Церковь и государство
23 сентября 2018 г.
Энтео как вызов православию
16 АВГУСТА 2015, ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

ТАСС

Классики советовали не умножать сущности сверх необходимого, поэтому история с погромом в Манеже не кажется мне чересчур сложной. Выводы легко раскладываются на несколько простых задач, решаемых в двоичной системе.

Задача первая: о государстве.

Гражданин Ц. выступил организатором массовых хулиганских действий, нанесших материальный и моральный ущерб как отдельным людям, так и обществу в целом. Совершил не в состоянии аффекта, а вполне сознательно, в центре Москвы, с большим общественным резонансом. В содеянном не раскаивается, призывает к продолжению противоправных действий.

Если государство немедленно не изолирует такого человека, это означает одно из двух: или само это государство преступно и разделяет противоправные убеждения гражданина Ц., или никакого государства уже нет, а на его месте, с государственными бейджиками на мундирах и мантиях, функционируют представители мафиозной группировки (или нескольких группировок), которым просто нет дела ни до чего за пределами своих клановых интересов.

Прошу поставить галочку в нужной клеточке. Поставили? — тогда переходим ко второй задачке: о православии.

Тут все совсем просто.

ТАСС Дано: некто Энтео действует от имени православия. Спрашивается: он самозванец — или не самозванец?
Если Энтео самозванец (агрессивный идиот, расчетливый провокатор или просто нездоровый человек, обуянный бесами, — в данном случае, не так важно), официальные лица РПЦ должны были бы в самое короткое время заявить об этом, недвусмысленно отделив себя как институт и православие как веру от чудовищной дискредитации.
Если РПЦ не делает этого, значит, Энтео не самозванец.
И это, в свою очередь, означает, что сама РПЦ представляет серьезнейшую опасность для общества.
Поставьте галочку в одной из двух клеточек перед тем, как уйти в подполье.
Кстати, в подполье в последнем варианте ответа придется уйти очень многим моим православным друзьям. ИГИЛ, знаете ли, очень строг, прежде всего, с мусульманами...
Да, Энтео — это вызов светскому государству. Но, прежде всего, это вызов именно православию и православным; огромному количеству приличных, социально ответственных, образованных людей, принадлежащих к этой вере!
Извините, сограждане, но ваша конфессиональная жизнь с некоторых пор перестала быть вашим внутренним делом. Вы уж как-нибудь разберитесь там внутри себя со своими энтео и гундяевыми, ладно? Договоритесь — и сообщите нам результаты, уточнив для тех, кто снаружи, нынешнее наполнение слова «православие».

Ибо вера о. Александра Меня и вера Энтео не могут называться одним и тем же словом. Это две совсем разные идеологии, и крест на груди, вне контекста, не означает вообще ничего. Свастика была когда-то индийским символом плодородия, но кого это волнует с 1933 года?

Уточните, пожалуйста, для нас, светских и инаковерующих, текущее содержание понятия «русское православие» и конфессиональные планы на будущее. Наше право настоятельно попросить вас об этом.

Да это и в ваших интересах, повторяю.

Если отцы вашей церкви сошли с ума или, находясь в своем уме, решили развязать в России гражданскую войну между православием и светской частью общества, вам, я думаю, самое время попробовать что-то поправить в своей «консерватории».

А если это у нас теперь такое игилоподобное православие и талибоориентированная РПЦ — то вы должны, по крайней мере, отдавать себе отчет, что несете полную моральную ответственность за последствия.

Если все и дальше пойдет, куда идет сейчас, последствия будут очень скорыми и драматическими. Маятник стремительно вылетает за края...


ТАСС
ТАСС
ТАСС
ТАСС
ТАСС



Фото: Россия. Москва. 14 августа 2015. Выставка "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже временно приостановлена из-за православных активистов, разгромивших экспонаты. Активисты из общественного движения "Божья воля" во главе с Дмитрием Энтео ломали экспонаты выставки, которые, по их мнению, оскорбляют чувства верующих. Антон Новодережкин/ТАСС  и  Вячеслав Прокофьев/ТАСС













  • Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.

  • РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...

  • Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Константинополь дает добро Киеву
5 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву.
Прямая речь
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.
В СМИ
5 СЕНТЯБРЯ 2018
РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...
В блогах
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.
Зачем Путину нужна Киево-Печерская лавра
3 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Российско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой», глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра...»...
Прямая речь
3 АВГУСТА 2018
Георгий Чижов: В перспективе весьма вероятно, что лавры, начиная с Киево-Печорской, всё-таки перейдут к Украинской поместной церкви, но это не произойдёт мгновенно после представления автокефалии....
В СМИ
3 АВГУСТА 2018
Газета.RU: Вопрос, кому принадлежит... Киево-Печерская лавра – на самом деле не так уж однозначен. ...Еще в 2010 году заповедник был передан в ведение министерства культуры и туризма Украины.
В блогах
3 АВГУСТА 2018
Елена Привен: Как томос-то чешется И ведь никто не банит Филаретку за разжигание религиозной розни...
Скрепоносный огонь
6 АПРЕЛЯ 2018 // АНТОН МУХИН
7 апреля, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня сойдет, как обычно, Благодатный огонь. И самолет специального летного отряда «Россия», как обычно, привезет его в отечество. Такие самолеты возят только особо ценные грузы — первых лиц государства или крупные партии кокаина. И это правильно — Благодатный огонь для родины не менее ценен. Даже более. Можно сказать, что он — квинтэссенция родины. Благодатный огонь традиционно не только воодушевляет верующих, но и провоцирует настоящий холивар с неверующими или маловерующими. Которые норовят упрекнуть Московскую патриархию в том, что она до сих пор эксплуатирует суеверие про божественную природу Благодатного огня. Хотя все, кому интересно, в подробностях знают не только, откуда он берется, но и даже за какой иконой в Кувуклии спрятана лампадка, от которой Иерусалимский патриарх, предварительно ритуально обысканный полицией, зажигает свечи.
Фигурант вопроса
8 ФЕВРАЛЯ 2018 // БОРИС КОЛЫМАГИН
А все-таки жаль, что в «кремлевский список» не попал «духовник президента» епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). По всем ведь параметрам подходит: и с властью вась-вась, и с купюрами все в порядке. И главное, все больше и больше втаскивает церковь в политику. Чего стоит только устроенное в Сретенском монастыре, где он настоятельствует, обсуждение вопроса о ритуальном убийстве последнего императора и его семьи большевиками. Не открещивается владыка: да, говорит, революционеры вводили свой культ.