Украина
10 сентября 2024 г.
Как поссорились Арсений Петрович и Михаил Николаевич
9 НОЯБРЯ 2015, ИННА БУЛКИНА

ТАСС

Конфликт между украинским премьер-министром Арсением Яценюком и одесским губернатором Михаилом Саакашвили начался не вчера, и для большинства наблюдателей в этом нет ничего нового и неожиданного. В последние несколько месяцев он лишь обострился, а на минувшей неделе вышел в публичное пространство и стал очередным медийным скандалом. Похоже, у основных участников сдали нервы, по крайней мере, еще два месяца назад в подобной ситуации оба — и Яценюк, и Саакашвили — оставались в рамках официальной благопристойности. Собственно, предпоследний раунд — сентябрьское противостояние, связанное с монополией МАУ (авиакомпании Игоря Коломойского) — закончился победой Саакашвили: ему удалось добиться ликвидации олигархической монополии и отставки руководителя Госавиаслужбы Дениса Антонюка («человека Коломойского»).

«Интерес» Саакашвили к авиации неслучаен: у него собственные проекты, связанные с «открытым небом» и лоукостными хабами в Одессе и Львове (отставленный Антонюк в свое время обвинил Саакашвили в том, что похожие «неэффективные реформы» тот проводил в Грузии, где в итоге основными авиаперевозчиками стали два турецких лоукостера, и «деньги налогоплательщиков уходили в Турцию»). Тогда, в ходе борьбы за «открытое небо», Саакашвили обвинил Яценюка в связях с Коломойским и Ахметовым, при этом заверил, что сам в Кабмин не рвется и действует лишь «в интересах народа Украины»: «Я не собираюсь становиться премьер-министром Украины. Но я хочу, чтобы премьер-министр действовал в интересах народа Украины, а не Коломойского, а не Ахметова, а не кого-то другого», — заявил он в интервью 5-му каналу. Яценюк ответил в том духе, что «Михаил не прав» и что его правительство точно так же все делает «в интересах Украины»: «Михаил должен работать, и он будет работать. Я ни на какие персональные выпады не реагирую. Речь не идет ни о персоналиях, ни об эмоциях. Речь идет об ответственности за судьбу страны, о моей ответственности перед Украиной, об ответственности Михаила перед одесситами, и мы тут едины».

Впрочем, тогда же, в начале сентября, в украинских соцсетях и в СМИ появилась «петиция на имя президента Украины Петра Порошенко» о назначении Саакашвили премьер-министром. Однако потом, по ходу избирательной кампании, вся эта история ушла в тень, и новое обострение случилось после выборов, и, кажется, не в последнюю очередь связано с ситуацией в Одессе, где по результатам экзит-полов ожидали второго тура. Во второй тур проходил советник Саакашвили Александр Боровик, однако счетная комиссия присудила победу действующему мэру Геннадию Труханову в первом туре.

Одновременно после выборов стали говорить о перестановках в Кабмине, а Яценюк дал нашумевшее интервью брюссельскому изданию Politico, в котором ответил на вопросы о своих «связях с олигархами» и раскритиковал Саакашвили за «излишнюю эмоциональность» и … за реформы в Грузии: «Таков стиль поведения Миши. Если Миша был настолько успешным в Грузии, скажите мне, почему он не может вернуться туда. Что с реформами судебной системы в Грузии?». Саакашвили ответил, предупредив, что «удар был ниже пояса», притом от «экономики Яценюка» он, что называется, камня на камне не оставил:

«При моем правлении Грузия даже в условиях войны и геополитической напряженности большую часть времени показывала рост двузначными цифрами, а украинская экономика, к большому сожалению, последние два года катастрофически падает. … При мне в Грузии уровень теневой экономики сократился с 60 до 5%, а в украинской вырос с 32 до 48%. … При мне Грузия поднялась в рейтинге Всемирного банка по простоте ведения бизнеса на 8 место, а Украина пока только на 72-м. … При мне, рейтинг восприятия коррупции среди бизнес-субъектов сократился с 80 до 2%, а в Украине в последнее время увеличился до 80%. Украина, к моему великому сожалению, опустилась до уровня худших африканских показателей».

Судя по тому, как «сорвался» на этот раз Яценюк, он чувствует себя неуверенно и позиции его после выборов гораздо слабее, чем были, однако наблюдатели полагают, что это тот случай, когда от конфликта двух «сильных игроков» выигрывает третий — в данном случае президент Порошенко. Порошенко в свое время отклонил «петицию» о назначении Саакашвили премьером, напомнив, что, согласно Конституции, премьер-министр Украины назначается Верховной радой, и что 11 декабря 2014 года Рада одобрила программу деятельности Кабинета министров Яценюка, и в течение года (до 11 декабря 2015 года) Рада не может рассматривать вопрос об ответственности этого правительства. По всей видимости, решающий раунд следует ожидать в декабре. Но уже после 12 ноября анонсированы «структурные изменения» в правительстве Украины и его «переформатирование».


Фото:
1. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Danil Shamkin / Zuma\TASS
2. Украина. Одесса. 8 июля 2015. Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили на совещании с главами областных государственных администраций и силовых структур. Николай Лазаренко / пресс-служба президента Украины / ТАСС














  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».