Церковь и государство
11 декабря 2018 г.
Тучи над Исаакиевским собором
6 АВГУСТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Насаждаемое сверху «духовное возрождение» добралось до визитной карточки города на Неве. Санкт-Петербургская епархия попросила у Смольного безвозмездно вернуть ей один из символов Северной столицы — Исаакиевский собор. Известный своим трепетным отношением к православию губернатор Георгий Полтавченко вроде как поддержал обращение, попросил чиновников от культуры рассмотреть и подготовить проект ответа. А это значит, что над Музеем четырех соборов (куда входят также храм Спаса-на-Крови, Смольный и Сампсониевский соборы) занесен дамоклов меч.

Исаакиевский собор — одно из самых посещаемых мест Питера, в прошлом году в нем побывало больше трех миллионов человек. Пресс-служба епархии уверяет, что, если храм передадут РПЦ, его также смогут посещать туристы. Однако ясно, что со сменой пользователя туристический поток сократится. Доступ будет ограничен по факту: агностики или мусульмане могут и не переступить порог церкви.

Общественность города бьет тревогу. Петербуржцы начали собирать подписи в интернете, чтобы спасти музей. «Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии. Будет полностью ликвидирована образовательная и просветительская составляющая: вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки», — говорится в тексте обращения к властям.

Многие депутаты Законодательного собрания высказались резко против инициативы епархии, обещают вынести решение на общегородской референдум. Администрация Петербурга говорит расплывчатые вещи. Словом, появилась новая скандальная тема, вокруг которой в любой момент могут разгореться страсти.

Музей четырех соборов уже понес определенные потери. Впрочем, одна из них вполне понятная: Смольный собор передан в ведение церкви. Недавно здесь проходили концерты огранной музыки, выступали хоры, звучало фортепьяно. Теперь концерты будут проходить в другом месте — нашлась подходящая замена. И этому только можно порадоваться, потому что в храме хотя бы периодически должно совершаться богослужение, а не концертно-выставочная деятельность.

Но ведь дело не ограничилось одним собором. На очереди встал Сампсониевский храм, который вскоре сменит пользователя — решение городскими властями уже принято. Епархия просит себе и церковь Спаса-на-Крови. Зачем, спрашивается, если во всех трех соборах существуют церковные общины, регулярно совершается богослужение? Казалось бы, чего надо: музей обеспечивает охрану, реставрацию, заботится о свете и воде — молись Богу и радуйся.

Видимо, вопрос упирается в перераспределение финансового потока. Уж больно лакомые куски. Вот и тянется управляющий епархией митрополит Варсонофий (Судаков) к этим самым кусочкам, не думая о репутационных потерях.

По мнению доктора исторических наук диакона Александра Мусина, инициатива митрополита Варсонофия может быть направлена и лично против директора музея Николая Бурова, который на пасхальном приеме у архиерея допустил критические высказывания в его адрес, сказал несколько слов о хамстве и бескультурье прибывшего с ним из Мордовии духовенства.

Возможно, личное и общественное в этой истории переплелось. Но в любом случае ясно, что церковь, апеллируя к федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», часто идет против общественного мнения. Ладно, враги какие-то, атеисты, либералы шипят. Но вот даже представитель объединения членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский заявил, что «нужно оставить все, как есть». «У нас в городе, да и в стране, есть ряд церквей, которые были разрушены и сегодня стоят практически в руинах — их надо восстанавливать. Создавать попечительские советы и работать над восстановлением святынь, а не над делением имущества», — сказал Арцишевский.

В цивилизованных странах государство берет под охрану древние храмы, устанавливает в них особый режим. У нас же чиновники бездумно передают памятники в пользование церковным общинам, которые не очень-то следят за температурно-влажностным режимом.

Когда принимался закон «О передаче…», официальные церковные спикеры даже не заикались, что речь идет о полном уничтожении храмов-музеев. Тем более что у всех перед глазами стояли образцы замечательного сотрудничества церкви и музея в Третьяковской галерее и в кремлевских соборах. Государство могло обеспечить подобное сотрудничество, когда хотело этого. Теперь не особенно хочет. Видимо, расплачивается таким образом за сервилизм духовенства. А Церковь, она куда смотрит? Безответственность и жлобство. Что тут еще сказать?
Конечно, если музей не профильный, если в нем, к примеру, находится экспозиция, посвященная освоению Арктики и Антарктики, то его нужно перемещать, подыскивать подходящее помещение. Здесь я не согласен с теми, кто ратует за сохранение такого музея в пространстве храма.

Но если церковный памятник с какими-нибудь старинными иконами оказывается вне зоны музея, беда. Вспомним хотя бы недавнюю историю с фресками Андрея Рублева во Владимире.

В России, к сожалению, паритета между клириками и музейщиками не получилось. И мы все дальше и дальше отходим от европейских практик сбережения культурного достояния. История с Исаакием — подтверждение этому.


Фото: Россия. Санкт-Петербург. Вид на Исаакиевский собор с Невы. ТАСС/Вера Гольдберг.














  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.