшее после гибели Маржери чувство нереальности происходящего. Чего стоит заявление Игоря Сечина о том, что выделение денег компании Роснефть приведет к повышению суверенного рейтинга России. И это на фоне комментария S&P, сопровождавшего решение по России, где, среди прочего, говорится: «Рейтинги ограничены структурной слабостью российской экономик, в частности высокой зависимостью от энергетического и сырьевого секторов». Вложить все резервы в тот же сырьевой энергетический сектор – вот поистине мудрое решение в условиях падения нефтяных цен. В условиях, когда Евросоюз принимает очередную долгосрочную программу сокращения выбросов парниковых газов (читай отказа от углеводородов) на 40% к 2030 году.

Начавшаяся «битва» за деньги ФНБ, к которой, помимо РЖД (они, кстати говоря, с БАМом и Транссибом – первые в очереди) и Росатома, готов присоединиться десяток участников, серьезно девальвирует бравурные заявления российских министров и помощника Путина по экономике о том, что России не за что снижать суверенный рейтинг. Дескать, долг государственный мал, а резервы – велики. Но есть и «квазигосударственный» долг – той же Роснефти, БТБ, Сбербанка. И в том, что государство при любых обстоятельствах будет платить по долгам Сечина или Костина, даже ценой обвала рубля и введения запрета на вывод из страны валюты, сомнений ни у кого нет. И рейтинговые агентства этот сценарий, безусловно, учитывают.

Российские же эксперты и политики, похоже, с некоторых пор живут в каком-то другом, придуманном ими мире, где не действуют ни законы логики, ни здравый смысл. И речь не только об экономике. Взять министра иностранных дел, который не без гордости заявил, что его не интересует мнение западных партнеров по крымскому вопросу. Ладно бы еще это сказал министр сельского хозяйства…

Всех, правда, переплюнул ответственный за идеологию замглавы кремлевской Администрации Вячеслав Володин, родивший на (проходящем почему-то в Сочи) Валдайском форуме формулу «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». До максимы «нет Вождя – нет России» не дошли в свое время даже сталинские лизоблюды. А тут все прошло «на ура», выступавшие после Володина депутаты и чиновники с радостью согласились.

Одним словом, политически ситуация до острой фазы кризиса в российской экономике дозрела. Накал народной любви к Путину повысить едва ли возможно, а ждать, когда обвал рубля в полной мере проявится в ценниках тактически неверно. Поэтому можно предположить, что еще до весны Россию ждет повторение августа 1998 года (на этот раз без дефолта по ГКО) или сентября 2008-го. Нужна лишь «последняя капля». Стать которой может что угодно – посадка Евтушенкова, срыв поставок газа в Европу, возобновление боевых действий на Востоке Украины и новые санкции, банкротство крупного банка или компании в России (того же Мечела, например). И заявление Кудрина о готовности войти в правительство, чтобы принимать непопулярные меры, – лишнее свидетельство того, что сценарий обвала, за которым последует принесение в жертву слабой фигуры «младшего партнера», рассматривается не только «Ежедневным журналом».



Иллюстрация ЕЖ













  • Константин фон Эггерт: Задача санкций – изменить поведения того или иного политического режима, заставить отказаться от каких-то действий, как правило – на внешнеполитической арене.

  • Lenta.ru: Санкции США против Кубы — самые долгие в истории.

  • alexandr_rogers: Куба живёт под американскими санкциями (а если точнее, под тотальным эмбарго) более шестидесяти лет. Некоторые успели родиться, прожить жизнь и даже умереть – и всё это под санкциями.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Жизнь под санкциями. Куба
7 АПРЕЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Вопреки общепринятому мнению, американские санкции в отношении Кубы были начаты еще до того, как власть на острове захватили бородачи Фиделя Кастро. США запретили поставки на остров оружия, чтобы помешать его использованию в ходе внутреннего конфликта. В основном, конечно, это эмбарго распространялось на противостоявший повстанцам режим Батисты. Хотя Соединенные Штаты имели на Кубе обширные экономические интересы, Вашингтон не ощутил поначалу угрозы, когда в новогоднюю ночь на 1 января 1959 года режим Батисты был свергнут – диктатор изрядно раздражал и зверствами, и запредельной коррупционностью. Вашингтон отказал сбежавшему диктатору в убежище. Президент Эйзенхауэр даже выражал симпатию Кастро.
Прямая речь
7 АПРЕЛЯ 2022
Константин фон Эггерт: Задача санкций – изменить поведения того или иного политического режима, заставить отказаться от каких-то действий, как правило – на внешнеполитической арене.
В СМИ
7 АПРЕЛЯ 2022
Lenta.ru: Санкции США против Кубы — самые долгие в истории.
В блогах
7 АПРЕЛЯ 2022
alexandr_rogers: Куба живёт под американскими санкциями (а если точнее, под тотальным эмбарго) более шестидесяти лет. Некоторые успели родиться, прожить жизнь и даже умереть – и всё это под санкциями.
Жизнь под санкциями. Северная Корея
31 МАРТА 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В нынешних обстоятельствах отечественные пропагандисты уже готовы сделать из КНДР пример стойкости перед санкциями коварного Запада, забыв, что Москва исправно присоединялась ко всем этим запретам и эмбарго. И вот это противоречие уже бросился разрешать заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Казбек Тайсаев, который полагает, что в нынешних обстоятельствах России стоит снять санкции с Северной Кореи и выбрать путь интеграции с этой страной.
Прямая речь
31 МАРТА 2022
Андрей Колесников: Социология свидетельствует об обратном эффекте санкций по отношению к задуманному – люди только больше консолидируются вокруг Путина.
В СМИ
31 МАРТА 2022
РБК: Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал санкции «инструментом неприемлемой политики» и пообещал разработать способы обхода ограничений совместно с Ираном.
В блогах
31 МАРТА 2022
vitalidrobishev: Недавно на телевидении КНДР вышел фильм «Великий год победы 2021». Это гимн о достижениях страны в экономике, политике, науке, культуре и воспевание нынешнего Великого Вождя...  
Жизнь под санкциями. Иран
24 МАРТА 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Россия возглавила мировой антирейтинг по количеству санкций, введенных против нее мировым сообществом. Общее число всевозможных рестрикций превысило шесть тысяч. Госпропаганда немедленно на это отреагировала. СМИ полны бодряческими текстами про радости и успехи «импортозамещения», а по сути дела вульгарной автаркии. В качестве примера приводят Иран, который больше полувека живет под санкциями, которых на сегодня более трех тысяч. И ничего, убеждают пропагандисты, жить можно. Действительно, первые антииранские санкции были введены, после того как в 1951 году Иран национализировал принадлежавшую Великобритании «Англо-иранскую нефтяную компанию».
Прямая речь
24 МАРТА 2022
Максим Блант: Процесс приспособления экономики к санкциям достаточно длительный, за несколько месяцев тут ничего не сделаешь.