КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеДоживет ли «Родина» до 2008 года?

26 ЯНВАРЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
rodina.ru
Что такое «Родина»? Первоначально — политический проект, призванный максимально испортить жизнь КПРФ. Эдакая партия-спойлер, действующая на одном электоральном поле с конкурентом и отбирающая у него голоса. Свою задачу «Родина» выполнила не на 100, а на 150% — не только снизила результат коммунистов, но и сама прошла в Думу.

Вот этот-то успех, основанный на массе ресурсов – от организационных до информационных, – которые «Родине» предоставила власть, и сыграл с ней злую шутку. Лидеры «Родины» всерьез поверили в то, что они выиграли выборы и теперь могут позволить себе самостоятельную игру. Роман Сергея Глазьева с властью продлился лишь до начала президентской избирательной кампании, когда он без санкции вознамерился выставить свою кандидатуру и получил ярлык недоговороспособного политика. Дмитрий Рогозин продержался несколько дольше – он даже успел вытеснить Глазьева из «Родины», но сорвался на монетизации льгот, когда решил, что власть шатается, и рискнул объявить голодовку прямо на рабочем месте.

Когда Рогозин начинал свою игру с голодовкой (и в придачу неосторожное сближение с зюгановцами в Думе), им, видимо, двигал не только азарт, но и логика. Как минимум два аргумента могли позволить ему рискнуть. Первый – мнение народное, электоральная поддержка, зафиксированная в результатах парламентских выборов (хотя, отметим, «Родина» заняла на них лишь четвертое место, не обойдя даже переживавшую худшие времена в своей истории КПРФ). Второй – эксклюзивная роль «Родины» как сдерживающего фактора для коммунистов: не захочет же власть новых зюгановских успехов.

Весомость первого аргумента стала очевидной еще в прошедшем декабре. Выборы в Мосгордуму показали, что снятие «Родины» с дистанции не привело ни к каким катаклизмам. Народ не бросился в массовом порядке портить избирательные бюллетени, либо вписывая туда название любимой партии, либо покрывая его матерными выражениями в адрес персон, не допустивших в Мосгордуму гг. Попова, Волкова и др., либо, наконец, демонстративно отказавшись от участия в выборах. Явка оказалась даже выше, чем четыре года назад. Кто такие Попов и Волков, даже многие избиратели «Родины» были не в состоянии сказать (разве что Попова припоминали: тот вроде, седоватый, из ролика с Рогозиным). Вместо того чтобы устраивать скандал, москвичи тут же перебежали от рогозинцев к коммунистам, которые в результате вышли на твердое второе место.

А все почему? Дело в том, что Рогозин и его люди не воспринимаются избирателями эмоционально – не так, к примеру, как, Виктор Черепков во Владивостоке. Это значит, что послушать их готовы, рады покивать головами, когда речь заходит о борьбе за дело русского народа, но не более того. Когда от избирателя «Родины» требуется хотя бы минимальный поступок – даже не выйти на улицу, а выразить свой протест «тихим шуршанием бюллетеней», — этот избиратель становится дезертиром.

Второй аргумент и вовсе не выдерживает никакой критики. Кто сказал, что Рогозин эксклюзивен? В Думе быстро появилась «Родина-2» под предводительством Сергея Бабурина. Первоначально этот проект рассматривался как своего рода «спойлер для спойлера», но в последнее время он стал жить более полнокровной жизнью. В Тверской области бабуринская партия «Народная воля» прошла в местную думу. Серьезную ставку Бабурин сделал на выборы в Курской области, но там его позиции оказались под угрозой – региональный избирком снял «народовольцев» с дистанции (впрочем, еще не все потеряно – осталась возможность апелляции к ЦИКу). Но главное даже не это. К Бабурину потянулись политики, которые не нашли общего языка с доминирующими в их регионах элитами, но имеют при этом определенный политический вес. Победу на выборах в своих регионах они обеспечить не могут, но получить 6-8% — вполне. А для политической партии «второго ряда» и такой результат – немалый успех (вспомним результаты СПС на аналогичных выборах, которые дали повод для целой пиаровской кампании о региональных победах правых).

В Твери к Бабурину пришел теперь уже отстраненный от должности мэр города Лебедев. В Курске – бывший вице-президент, а затем губернатор Руцкой, который хочет вернуться в политику, пока хотя бы на региональном уровне. Кстати, союзом с ним и может объясняться снятие «народовольцев» с выборов — истеблишмент не хочет возвращения генерала, в нынешней курской расстановке сил он — аутсайдер. Показательно, что подобного рода политики, выбирая партийную «крышу», предпочитают именно бабуринцев: с рогозинцами у них еще меньше шансов спокойно дойти до финиша и не быть снятыми по формальным мотивам. С Рогозиным можно ждать неприятностей на федеральном и региональном уровнях и оказаться в нокдауне еще в самом начале кампании. Так произошло в Нижегородской области, где рогозинцы только что были вынуждены поспешно исключить из своего списка кандидатов в законодательное собрание скандально известного бизнесмена Андрея Климентьева, вновь оказавшегося под арестом. С Бабуриным – только на региональном, да и то не всегда неприятности могут быть фатальными (более того, может быть и «федералы» помогут – если захотят; в случае с Руцким этого исключать нельзя).

Кроме того, большой вопрос, кто к следующим парламентским выборам будет правообладателем бренда «Родина». Хотя бы потому, что две из трех блокообразующих партий образца 2003 года – СЕПР и «Народная воля» — на стороне Бабурина. Так что достаточно пары судебных решений (двух инстанций), чтобы под флагом «Родины» выступили не помирившиеся вроде бы Глазьев и Рогозин, а совершенно другие люди. Причем на широкий протест избирателей рогозинцам рассчитывать не приходится (о причине сказано выше).

На что же сейчас годна «Родина»? Разве что на свою исконную роль – спойлера для КПРФ. Именно поэтому на вопрос о том, доживет ли «Родина» до 2008 года, можно с высокой долей вероятности ответить: не только доживет, но и будет существовать дальше. В Кремле ведь действительно никто не заинтересован в том, чтобы коммунисты восстановили свои позиции – не для того с ними боролись. А уж кто возглавит партию и кого в связи с этим наделят ресурсами, сделают «персоной гратиссима» на главных телеканалах – вопрос интересный, но второстепенный.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Версия для печати