Медиафрения
28 апреля 2017 г.
Медиафрения. Сам с собою. Громко

ТАСС

Российское телевидение продолжает осваивать все новые сферы человеческого бытия, которые ранее не становились объектами освещения медиа. Одно из таких всем известных явлений, про которые до недавнего времени не было принято говорить публично, это самоудовлетворение. Наверняка в каких-то передачах о здоровье доктора рассказывали родителям о том, как надо относиться к этому явлению. Но так, чтобы выводить эту тему на самую широкую аудиторию, делать ее предметом пристального общественного внимания, до этого как-то не доходило.

Нет, попытки были. Вот, например, в марте 2007 года британский телеканал Channel 4 запланировал показать целую серию передач на эту тему, объединив их в программу под названием «Неделя мастурбации». Но отсталая британская общественная журналистика подняла жуткий крик, мол, программа снижает стандарты, нарушает этические нормы, то да сё. Короче, испугались британцы и отползли от темы. Но тема-то, как вдруг оказалось, актуальная, и раскрывать ее пришлось российскому телевидению. Как верно отмечает Соловьев, когда европейцам трудно, они зовут русских. И Дмитрий Киселев очередные «Вести недели» от 22.05.2016 почти полностью посвятил ей.

Не менее 10 минут Киселев подводил свою аудиторию к адекватному пониманию поэтического шедевра Бориса Джонсона, экс-мэра Лондона, которое было посвящено Эрдогану. Прочтению шедевра предшествовал глубокий литературоведческий анализ. Сначала, объяснял Киселев, у Джонсона идет сплошной амфибрахий, ну а потом уж, конечно, анапест. Но это потом, так у них, у англичан, принято. Подготовив аудиторию к восприятию прекрасного, Киселев с выражением продекламировал стихотворение, которое я, увы, вынужден процитировать, иначе читатель не сможет настроиться на тот камертон, с которым теперь сверяет свою стилистику российское ТВ. Итак, вот вам стихи, которыми Киселев поделился с общероссийской аудиторией: «Один озабоченный турок // Все время дрочил свой окурок, // Пока ранней весной не слюбился с козой, // Без всяких прелюдий, придурок». С явным сожалением, что высокая поэзия так быстро закончилась, Киселев еще некоторое время раскрывал эту тему.

Судя по вектору изменений контента российских медиа, мне скоро придется оставить медиакритику и уступить анализ СМИ порнографам и сексологам, ибо моей квалификации в этой сфере явно не хватает. А Киселев между тем уверенно осваивает эту сферу, посему остаток передачи посвятил различным ее аспектам. Большой сюжет итоговых «Вестей недели» носил характерное медицинское название «Расцарапывание болячек» и был посвящен все той же Турции.

В студии была вывешена большая карта, на которой практически вся Турция, включая Константинополь, проливы, часть Северной Африки, гора Арарат — все это было российское. Киселев смотрел на карту с вожделением и публично делился своими фантазиями. Это была карта, которая прилагалась к секретному соглашению Сайкса-Пико, заключенному в 1916 году британским и французским дипломатами по поводу грядущего раздела Османской империи, в результате которого значительная ее часть должна была отойти империи Российской. Но в связи с тем, что Российской империи меньше чем через год после тайного соглашения не стало, карта эта осталась лишь в архивах историков и в грёзах российских имперцев, которые, подолгу глядя на нее, удовлетворяют свои буйные фантазии.

Фантазии на тему «КонстантинопольНаш» продолжил военный эксперт Семен Багдасаров в «Воскресном вечере» с Владимиром Соловьевым. Он прямо так и сказал, мол, нет никакого Стамбула, есть Константинополь. И это наш город! И проливы наши! Это территория Российской империи, грезил наяву военный эксперт Семен Багдасаров. Выкрикивая эти фразы, военный эксперт испытывал явное облегчение. Из гуманизма надо было бы снисходительно отнестись к тому, что люди самоудовлетворяются, фантазируя на старые карты и повторяя застарелый имперский бред. Проблема в том, что беспрепятственное распространение этого бреда и этих фантазий может побудить некоторых людей попытаться воплотить эти галлюцинации в жизнь. Как это случилось недавно с одним полуостровом. После чего страна, которая позволила имперскому бреду овладеть массами, превратилась в изгоя.



Пармантье от Киселева

На днях технологии лжи, которыми постоянно пользуются все без исключения российские федеральные телеканалы, были тщательно проанализированы, документально зафиксированы и получили элегантное французское название «запеканка Пармантье». Дело было так. Дмитрий Киселев выпустил в эфир телеканала «Россия 24» передачу о том, как во Франции евроскептики протестуют против засилья мигрантов и политики Евросоюза.

Кадры толпы, которая швыряет разные предметы в полицейских, сменяли люди, которые что-то возмущенно говорили в камеру. Потом опять толпа, потом опять какой-то человек возмущается. Закадровый переводчик объясняет, что мужчина возмущен тем, что полиция не принимает меры против мигрантов, а преследует его, коренного француза. Девушка, по уверениям закадрового голоса, очень боится мигрантов. А вот пожилая женщина, которая жалуется на то, что работала в мэрии, а ее уволили, заменив сразу тремя мигрантами.

Французский телеканал Canal+ провел расследование, встретился со всеми фигурантами киселевской программы и установил, что все это было фальшивкой. С первого до последнего кадра. С первого до последнего слова. Толпы людей оказались протестующими против нового закона о труде, которые не имеют ничего против мигрантов. Во всяком случае, они собрались не по этому поводу. Люди, которые в камеру якобы протестовали против политики Евросоюза, узнав, какие слова им приписало российское телевидение, возмущенно заявляли, что говорили либо прямо противоположное, либо совершенно на другую тему.

Ведущий передачи Le Petit Journal объяснил, как действует кухня лжи Дмитрия Киселева. Французский ведущий сравнил эту технологию Киселева с рецептом запеканки Пармантье, французского аптекаря, открывшего вXVIIIвеке для французов картофель и придумавшего массу блюд из него. Так вот, запеканка Пармантье готовится слоями: слой пюре, потом мясо, потом снова слой пюре, сверху сухари, масло и сверху обязательно посыпать зеленью. Киселев сначала пускает сюжет о хулиганах, переворачивающих машины, потом интервью с пожилой дамой, потом снова сюжет с площади Республики, где в рамках движения «Ночь на ногах» французские левые вот уже месяц протестуют против принятия закона о труде, суть которого так же неизвестна большинству российских телезрителей, как рецепт приготовления запеканки Пармантье. Потом берет в кадр еще несколько человек, которые ни к чему не имеют никакого отношения. Запеканку от Киселева надо густо присыпать звуковым рядом из слов, которые никто из людей в кадре никогда не говорил. После чего можно скармливать аудитории.

Самое забавное, что уже после того, как французский канал разоблачил кулинарное творчество Киселева на канале «Россия 24», он практически тот же свой сюжет-запеканку с минимальными коррективами пустил в «Вестях недели» на канале «Россия 1». Не пропадать же добру.



Страшилка картонная и «люди дела»

Если на свете есть наивные люди, которые за более чем четверть века еще не поняли, зачем российской власти Ж. и его партия и почему власть разрешает Ж. безнаказанно творить непотребство и нарушать в эфире и за его пределами по дюжине статей УК РФ ежедневно, эти наивные люди должны обязательно посмотреть «Воскресный вечер Владимира Соловьева» от 22.05.2016. А если и тогда не поймут, я уж не знаю, что с ними делать.

Соловьев заявил, что будут обсуждать наши инициативы в Сирии, но про Сирию никому говорить не захотелось, зато все стали кричать про Америку и НАТО. Больше и громче всех орал, естественно, Ж. Сначала он объяснил, что Америка — это страна-урод. Что это больные люди, которые считают, что они лучше всех и хотят господствовать. Вот, например, Наполеон, продолжил Ж., и тут Соловьев удивленно спросил: а что, Наполеон тоже американец? Нет, ответил Ж., Наполеон и Гитлер — они такие же, как американцы, тоже хотели господства, поэтому их всех надо уничтожать.

Когда после Ж. взял слово единоросс Пушков, то, несмотря на абсолютно ястребиный характер его выступления, по сравнению с Ж. он казался вполне вменяемым человеком. Пушков, по сути, призывал к втягиванию в холодную войну, утверждал, что Запад любую попытку договориться воспринимает как слабость, а значит, надо наращивать военную мускулатуру и не идти ни на какие компромиссы. Но он не плевался, не пытался никого укусить и не грозился всех расстрелять и повесить, и уже этим производил выигрышное впечатление на фоне пугал, присутствующих в студии.

ТАСС

Это впечатление усилилось, когда слово вновь взял Ж., который с ходу обвинил Пушкова в капитулянтстве и потребовал нанести превентивный удар. «Надо долбануть и показать, на что способны наши ядерные силы», — призвал присутствующих Ж. И, как выяснилось, у него есть продуманный план и цель, по которой надо долбануть. «В Северном море есть остров, маленькая страна, 200 тысяч населения. Брюсселю сказать, посмотрите, вот остров, видите? Отвернитесь, а теперь нет острова. Страны нету! Дымок идет».

А после приема внутрь изрядной порции Ж. зрителям было предложено залакировать это изрядной дозой Багдасарова с его грёзами о нашем Константинополе и нашими проливами, с его убеждением, что война с Турцией уже идет и поэтому по Турции надо обязательно «долбануть».

И вот после двух этих страшил ужаснейших, один из которых готов испепелить остров в Северном море, второй уже ведет в своих фантазиях войну с Турцией, депутат Пушков, которого выгнали из ПАСЕ и включили во все санкционные списки за жесткую имперскую и милитаристскую позицию, выглядит человеком, с которым можно если не иметь дело, то хотя бы вести диалог.

Это и есть цель. Создать тот абсолютно черный фон, на котором грязно-серая партия жуликов и воров будет выглядеть отрядом рыцарей в сверкающих белых доспехах.

Чтобы усилить этот образ, Пушков дает бой Ж. и Багдасарову. «Вы — провокатор!» — бросает в лицо Багдасарову отважный Пушков. «Вас надо выгнать отсюда! Хватит призывать к войне!» — это уже в адрес обоих картонных страшил, Багдасарова и Ж.

У «Единой России» в сентябре выборы. Их надо как-то выигрывать. Чурова нет, так что большого волшебства не будет. На местах припишут 10-15%, вряд ли больше. На Северном Кавказе и в некоторых регионах Поволжья нарисуют 98%, но это все же меньшая часть России. В остальной части даже с учетом админресурса до искомого большинства не хватает процентов 15-20. Сдувшийся пузырь «Единой России» решили надувать. Одной из технологий такого надувательства стали праймериз «Единой России», которые состоялись в минувшие выходные.

Больше месяца об этом внутрипартийном мероприятии трубили все федеральные телеканалы страны. То есть «Единая Россия» фактически получила еще один гигантский бонус в виде немыслимой по размаху предвыборной агитации за пять месяцев до выборов. Информационное обеспечение предвыборов «Единой России» не ограничивалось только телевидением. При выходе из метро мне всучили газету «Столица Единой России». Это городская общественно-политическая газета московской организации партии «Единая Россия».

Тираж этого изделия — 1 миллион экземпляров. Ничего даже близко похожего на такой тираж в Москве нет и быть не может. Качество изделия обратно пропорционально тиражу. Из восьми полос на первой и второй — портрет Путина и цитаты из него же. На четвертой важная информация, что ЕР — это «партия нашего президента Владимира Владимировича Путина», на третьей секретарь ЦК КПСС, ныне сенатор-единоросс Владимир Долгих, выступает в храме Христа Спасителя. На пятой фото Третьяка более чем 30-летней давности, на шестой — как «Единая Россия» заботится о детях.

А вот на седьмой — изюминка: литературный шедевр — сказка про то, как за счастливое детство девочки Маши боролись в темном лесу следующие персонажи. Во-первых, ее родители, мать, медведица Варя, и отец — Красный бык Гоша. (Я после пятой попытки понять, в чем смысл этой дивной гибридной аллегории, бросил это непосильное для моих мозгов занятие. Кстати, надо при случае у Мизулиной спросить, нет ли тут намека на пропаганду извращения: все-таки Маша — девочка, мама — медведь, папа — вообще бык. Как-то это все не очень.) Вторую группу бойцов за машино счастье составили Красный альфа-бык Зюбр и Красная корова Муму. Тут, вроде, все понятно. Как, впрочем, и с третьей партией, которую представляют Белый опоссум Кася 7% и Белая опоссумша Сюся. Прочитывается и Тукан, лидер Партии болтливых какаду, которому для особо непонятливых автор сего шедевра дал в качестве подсказки отчество — Тукан Какадольфович. Образ Ёжика-резонера лишь намечен пунктиром, но по тому, как Ёжик-резонер тяготеет к свободе, его партийная принадлежность также угадывается. Сказка состоит из трех снов, в каждом из которых Медведица Варя и ее дочь Маша попадают по очереди сначала в страну, где у власти Красная корова Муму с Красным Зюбрем, затем в страну, где правит Тукан, а потом в ужасное болотное государство Белого опоссума Каси 7%, где всюду белые ленты и висит портрет президента Лешего, который продал весь лес и поэтому теперь везде мокрое болото. Но все кончается хорошо: Варя, Маша и Гоша просыпаются и мгновенно решают все свои проблемы, которые никак не могли решить в своих снах, где хозяйничали звери неправильной партийной ориентации.

Для полного счастья мне осталось сообщить, что на последней странице истинный единоросс может попытаться разгадать партийный сканворд, в котором пытливым сторонникам партии власти предлагается угадать фамилию президента РФ и лидера партии «Единая Россия». При этом портреты обоих персонажей тут же размещены, а для тех, кто все равно затруднится с ответом, здесь же даны ответы на вопросы, напечатанные крупным шрифтом.

Напоминаю, что тираж данного изделия по Москве составляет миллион экземпляров. Можно предположить, что общий объем партийно-единоросской макулатуры, выпущенной к этим праймериз, таков, что ею можно выстелить страну по периметру. Трудно сказать, где партия власти находит исполнителей на свою местную прессу, поскольку содержания этого листка постыдился бы самый замшелый редактор самой захолустной районки.

Судя по всему, внутрипартийные праймериз, которые почему-то были поданы как главное событие государственного масштаба и освещались государственным телевидением как настоящие выборы, будут не последней попыткой надуть электоральный потенциал «Единой России» до кондиций, необходимых для победы. Для подавляющего большинства российской политической верхушки альтернативой власти давно стала тюрьма. Поэтому в оставшийся до сентября период все ресурсы государственной пропаганды будут включены на полную мощность. А гражданам, желающим сохранить душевное здоровье, лучше всего на это время спрятать подальше пульт от телевизора и сторониться российских газет, кроме тех немногих, которым еще можно доверять.


Фото: Илья Питалев/ТАСС и Станислав Красильников/ТАСС














  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. На смену швондерам идут шариковы
25 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость: «Новой газете» удалось не только вытащить историю с массовыми бессудными расправами и секретными тюрьмами в Чечне в публичное пространство, не только заставить руководство Чечни реагировать, но и добиться, чтобы Следственный комитет России начал следственные действия. Да, на журналистов «Новой» обрушился беспрецедентный шквал угроз от людей, которые вполне могут эти угрозы реализовать. Единственная защита журналистов в этой ситуации — гласность, и эту защиту смогла себе обеспечить и редакция «Новой», и коллеги, прежде всего с «Эха Москвы», проявившие солидарность с журналистами «Новой».
Кремлевские СМИ строят «свиньей»
19 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вы будете смеяться, но Кремль готовится к выборам. Идет перегруппировка информационных войск, смотр рядов, а также тщательная их зачистка. Первым делом из информационного поля России решено убрать единственную оставшуюся кочку из числа более-менее заметных. Это медиа холдинг РБК. Михаил Прохоров, конечно, никакой не оппозиционер, но РБК он распустил. То про дочь чью-то пишут. Какие могут быть дочери у холостого человека? Который к тому же давно и успешно женат на России и счастлив в браке. Потом постоянно пишут про какие-то протесты и акции. Какие протесты? Какие акции? А еще называют по имени того, кого называть запрещено.
Медиафрения. Многословное молчание Путина и телевизора
18 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе одновременно замолчали двое: Путин и российское телевидение. То есть эти двое произнесли в совокупности множество слов, но ничего не сказали. Как в театре, когда актеры изображают многоголосый гул толпы, повторяя на разные голоса фразу «О чем говорить, когда говорить не о чем?». Таким же молчанием было многословное говорение на съездах и пленумах КПСС брежневско-черненковского периода. Слова «Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву!», произнесенные голосом Левитана, всегда символизировали доминирование в информационном пространстве. Москва говорит — все слушают. На минувшей неделе говорил Трамп...
Медиафрения. Куда попали 36 недостающих «Томагавков»
10 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
После того, как Трамп закидал «Томагавками» базу Асада, российских «экспертов» больше всего заинтересовал вопрос, куда делись 36 дорогостоящих американских крылатых ракет. Некоторые, особо сердобольные и хозяйственные, переживали за американских налогоплательщиков, деньги которых, заботливо вложенные в «Томагавки», транжира-Трамп пустил на ветер. Особо патриотичные, как, например, Кургинян, орали, что американские ракеты никуда не делись, их сбили наши С-300 и С-400. Пиар-генерал Конашенков, таинственно сообщил, что ракеты у Трампа куда-то потерялись, то ли в море упали, то ли в заблудились в сирийских песках, а те, что долетели все попали в столовую и в какой-то старый самолет, который давно хотели выкинуть, да все недосуг было.
Медиафрения. «Правда и справедливость» российской прессы
4 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сразу после акций протеста Путин отменил свою ежегодную «прямую линию» общения с подведомственной популяцией. Некоторым догадливым людям пришла в голову мысль объединить эти два события и даже увидеть причинно-следственную связь. Догадливые были немедленно поставлены на место путинским пресс-секретарем Дмитрием Песковым, который резонно заявил, что версия о том, что Путин мог отменить (перенести) свою «прямую линию» из-за протестов, абсурдна. В действительности, пояснил Песков, причина исключительно в графике президента. Нет в этом графике окошка для общения с популяцией. Куда важнее, например, продемонстрировать всему миру свою морозоустойчивость, прогулявшись в кепочке по Земле Франца-Иосифа.
Медиафрения. Какие акции? Какой протест? На – обыщи!
27 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путинский официоз остался в середине 20-го века. В 1962 году можно было не рассказать в СМИ про Новочеркасский расстрел, благодаря чему страна об этом не узнала, а с советской властью ничего не случилось. В 1986-м медийный бойкот Чернобыля, пусть не сразу, но стал одним из ударов, которые в конечном итоге режим разрушили. Действовать подобным образом в 2017-м — значит совсем не понимать, который век на дворе. 
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора. Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.