В оппозиции
24 апреля 2018 г.
Одна из самых крупных протестных акций Новосибирска

Станислав Соколов
news.ngs.ru

В минувшее воскресенье в Новосибирске у здания Новосибирского театра оперы и балета состоялся митинг в поддержку снятой с репертуара оперы «Тангейзер» и уволенного директора театра Бориса Мездрича. По разным оценкам, на площади у театра собралось от 3 до 5 тысяч человек. По оценке новосибирских журналистов, людей пришло примерно в пять раз больше, чем на «Молитвенное стояние» против «Тангейзера», которое прошло здесь же неделю назад. Основные претензии выступавших на митинге были адресованы, как и ожидалось, министру культуры Владимиру Мединскому. «Ежедневному журналу» ситуацию комментирует 
журналист, искусствовед Анатолий Голубовский:

«В Новосибирске произошло чрезвычайно важное культурно-политическое событие, значение которого можно сравнить с «болотными протестами» 11-12 годов, как бы странно это ни звучало. В подготовке к митингу принимали участие очень многие известные люди, были собраны видео-выступления Андрея Звягинцева, Кирилла Серебрянникова, Марины Давыдова, Александра Архангельского, Сергея Пархоменко. Никто не отказывался, но с особым энтузиазмом все московские спикеры относились к этой идее, когда узнавали, что речь идёт о примере чистой самоорганизации. Причём самоорганизации не деятелей культуры, которые пытаются высказываться индивидуально, как Олег Павлович Табаков или Александр Александрович Калягин, а простых зрителей, тех людей, которые любят Новосибирский театр оперы и балета и кто, собственно, видел постановку. А за четыре показа его успели увидеть около 8 тысяч человек. И к мнению этих людей никто не прислушался.

Надо понимать, что Новосибирский театр оперы и балета – это не просто шикарное театральное здание в провинциальном городе, где время от времени что-то происходит. Это главный знак «европейскости» Новосибирска, географически находящегося в Азии, признак его столичности. И жителей города пытаются лишить того, что выводит их в пространство «большой» европейской культуры, того, чем они по праву гордятся. Борис Мездрич – культовый театральный директор, он, в частности, привёз в Россию самого знаменитого дирижёра Айнарса Рубикиса, и вообще всё, что он делал и в Новосибирске, и в Омске, и в Ярославле, всегда было очень важно. Это чрезвычайно популярный человек в городе.

И какие-то люди, которых в городе никто не знает, какой-то неизвестно откуда взявшийся Аристархов, потом прилетает на частном самолёте Кехман, человек с сомнительной репутацией, и просто уничтожает этот театр. А иначе как уничтожением это назвать невозможно. Это оскорбило людей, которые быстро поняли, что дело тут не в споре учредителя, то есть Минкульта, и руководителя театра и что это – пример очень важной для власти кампании по введению единомыслия и предварительной цензуры. Это происходит постепенно и декорируется словами о том, что творец может делать всё, что угодно, но если он получает государственные деньги, то государство может следить за тем, чтобы он не обижал никого и так далее, и хорошо бы, как сказал один из людей в Администрации президента, предварительно просматривать репертуар театров. Что он при этом имел в виду — утверждение репертуарных планов или ознакомление с уже готовыми к показу спектаклями — непонятно, но не стоит требовать от чиновника Администрации того, в чём не компетентны даже представители Министерства культуры. Сказал и сказал.

И вот эти люди устраивают настоящий рейдерский захват театра. Не буду говорить о том, кто такой Кехман, о том, кто такой Аристархов, а о том, кто такой Мединский, и так знают все. Гораздо важнее, что одновременно с этим произошло обнародование результатов «экспертизы» интерпретации Пушкина современными режиссёрами. И там можно увидеть всё то же самое: «государственные деньги», «искажается классика», «как так можно» и так далее. И опять под раздачу попадают лидеры театрального искусства: Римас Туминас, руководители Вахтанговского театра, Дмитрий Черняков, один из самых знаменитых европейских оперных режиссёров, также открытый Мездричем, Константин Богомолов, Владимир Мирзоев. Вроде бы это – никакая не цензура, просто исследование. Но оно становится аргументом в споре чиновников с творцами о том, что можно, а что нельзя.

Станислав Соколов
news.ngs.ru

И всё это прекрасно понимают те люди, которые вышли в Новосибирске на площадь. А вышло их 5000, это огромная цифра, потому что это одна из самых многолюдных протестных акций за всю историю Новосибирска. И характерно, что она прошла по культурному поводу, казалось бы, подумаешь, сняли какого-то директора и спектакль. Но вышли люди, которые потребовали, чтобы к их мнению прислушивались, их права соблюдали. Они заявили, что будут бойкотировать спектакли, появляющиеся при новом руководстве, и призывают мировое творческое сообщество устроить творческий бойкот захваченному театру.

И всё это чрезвычайно важно. Потому что это – вопрос не просто культуры, а отстаивания прав. Это — попытка противостоять тому чудовищному тезису, высказанному ещё Владимиром Путиным: кто платит – тот и заказывает музыку. Применительно к Министерству культуры это означает, что эта организация будет поддерживать только те проекты, которые чиновникам кажутся правильными. При том, что, конечно, государственные деньги не принадлежат им, а поступали от налогоплательщиков, в том числе и от тех, кому «Тангейзер» понравился.

Так что эта акция – пример выдающейся самоорганизации, причём происходящий не в столице, где, как нам кажется, сконцентрирован весь протест. И если на «молитвенное стояние» в Новосибирске собралось около тысячи человек, среди которых, скорее всего, ни один не видел спектакля и не бывал в Новосибирской опере никогда, то на этот митинг пришли те, кто театр любит и туда ходят. Очень многие важные сдвиги часто начинаются с культурных эксцессов. Но заканчиваются уже очень серьёзными вещами. Перестройка в СССР началась с Пятого съезда Союза кинематографистов, где вроде бы творческий цех решал свои проблемы, но реально там начался процесс, который привёл к совершенно тектоническим сдвигам.

Станислав Соколов
news.ngs.ru

Важно ещё то, что вся эта история – не «эксцесс исполнителей». Никто не собирался ни сажать, не штрафовать ни руководителя театра, ни режиссёра. Цель была иной – показать, как реализуется подписанный Владимиром Путиным документ под названием «основы государственной культурной политики». Если посмотреть на сайте Минкульта стенограмму общественного обсуждения, проходившего в связи с ситуации с «Тангейзером», это станет очевидно. Ссылки на этот документ присутствуют в обсуждении и в начале, и в середине, и в конце. И хотя юридический статус «основ» совершенно непонятен, не стоит его недооценивать. Он был подписан президентом именно для того, чтобы на него можно было ссылаться как раз в таких случаях. Когда надо в очередной раз что-то запретить или кого-то уволить, то к нему и обращаются. И изучать эти «основы» нам ещё предстоит.

И именно таков результат обсуждения этих «основ» — на улицы Новосибирска вышли тысячи людей, протестуя против их реализации. А теперь, вслед за этим, будет принят уже более конкретный закон о культуре, не менее проблемный и сложный документ. Потому что конкурентоспособная культура, которая действительно усложняет и развивает человека, – это культура, в которой участие государство сведено к минимуму. А желательно вообще отсутствует».

Фотографии сайта news.ngs.ru/Станислав Соколов












  • Алексей Макаркин: Это люди, у которых нет политического влияния внутри страны. Они могут оказывать влияние на общественное мнение через Интернет, но это очень узкий сегмент. 

  • Каспаров.ru: Участники Форума обсудили конкретные действия по включению в санкционные списки коррупционеров и других пособников путинского режима.

  • MAXFUX: Оппозиция не имеет шансов. Это констатировали самые радикальные оппозиционеры, что сейчас собрались в Вильнюсе на "Форуме свободной России" и размышляют, как валить режим.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Кащееву иглу путинского режима искали в Вильнюсе
13 АПРЕЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Пятый Форум свободной России, который состоялся в Вильнюсе 11-12 апреля 2018 года, был намного более «увесистым», чем четыре предыдущих. Народу было больше. Фриков и сумасшедших, без которых не обходится ни одна политическая тусовка, намного меньше, а, кроме того, был избран руководящий орган Форума и под его флаг стали собираться вполне реальные проекты. Впрочем, обо всем по порядку. Сначала, естественно, обсудили мероприятие 18.03.18. Выясняли, можно ли считать итоги этого мероприятия, несмотря на все допущенные нарушения, подтверждением массовой поддержки Путина российскими гражданами. Тут мнения разошлись вполне радикально. 
Прямая речь
13 АПРЕЛЯ 2018
Алексей Макаркин: Это люди, у которых нет политического влияния внутри страны. Они могут оказывать влияние на общественное мнение через Интернет, но это очень узкий сегмент. 
В СМИ
13 АПРЕЛЯ 2018
Каспаров.ru: Участники Форума обсудили конкретные действия по включению в санкционные списки коррупционеров и других пособников путинского режима.
В блогах
13 АПРЕЛЯ 2018
MAXFUX: Оппозиция не имеет шансов. Это констатировали самые радикальные оппозиционеры, что сейчас собрались в Вильнюсе на "Форуме свободной России" и размышляют, как валить режим.
Прямая речь
26 МАРТА 2018
Илья Яшин: Вчера... к травле моей бабушки подключилось телевидение: сюжеты вышли на НТВ и ТВЦ... Леонид Гозман: Выйти на территорию содержательной дискуссии они не могут, это невозможно...
В СМИ
26 МАРТА 2018
"Новая газета": Оппозиционный политик Илья Яшин обвинил ряд СМИ в травле своей бабушки из-за предстоящих выборов мэра. На своей странице в фейсбуке он заявил, что «заказчики этой подлости — в мэрии Москвы».
В блогах
26 МАРТА 2018
Александ Рыклин: Вот эти телевизионные твари, что нынче атакуют в пансионате для пожилых людей, должны быть названы поименно... 
«Партия перемен» сохраняет традиционные практики
16 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Дмитрий Гудков рассказал «Снобу», что они с Ксенией Собчак создают политическую партию. «Да, теперь у нас – и у вас – есть своя партия, — сообщил Гудков — Мы с Ксенией Собчак пока условно называем ее «партией перемен» (к лучшему)». Далее Дмитрий Гудков поясняет, почему новая партия создается на базе уже имеющейся «Гражданской инициативы» Андрея Нечаева. Во-первых, у них есть лицензия, а во-вторых, Нечаев готов дать дорогу молодым. Тут у Гудкова-младшего все резонно и безукоризненно логично. Действительно, зарегистрировать новую оппозиционную партию в сегодняшней России невозможно. Для справок по этому вопросу лучше всего обратиться к Навальному.
Прямая речь
16 МАРТА 2018
Кирилл Мартынов: Раз у Гудкова и Собчак сейчас деньги есть, значит — вся эта процедура имеет какое-то, хотя бы уведомительное, одобрение в условной «администрации президента».
В СМИ
16 МАРТА 2018
"Интерфакс": Учредительный съезд "Партии перемен" пройдет ориентировочно в мае, сообщил в четверг журналистам экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков.