Церковь и государство
26 сентября 2018 г.
Деньги церкви
20 АВГУСТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.

Социологи тем временем выдают неутешительные результаты. Так, по данным опроса ВЦИОМ, доля граждан, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века. Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян.

Поклонение маммоне сегодня органично входит в дизайн религиозной ситуации. Но визуальную картинку крайне сложно перевести на язык цифр. Мы даже не можем сказать определенно, какие доходы получает самая большая религиозная организация страны. Это связано с тем, что теневой сектор церковной экономики занимает значительное место. В храмах и других церковных торговых точках нет кассовых аппаратов, не оформляются какие-либо квитанции. Аренда помещений, спонсорские деньги, всевозможные откаты по принципу «я тебе, ты мне» при организации детско-юношеских лагерей, строительстве и реставрации храмов не поддаются учету. Доходы от треб тоже составляет значительный сектор церковной экономики, вывести который из тени не удалось даже в годы хрущевских гонений.

Помнится, в 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на Московский патриархат в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Суд отказал в иске, а юридический отдел РПЦ разъяснил, что никакой коммерческой деятельности и в помине нет, посетители добровольно жертвуют деньги. В обмен, естественно, на милые безделушки и услуги.

Серьезные теневые деньги крутятся вокруг церкви. Особенно если дело касается таможенных пошлин, сделок с землей и недвижимостью, финансовых операций. Традиционные же церковные доходы невелики. Они складываются из тарелочно-кружечного сбора и составляют несколько процентов церковного бюджета. Сопоставим с ними и доход от продажи венчиков, крестиков, иконок.

Главной «коммерческой» статьей «традиционного дохода» являются свечи и записки, во многих храмах он составляет более 60% бюджета.

Прокремлевская газета «Известия» недавно опубликовала любопытную статистику Федеральной налоговой службы. По данным издания, доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2014 году 4,15 млрд рублей. В 2013 — 4, 2 млрд рублей, то есть немножко снизились. Кризис, однако.

Интересно, что в Русской православной церкви не стали комментировать приведенную статистику. Как выяснилось, пресс-служба патриарха не располагает данными о финансовой деятельности Церкви.

В каждой епархии есть «хлебные» приходы, где священники, говоря по-простому, жируют. Кому-то из них удается при этом направить деньги Церкви на социально значимые проекты. Кто-то занимается банальным отмывом. Кто-то пытается сделать пиар.

Трудно читать без улыбки, к слову, как православные активисты Твери недавно устроили бесплатную раздачу майонеза для малоимущих. Любой тверитянин мог прийти с соответствующей справкой и получить несколько пакетиков заправки для салата. Будто мы на машине времени вернулись в «лихие 90-е», когда повсюду в епархиях занимались раздачей гуманитарной помощи (как правило, иностранной, кстати). Конечно, почему бы и не раздать, когда есть такая возможность. Но гораздо важнее консолидировать людей перед лицом реальных вызовов. А с этим-то как раз и проблема.

Ориентация на золотого тельца часто делает клириков глухими к нуждам простых прихожан. Они могут совершать знаковые жесты с той же гумпомощью, но неспособны духовно поддержать нуждающихся. Нет, не превращают богатства их в людей щедрых. Часто наоборот.

Только один пример. При въезде в Тверскую область в селе Завидове стоит замечательный храмовый комплекс. Спонсоры не только восстановили древние храмы, но и помогли о. Валерию Ильину построить шикарный особняк, библиотеку, провести газ, организовать на речке купальню. Только почему-то гоняет от этой купальни о. Валерий детей. И к газовой трубе бесплатно не дал односельчанам подключиться.

И вот какое новшество ввел в богослужение досточтимый отец. Прерывает на полуслове молитву и спрашивает у предстоящих: «Молебен заказывали?». Если заказывали, подходит с Евангелием: на, целуй. Если нет, рукой отодвинет. Оно и понятно — молебен платный. Если не платил, чего стоишь?

Рассматривая эту картину, я поневоле вспомнил «Сказку о попе и о работнике его Балде». Очень уж она актуальна в современной России. Одно непонятно: почему произведение Пушкина еще не внесли в список экстремистской литературы? Впрочем, подобные попытки делались. Не дай Бог какому-нибудь режиссеру поставить спектакль по этой сказке — заклюют. Не потому что плохо, а потому что лодку не надо раскачивать.

Это к вопросу о деньгах церкви…














  • Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.

  • РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...

  • Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Константинополь дает добро Киеву
5 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву.
Прямая речь
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.
В СМИ
5 СЕНТЯБРЯ 2018
РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...
В блогах
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.
Зачем Путину нужна Киево-Печерская лавра
3 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Российско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой», глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра...»...
Прямая речь
3 АВГУСТА 2018
Георгий Чижов: В перспективе весьма вероятно, что лавры, начиная с Киево-Печорской, всё-таки перейдут к Украинской поместной церкви, но это не произойдёт мгновенно после представления автокефалии....
В СМИ
3 АВГУСТА 2018
Газета.RU: Вопрос, кому принадлежит... Киево-Печерская лавра – на самом деле не так уж однозначен. ...Еще в 2010 году заповедник был передан в ведение министерства культуры и туризма Украины.
В блогах
3 АВГУСТА 2018
Елена Привен: Как томос-то чешется И ведь никто не банит Филаретку за разжигание религиозной розни...
Скрепоносный огонь
6 АПРЕЛЯ 2018 // АНТОН МУХИН
7 апреля, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня сойдет, как обычно, Благодатный огонь. И самолет специального летного отряда «Россия», как обычно, привезет его в отечество. Такие самолеты возят только особо ценные грузы — первых лиц государства или крупные партии кокаина. И это правильно — Благодатный огонь для родины не менее ценен. Даже более. Можно сказать, что он — квинтэссенция родины. Благодатный огонь традиционно не только воодушевляет верующих, но и провоцирует настоящий холивар с неверующими или маловерующими. Которые норовят упрекнуть Московскую патриархию в том, что она до сих пор эксплуатирует суеверие про божественную природу Благодатного огня. Хотя все, кому интересно, в подробностях знают не только, откуда он берется, но и даже за какой иконой в Кувуклии спрятана лампадка, от которой Иерусалимский патриарх, предварительно ритуально обысканный полицией, зажигает свечи.
Фигурант вопроса
8 ФЕВРАЛЯ 2018 // БОРИС КОЛЫМАГИН
А все-таки жаль, что в «кремлевский список» не попал «духовник президента» епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). По всем ведь параметрам подходит: и с властью вась-вась, и с купюрами все в порядке. И главное, все больше и больше втаскивает церковь в политику. Чего стоит только устроенное в Сретенском монастыре, где он настоятельствует, обсуждение вопроса о ритуальном убийстве последнего императора и его семьи большевиками. Не открещивается владыка: да, говорит, революционеры вводили свой культ.

 

Материалы по теме

Игры эпохи постмодерна // БОРИС КОЛЫМАГИН
Пасхальные зайцы. Коротко в картинках // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Патриарх, права человека и совесть // ЕЛЕНА САННИКОВА
На круги своя // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Весна духовная // БОРИС КОЛЫМАГИН
Курс на сближение // БОРИС КОЛЫМАГИН
В СМИ //
В блогах //
Некрасивые игры с патриархом // БОРИС КОЛЫМАГИН
Энтео как вызов православию // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ