«Дело ЮКОСа»
11 декабря 2024 г.
Преступление и наказание
19 ИЮНЯ 2015, МАКСИМ БЛАНТ

ТАСС

Начиная со среды, в мире арестовывают российскую госсобственность. Сначала в Бельгии, потом во Франции, в Австрии. Можно не сомневаться, что за ними последуют аресты имущества и замораживание активов в США, Великобритании, а возможно и в других странах, признающих решения Гаагского Арбитражного суда. И хотя решение этого суда, присудившего бывшим акционерам ЮКОСа 52 миллиарда долларов, было принято еще летом прошлого года, арест активов для российских властей, похоже, стал абсолютной неожиданностью. Реакция последовала лишь на следующий день.

Вызов в МИД бельгийского посла для выражения протестов и угроз «принять адекватные ответные меры», обещание нанять лучших юристов «международного класса» и оспорить арест активов, заверения в том, что арестованное имущество не является «существенным», поспешное заявление ЦБ о том, что его имущество к решениям правительства не имеет никакого отношения и арестовывать его нельзя. И прочая суета, свидетельствующая о том, что ни в Кремле, ни в Белом доме, ни даже в Минюсте никому и в голову не приходило, что Великую Россию может кто-то попытаться заставить выполнять решение какого-то там суда, пусть и Гаагского.

За бывших акционеров ЮКОСа можно только порадоваться. У них, ограбленных более 10 лет назад, появилась, наконец, надежда вернуть свои деньги. К ним, да и не только к ним, возвращается надежда на то, что право и справедливость могут в конечном итоге восторжествовать, даже если ты имел неосторожность вести бизнес или вкладывать деньги в путинской России.

Вот только к радости этой примешивается острое чувство стыда. Ведь арестовывают не имущество Путина или Сечина, не судей Басманного суда или членов российского правительства, и даже не Маргариты Симоньян, которая рискует лишиться симпатичного парижского особнячка, в котором располагается офис «России сегодня». Арестовывают государственное имущество, принадлежащее нам и нашим детям. Имущество, которое им должно было остаться даже после того, как никаких путиных с сечиными, в силу естественных причин, не останется. Имущество, которого мы все рискуем лишиться (и, скорее всего, лишимся) из-за преступлений, совершенных несколькими конкретными людьми.

Преступления – это не фигура речи, поскольку международный третейский суд вынес однозначное решение: в отношении акционеров ЮКОСа и их имущества было совершено преступление. А поскольку преступление было совершено руководителями государства и от имени государства, именно на государственное имущество накладывается арест. А поскольку в любой цивилизованной стране государство – институт, действующий от имени и в интересах населяющих эту страну граждан, то действия бельгийских и французских судебных приставов вполне логичны и справедливы. Ведь если граждане какой-то страны мирятся с тем, что их государство продолжают возглавлять люди, принимающие преступные (с точки зрения международного арбитража) решения, то это их, граждан, проблема, и их, граждан, ответственность, которую они несут частью своего коллективного имущества.

Иными словами, наша с вами проблема, и наша ответственность. И пока от нашего имени и прикрываясь нашими «интересами» во главе нашего государства будут стоять люди, считающие не зазорным на правах сильного отобрать у частного бизнеса нефтяную компанию или оттяпать у соседней страны изрядный кусок территории «потому что нам нужнее», это будет оставаться нашей проблемой и нашей ответственностью. А вовсе не проблемой Сечина, который со всеми своими зарплатами и бонусами останется во главе построенной на обломках разграбленного ЮКОСа гигантской госкомпании, и не Маргариты Симоньян, которой на наши деньги приобретут под офис в Париже особнячок краше прежнего. Оттого и стыдно.



Фото ТАСС/ Григорий Сысоев














  • Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.

  • ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.

  • Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
О Гааге, Путине, 50 млрд ЮКОСу и длине веревочки
19 ФЕВРАЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Апелляционный суд в Нидерландах вынес решение, в соответствии с которым Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию на сумму свыше 50 млрд долларов. Это решение вызвало бурную и противоречивую реакцию. «Если Ходорковский получит с России 50 миллиардов долларов, он на эти деньги попытается сделать цветную революцию в России. Гаагский суд надо посылать однозначно», — требует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко на «первом русском» телеканале «Царьград».
Прямая речь
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.
В СМИ
19 ФЕВРАЛЯ 2020
ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.
В блогах
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.
Тьма заглянула к Световой
1 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обыск в квартире журналистки и правозащитницы Зои Световой 28.02.17 проводила большая группа сотрудников СКР и ФСБ. По данным «Медузы», руководил этим мероприятием следователь по особо важным делам Руслан Нигматуллин. Обыск, по свидетельству адвокатов, на присутствии которых с трудом удалось настоять хозяйке квартиры, проводился жестко и долго, свыше 11 часов. У Зои Световой изъяли все носители информации, практически полностью парализовав ее возможности продолжать работу. К Зое Световой пришли в поисках денег Ходорковского или следов этих денег. Вместо этого в квартире журналистки и правозащитницы обнаружили ее мужа, дочь, собаку и очень много книг.
Прямая речь
1 МАРТА 2017
Андрей Колесников: Политический подтекст во всех этих историях очевиден.
В СМИ
1 МАРТА 2017
"Московский комсомолец": Светова констатировала, что ее телефоны находятся на прослушке: один из сотрудников ФСБ, найдя документы на другую квартиру, поинтересовался...
В блогах
1 МАРТА 2017
Зоя Светова: Только что добралась до компьютера... Конечно, это безобразие проводить обыск у журналиста только потому что он журналист .
Россия отсудила у ЮКОСА два миллиона долларов. Дело за малым
28 ЯНВАРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
27-го января апелляционный суд Швеции в тяжбе между правительством Российской Федерации и акционерами ЮКОСА встал на сторону России и отменил принятое больше трех лет назад решение шведского же арбитража о взыскании с нашей страны двух миллионов долларов. Деньги эти тогда отсудили несколько испанских фондов – фактических держателей небольших пакетов акций компании ЮКОС, юристы которых утверждали, что в 2007 году имела место экспроприация активов ЮКОСА, что нанесло ущерб их клиентам. Тогда стокгольмский арбитраж встал на сторону истцов, а теперь апелляционная инстанция то решение отменила. 
Прямая речь
28 ЯНВАРЯ 2016
Максим Блант: Положение бывших акционеров ЮКОСа точно станет сложнее, потому что создан прецедент. А многие международные арбитражные суды ориентируются на подобные вещи.