В оппозиции
23 июля 2018 г.
Одна из самых крупных протестных акций Новосибирска

Станислав Соколов
news.ngs.ru

В минувшее воскресенье в Новосибирске у здания Новосибирского театра оперы и балета состоялся митинг в поддержку снятой с репертуара оперы «Тангейзер» и уволенного директора театра Бориса Мездрича. По разным оценкам, на площади у театра собралось от 3 до 5 тысяч человек. По оценке новосибирских журналистов, людей пришло примерно в пять раз больше, чем на «Молитвенное стояние» против «Тангейзера», которое прошло здесь же неделю назад. Основные претензии выступавших на митинге были адресованы, как и ожидалось, министру культуры Владимиру Мединскому. «Ежедневному журналу» ситуацию комментирует 
журналист, искусствовед Анатолий Голубовский:

«В Новосибирске произошло чрезвычайно важное культурно-политическое событие, значение которого можно сравнить с «болотными протестами» 11-12 годов, как бы странно это ни звучало. В подготовке к митингу принимали участие очень многие известные люди, были собраны видео-выступления Андрея Звягинцева, Кирилла Серебрянникова, Марины Давыдова, Александра Архангельского, Сергея Пархоменко. Никто не отказывался, но с особым энтузиазмом все московские спикеры относились к этой идее, когда узнавали, что речь идёт о примере чистой самоорганизации. Причём самоорганизации не деятелей культуры, которые пытаются высказываться индивидуально, как Олег Павлович Табаков или Александр Александрович Калягин, а простых зрителей, тех людей, которые любят Новосибирский театр оперы и балета и кто, собственно, видел постановку. А за четыре показа его успели увидеть около 8 тысяч человек. И к мнению этих людей никто не прислушался.

Надо понимать, что Новосибирский театр оперы и балета – это не просто шикарное театральное здание в провинциальном городе, где время от времени что-то происходит. Это главный знак «европейскости» Новосибирска, географически находящегося в Азии, признак его столичности. И жителей города пытаются лишить того, что выводит их в пространство «большой» европейской культуры, того, чем они по праву гордятся. Борис Мездрич – культовый театральный директор, он, в частности, привёз в Россию самого знаменитого дирижёра Айнарса Рубикиса, и вообще всё, что он делал и в Новосибирске, и в Омске, и в Ярославле, всегда было очень важно. Это чрезвычайно популярный человек в городе.

И какие-то люди, которых в городе никто не знает, какой-то неизвестно откуда взявшийся Аристархов, потом прилетает на частном самолёте Кехман, человек с сомнительной репутацией, и просто уничтожает этот театр. А иначе как уничтожением это назвать невозможно. Это оскорбило людей, которые быстро поняли, что дело тут не в споре учредителя, то есть Минкульта, и руководителя театра и что это – пример очень важной для власти кампании по введению единомыслия и предварительной цензуры. Это происходит постепенно и декорируется словами о том, что творец может делать всё, что угодно, но если он получает государственные деньги, то государство может следить за тем, чтобы он не обижал никого и так далее, и хорошо бы, как сказал один из людей в Администрации президента, предварительно просматривать репертуар театров. Что он при этом имел в виду — утверждение репертуарных планов или ознакомление с уже готовыми к показу спектаклями — непонятно, но не стоит требовать от чиновника Администрации того, в чём не компетентны даже представители Министерства культуры. Сказал и сказал.

И вот эти люди устраивают настоящий рейдерский захват театра. Не буду говорить о том, кто такой Кехман, о том, кто такой Аристархов, а о том, кто такой Мединский, и так знают все. Гораздо важнее, что одновременно с этим произошло обнародование результатов «экспертизы» интерпретации Пушкина современными режиссёрами. И там можно увидеть всё то же самое: «государственные деньги», «искажается классика», «как так можно» и так далее. И опять под раздачу попадают лидеры театрального искусства: Римас Туминас, руководители Вахтанговского театра, Дмитрий Черняков, один из самых знаменитых европейских оперных режиссёров, также открытый Мездричем, Константин Богомолов, Владимир Мирзоев. Вроде бы это – никакая не цензура, просто исследование. Но оно становится аргументом в споре чиновников с творцами о том, что можно, а что нельзя.

Станислав Соколов
news.ngs.ru

И всё это прекрасно понимают те люди, которые вышли в Новосибирске на площадь. А вышло их 5000, это огромная цифра, потому что это одна из самых многолюдных протестных акций за всю историю Новосибирска. И характерно, что она прошла по культурному поводу, казалось бы, подумаешь, сняли какого-то директора и спектакль. Но вышли люди, которые потребовали, чтобы к их мнению прислушивались, их права соблюдали. Они заявили, что будут бойкотировать спектакли, появляющиеся при новом руководстве, и призывают мировое творческое сообщество устроить творческий бойкот захваченному театру.

И всё это чрезвычайно важно. Потому что это – вопрос не просто культуры, а отстаивания прав. Это — попытка противостоять тому чудовищному тезису, высказанному ещё Владимиром Путиным: кто платит – тот и заказывает музыку. Применительно к Министерству культуры это означает, что эта организация будет поддерживать только те проекты, которые чиновникам кажутся правильными. При том, что, конечно, государственные деньги не принадлежат им, а поступали от налогоплательщиков, в том числе и от тех, кому «Тангейзер» понравился.

Так что эта акция – пример выдающейся самоорганизации, причём происходящий не в столице, где, как нам кажется, сконцентрирован весь протест. И если на «молитвенное стояние» в Новосибирске собралось около тысячи человек, среди которых, скорее всего, ни один не видел спектакля и не бывал в Новосибирской опере никогда, то на этот митинг пришли те, кто театр любит и туда ходят. Очень многие важные сдвиги часто начинаются с культурных эксцессов. Но заканчиваются уже очень серьёзными вещами. Перестройка в СССР началась с Пятого съезда Союза кинематографистов, где вроде бы творческий цех решал свои проблемы, но реально там начался процесс, который привёл к совершенно тектоническим сдвигам.

Станислав Соколов
news.ngs.ru

Важно ещё то, что вся эта история – не «эксцесс исполнителей». Никто не собирался ни сажать, не штрафовать ни руководителя театра, ни режиссёра. Цель была иной – показать, как реализуется подписанный Владимиром Путиным документ под названием «основы государственной культурной политики». Если посмотреть на сайте Минкульта стенограмму общественного обсуждения, проходившего в связи с ситуации с «Тангейзером», это станет очевидно. Ссылки на этот документ присутствуют в обсуждении и в начале, и в середине, и в конце. И хотя юридический статус «основ» совершенно непонятен, не стоит его недооценивать. Он был подписан президентом именно для того, чтобы на него можно было ссылаться как раз в таких случаях. Когда надо в очередной раз что-то запретить или кого-то уволить, то к нему и обращаются. И изучать эти «основы» нам ещё предстоит.

И именно таков результат обсуждения этих «основ» — на улицы Новосибирска вышли тысячи людей, протестуя против их реализации. А теперь, вслед за этим, будет принят уже более конкретный закон о культуре, не менее проблемный и сложный документ. Потому что конкурентоспособная культура, которая действительно усложняет и развивает человека, – это культура, в которой участие государство сведено к минимуму. А желательно вообще отсутствует».

Фотографии сайта news.ngs.ru/Станислав Соколов












  • Николай Сванидзе: Если на поле выбегают какие-то люди, то, конечно, найдётся много тех, кто задастся вопросом о том, кто это такие и почему они выбежали. 

  • "Коммерсант": В отношении трех девушек и мужчины, выбежавших на поле во время финального матча чемпионата мира по футболу между Францией и Хорватией, возбуждены административные дела.

  • Kirill Kutalov: Небесный милиционер бегает по полю от служащих фифа, а земной милиционер жалеет, что сейчас не 37 год. Забег — это тизер. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Акция Pussy Riot – возвращение в реальность
16 ИЮЛЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В начале второго тайма финала чемпионата мира по футболу, которым Владимир Путин одарил подведомственный ему народ, произошло вполне тривиальное по футбольным меркам событие. На газон стадиона выскочили несколько болельщиков, радостно по нему побегали с минуту, после чего были удалены с поля подоспевшими стюардами. Почитатели этой древней забавы прекрасно осведомлены, что время от времени такое случается в самых разных частях земного шара, а не только в тех странах, где правит безжалостная хунта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что казус этот поначалу ничего, кроме досады и раздражения, не вызвал. 
Прямая речь
16 ИЮЛЯ 2018
Николай Сванидзе: Если на поле выбегают какие-то люди, то, конечно, найдётся много тех, кто задастся вопросом о том, кто это такие и почему они выбежали. 
В СМИ
16 ИЮЛЯ 2018
"Коммерсант": В отношении трех девушек и мужчины, выбежавших на поле во время финального матча чемпионата мира по футболу между Францией и Хорватией, возбуждены административные дела.
В блогах
16 ИЮЛЯ 2018
Kirill Kutalov: Небесный милиционер бегает по полю от служащих фифа, а земной милиционер жалеет, что сейчас не 37 год. Забег — это тизер. 
Бабченко жил. Бабченко жив. Бабченко будет жить
31 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Опереточный исход мрачной трагедии всегда оставляет неприятное послевкусие. Но это уже, так сказать, вторая волна чувств. Сначала-то, конечно, захлестывает радость – человека, оказывается, не убили! Собирались, но из этой преступной затеи ничего не вышло – спецслужбы сработали профессионально и не просто спасли жизнь известному журналисту, но и изловили злодея. Злоумышленником оказался толстый дядька в белой рубашке, как следует из коротенького кино о его задержании, которое вечером вчерашнего дня обнародовала Служба безопасности Украины. Со слов представителя местных спецслужб мы знаем, что его обвиняют в подготовки нескольких терактов на территории Украины. 
Прямая речь
31 МАЯ 2018
Алексей Кондауров: Никаких доказательств до сих пор нет. На пресс-конференции они не были представлены и, думаю, в дальнейшем их и не будет. Уже есть то, что есть: организатор и исполнитель.
В СМИ
31 МАЯ 2018
"Эхо Москвы": Президент Украины знал о планируемой СБУ инсценировке убийства Аркадия Бабченко. Об этом Пётр Порошенко сообщил на встрече с журналистом.
В блогах
31 МАЯ 2018
Борис Вишневский: Впервые мы собрались у Соловецкого камня с радостными лицами. Увы, все предыдущие убийства не были инсценировками. 
Бабченко жив, и это главное
31 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Несколько часов назад стало известно, что Аркадий Бабченко жив, а информация о его убийстве была частью спецоперации СБУ. Для огромного количества нормальных людей во всем мире – это большая радость. И прежде всего для жены Аркадия, которая тоже, как и мы все, не была посвящена в операцию  СБУ. Бабченко жив, и это главное. Но остаются вопросы, на которые было бы неплохо получить ответы. Разумеется, не от Бабченко, к которому нет и не может быть никаких вопросов, кроме поздравлений, а от СБУ. Вопрос первый: насколько безальтернативным был именно такой способ спасения жизни Бабченко и обезвреживания убийц?
Бабченко убит за то, что был лучшим
30 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
UPD (16:12.30.2018): СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ...09:10. 30.05.2018.   Журналист Аркадий Бабченко убит 29 мая 2018 года в своей квартире в Киеве. Киллер ждал, когда он вернется из магазина — по словам жены, дома кончился хлеб и Аркадий пошел за ним в магазин, — и убил его тремя выстрелами в спину. Аркадий Бабченко много писал о смерти. В прошлом году он написал о ней так: «Умереть всегда страшно. И двадцать лет назад, и сейчас, и, подозреваю, даже через сто. Только страшно по-разному… К сорока годам вообще становишься осторожнее. Я вот, например, уже третий год не могу заставить себя вновь поехать на войну. В свое время я был хорошим солдатом. Я дошел до этой стадии. А сейчас я плохой солдат. Я жить хочу больше, чем умереть».