Борьба с коррупцией
11 октября 2024 г.
«Чайка». Акт V. Те же и кремлевская лапша
21 ДЕКАБРЯ 2015, ГЕОРГИЙ САТАРОВ
ТАСС

Г-н Песков тут объяснял, как бдительно Кремль стоит на страже коррупции. Целых два подразделения, дескать, бдят над чиновными декларациями. Тут не то, что чайка, чижик не проскочит. Повелись на это не только журналисты, но и суперэксперты из Transparency International – Russia, объясняя необходимость взять под контроль Кремля бизнес взрослых детей или иных родственников должностных лиц. Совет хороший, поскольку открывает перед контролирующими органами и подразделениями новый огромный рынок коррупционных доходов.

Между тем уже больше десяти лет принято рамочное антикоррупционное законодательство, предусматривающее введение в России института контроля конфликта интересов. Конфликт интересов – это средство антикоррупционной обороны на дальних подступах, скорее профилактическое средство, а не средство выявления и доказательства коррупционных преступлений, если работа института налажена. Понятие конфликта интересов распространяется на должностных лиц, а не на предпринимателей. Поясняю на примере стандартной работы такого контроля.

Представим себе патрульного полицейского, зона внимания которого распространяются на улицы 1, 2 и 3 и соединяющие их переулки. Жена полицейского решила открыть булочную на улице 2. Полицейский обязан тогда подать своему начальству или в соответствующее надзорное подразделение рапорт о попадании в ситуацию конфликта интересов. Смысл очевиден: его властный контроль над этой территорией может использоваться как способ вмешательства в сферу конкуренции между булочниками. Начальство вправе игнорировать эту ситуацию, зная полицейского как истового служаку и честнейшего человека. В этом случае начальство берет на себя ответственность за возможную коррупцию, которая соблазнит хорошего парня в ситуации конфликта интересов. Может поступить иначе: сменить его зону патрулирования. А может просто перевести в отдел нравов или архив. Если полицейский не подал рапорт, то обнаружение указанной ситуации, даже если не совершено коррупционное преступление, дает основание для его увольнения без сохранения льгот.

Теперь давайте подумаем: находится ли Генеральный прокурор в ситуации конфликта интересов? Ответ очевиден – да. Для этого достаточно напомнить о колоссальной эффективности его младшего сына в таком приятном виде спорта, как конкурсы на оказание разных услуг государству. Даже при отсутствии норм о декларировании конфликта интересов, такая пикантная ситуация должна была бы стать предметом крайне пристального внимания или президента, представившего кандидатуру Ю. Чайки Совету Федерации, или Совета Федерации, утвердившего представленную кандидатуру.

Дело не в том, является ли Генеральный прокурор завзятым коррупционером. Я исхожу из того, что он кристально чист. Коррупция вредна не тем, что вызывает в ком-то зависть к неправедно нажитому богатству. Коррупция вредна своими негативными последствиями. Мы ведь живем в России. И потому мы прекрасно знаем, что невозможно в нашей стране представить тендер, который проигрывает сын Генерального прокурора. Это значит, что в важных сферах, за которые отвечает государство, ликвидирована конкуренция. А там, где ликвидирована конкуренция, там растут цены и снижается качество государственных услуг. А потребителями этих услуг являемся все мы. Вот в этом главная проблема, а не в безвкусице и пошлой аляповатости гостиницы, которую открывал министр культуры в Греции.

Большинство пишущих или вещающих о коррупции по-прежнему относятся к ней просто как к преступлению. Но коррупция – это всегда потери для общества. Из-за нее деградируют социальная сфера, экономика, образование, здравоохранение, безопасность граждан и обороноспособность страны. Она умножает бедность и увеличивает социальное расслоение. Она практически уничтожила нормальное государство в нашей стране.

Казус Чайки интересен не фактом выявления всяких странностей и конфликта интересов как минимум у Генерального прокурора. Самое интересное – реакция верховной власти на сей факт. Это означает, что в Кремле сидят люди либо абсолютно безграмотные, не понимающие ни черта в коррупции, либо люди покрывающие коррупцию как минимум. Читатели сами в состоянии оценить, какая из предложенных версий вероятнее. Но оба варианта производят один и тот же побочный продукт – лапшу, которую вешают нам на уши.













  • Алексей Левинсон: Реальным политическим адресатом в данном случае и вообще всей кампании арестов крупных чиновников является бюрократия, а не широкая публика.

  • Ведомости: Как отмечает политолог Александр Кынев, возбуждение громких коррупционных дел – в том числе в преддверии выборов в Госдуму – было ожидаемо. 

  • Mikhail Trofimov: Задержанный за взяточничество пензенский губернатор единорос Иван Белозерцев прославился советами педагогам по покупке портретов главы государства и САМОГО СЕБЯ!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Разве случай Белозерцева – коррупция? Это – совместное предприятие
22 МАРТА 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувшее воскресенье пришла новость, которую сенсационной уже никак не назовешь. По подозрению в получении крупной взятки задержан действующий глава Пензенской области Иван Белозерцев. Правоохранители полагают, что он вступил в преступные коррупционные отношения с предпринимателем Борисом Шпигелем, который не только успешный бизнесмен, но и видный политик – несколько лет он был сенатором все от той же Пензенской области. А сенсации тут никакой нет, поскольку Белозерцев вовсе не первый глава региона, которого правоохранительные органы привлекают к ответственности за получение взяток.
Прямая речь
22 МАРТА 2021
Алексей Левинсон: Реальным политическим адресатом в данном случае и вообще всей кампании арестов крупных чиновников является бюрократия, а не широкая публика.
В СМИ
22 МАРТА 2021
Ведомости: Как отмечает политолог Александр Кынев, возбуждение громких коррупционных дел – в том числе в преддверии выборов в Госдуму – было ожидаемо. 
В блогах
22 МАРТА 2021
Mikhail Trofimov: Задержанный за взяточничество пензенский губернатор единорос Иван Белозерцев прославился советами педагогам по покупке портретов главы государства и САМОГО СЕБЯ!
Вдруг война, а ты украмши
12 МАРТА 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Генпрокурор Игорь Краснов пожаловался на рост коррупции в поднадзорной стране. Количество преступлений, связанных, например, с откатами в сфере госзакупок, возросло по официальным данным за минувший год на 74%. Россия оказалась на 136 месте из 180 в рейтинге стран по уровню восприятия коррупции за 2020 год, который составила международная организация Transparency International (ее российское представительство Минюст РФ, понятное дело, объявило иностранным агентом). По уровню коррупции Россия превосходит не только все без исключения страны Европы и Америки (кроме своего союзника – Венесуэлы), но и большинство стран бывшего СССР...
Прямая речь
12 МАРТА 2021
Елена Панфилова: Все послабления лежат именно в области смягчения требований в плане противодействия коррупции, это не «разрешение взяток». Но беспокойство общественности понятно...
В СМИ
12 МАРТА 2021
Znak.com: ...звучат абсурдно-саркастичные предположения, что к числу таких причин отнесут болезненную тягу к воровству — клептоманию или склероз. 
В блогах
12 МАРТА 2021
Геннадий Гудков: ...за «несанкционированнную» просветительскую деятельность - уголовная ответственность, а за коррупцию - освобождение от нее. Классное государство придумал Путин.
Миллиард туда, миллиард сюда. Десять миллионов – на карман
22 СЕНТЯБРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Международная расследовательская группа «Кассандра», объединяющая больше ста изданий из почти ста стран, обнародовала массив документов финансовой разведки Минфина США о так называемых «сомнительных проводках». Россия там занимает вполне достойное место. Персонажи все известные – Олег Дерипаска, братья Ротенберги, путинский виолончелист Ролдугин, Алишер Усманов, Роман Абрамович. Мелькнула фамилия и советника президента Валентина Юмашева. Но в файлах по Юмашеву сумма какая-то совсем жалкая – шесть миллионов долларов. Неловко даже об этом говорить. А какой влиятельный был когда-то сановник! 
Прямая речь
22 СЕНТЯБРЯ 2020
Максим Блант: ...падение акций банков и прочий шум и гам, разгоревшиеся в последние два дня, связан не с подозрительными операциями, а с тем, что все поняли: банки на них стучат.