КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеИтоги года: Эпоха процветания

5 ЯНВАРЯ 2006 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН
vremya.ru
Минувший год для России – надо это признать – стал довольно успешным. Рост ВВП, по оценке Министерства экономического развития и торговли, составит 6,4%. Это примерно на 1% больше, чем ожидало большинство экспертов. Инфляция, по оценкам того же министерства, составит примерно 10-10,5%, что ниже ожидаемого.

Ощущение, что ситуация будет лучше, чем прогнозируется, возникло в середине года, когда начал расти денежный спрос. Тогда же стало ясно, что бизнес, ошеломленный в какой-то момент ударом по ЮКОСу, «налоговой эпидемией» с серьезными доначислениями, усилиями властей расширить государственный сектор любыми средствами, постепенно начал приходить в себя. Так уж устроена жизнь, и если многие ожидали, что деловое сообщество будет только лелеять свои страхи и перестанет зарабатывать деньги в чрезвычайно благоприятных условиях, то этого не произошло. Бизнес сегодня умерил оценку рисков и начал наращивать активность. Это очень важно, с этим нельзя не считаться.

Как все помнят, год начался с монетизации льгот, после чего в экономику было вброшено огромное количество денег – в общей сложности порядка 500 миллиардов рублей, которые ушли в основном малообеспеченным людям, пенсионерам. Это должно было неминуемо вызвать серьезный инфляционный скачок, однако уже со второй половины года, благодаря жесткой денежной политике властей, темпы инфляции начали серьезно снижаться. А к концу года эта жесткая денежная политика привела даже к дефициту рублевой ликвидности в банковском секторе, что дало повод некоторым специалистам заговорить об очередном надвигающемся банковском кризисе. Впрочем, в Центральном банке сидят профессионалы, поэтому с нынешним дефицитом ликвидности они, надо думать, справятся и кризиса, скорее всего, не допустят.

Стабилизационный фонд в прошлом году был предметом постоянных дискуссий, особенно со стороны тех, что хотел что-либо получить из колоссальных доходов, получаемых государством благодаря высоким ценам на нефть. Однако, следуя традиции 90-х годов, Министерство финансов ограждало Стабфонд от чрезмерных аппетитов. Надо отдать должное министру Алексею Кудрину: уступки, на которые он пошел, верстая бюджет 2006 года, оказались не так значительны, как того можно было опасаться.

В истекшем году шли длительные дискуссии о том, стоит ли продолжить снижение налогов и опустить ставку НДС до 13%. Лично я против подобного рода мер. Прежде всего потому, что я уверен: шок у бизнеса до конца не прошел. Активность, хоть она и начала расти, все еще остается довольно низкой. Поэтому снижение налогов может не пойти впрок. Суммы, сэкономленные бизнесом, не будут обращены в инвестиции, а в основном их потратят на потребление или они будут вывезены из страны. И нынешний экономический рост носит не инвестиционный, а потребительский характер, поскольку зиждется на опережающем росте потребительских расходов. Впрочем, не исключено, что наблюдающееся в экономике оживление станет более постоянным и стабильным фактором, и тогда бизнес сможет поглотить и использовать с пользой для экономики большее количество денег, ускорив модернизацию производства и внедрение инноваций. Тогда только и будет иметь смысл думать о снижении налогов или об ограничении роста Стабилизационного фонда, если цены на нефть продолжат оставаться такими же высокими, как сейчас.

Бурный рост потребления в России сопровождается не менее стремительным ростом на рынке потребительского кредитования. Это дает повод для опасений, что качество кредитных портфелей банков будет ухудшаться и при изменении конъюнктуры большое количество невозвратов вызовет финансовый кризис. Угроза такая действительно существует, хотя, даже если кризис и случится, серьезным он, как я полагаю, не будет. Бум потребительского кредита начался вскоре после ареста Ходорковского, когда резко упала деловая активность, и банки, которые благодаря высоким нефтяным ценам притягивали большие объемы пассивов, столкнулись с тем, что размещать их негде. Инвестиции упали, поэтому надо было найти новую нишу. Ею как раз и стало первым делом потребительское кредитование. До этой поры объемы кредитования населения были минимальными. Если взять данные американской или европейской статистики, можно увидеть, что объем привлеченных у населения средств сопоставим с объемом выданных кредитов. В России же колоссальные сбережения населения в одном только Сбербанке еще и сейчас в разы опережают объем выданных кредитов. Если бурный рост этого сектора продолжится, кризис возможен, но практика на сегодняшний день показывает, что население – гораздо более добросовестный и аккуратный плательщик, чем многие компании или даже государство.

Судьба очень избирательно относится к различным правителям. Она сурова к одним – таким, как Ельцин, Чубайс, Гайдар, про которых сегодня говорят, будто они развалили страну и уничтожили экономику, хотя сегодняшние результаты – это в значительной мере их заслуга. Локомотивом роста российской экономики является частный бизнес, который сегодня имеет возможность работать благодаря тому, что в России еще в начале 90-х появились свободное предпринимательство и частная собственность. Улучшений пришлось подождать, и в памяти людей образы «молодых реформаторов» окрашены негативно. Зато к другим – таким, как президент Путин, – судьба благоволит. Сегодня принято ругать правительство и любить президента. Алексея Кудрина критикуют за то, что он не дает потратить Стабилизационный фонд, Германа Грефа – за его либеральные проекты. А ведь никто из них – ни президент, ни правительство – не влияет на текущую ситуацию в той степени, в какой влияют на нее внешние факторы – высокие цены на нефть и либеральные реформы 90-х. Пройдет время, и нынешние годы наверное назовут эпохой процветания, подъема и успеха, хотя именно в эту эпоху закладываются основы кризиса, который будут расхлебывать уже другие лидеры.

Обсудить "Итоги года: Эпоха процветания" на форуме
Версия для печати