Сирия
19 марта 2024 г.
Асадов кафтан
13 ДЕКАБРЯ 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

Обмен медалей «За освобождение Пальмиры» на медали «За взятие Алеппо» производится в наградном отделе Министерства обороны. Рекомендуем не торопиться. По данным осведомленных источников, обе медали будут вскоре менять на почетный знак «За оборону Хмеймим».

Не исключаю, что подобные объявления появятся в военной прессе. Кремлевские пропагандисты по максимуму использовали успех сил Асада, поддержанных российской авиацией, которые весной взяли Пальмиру. Это действительно впечатляло. Древний город, чьи памятники уничтожались варварами из «Исламского государства», возвращен цивилизованному миру. Туда немедленно были отправлены саперы для разминирования. А вслед за ними ученые – чтобы определить перспективы восстановления. Апофеозом стали выступления самых любимых Путиным музыкантов в освобожденном городе. Симфонический оркестр среди древних памятников – ну какие еще нужны доказательства того, что Россия исключительно бескорыстно действует на международной арене?

И вот теперь случилось позорище. Практически за сутки террористы вернули себе Пальмиру. Сирийское воинство бежало, оставив противнику богатые трофеи, включая бронетехнику. Российские летчики, совершившие свыше 60 боевых вылетов, не смогли переломить ситуацию. Эксперты диву даются, как случилось, что наши военные, чьи дроны, как они уверяли, контролируют всю сирийскую территорию, проспали концентрацию пяти тысяч боевиков. Разведка, которая еще недавно обладала способностью сразу определять национальную принадлежность уничтоженных террористов, не увидела выдвижения существенных сил противника. Опытнейший Юрий Балуевский, бывший начальник Генштаба, не скрывает удивления: «Какая бы ни была сирийская армия, но не отследить сосредоточение сил противника в районе Пальмиры... Это неправильно. Так не должно быть. И мои коллеги, которые там есть — я тоже не понимаю их. У сирийцев, может быть, нет таких возможностей, как у нас. Но мы-то куда смотрели…»

На самом деле удивляться нечему. Исходя из политических соображений (процесс передачи власти в Вашингтоне и неопределенность будущей политики США дают Москве свободу рук), нужно было побыстрее взять Алеппо. Между тем, несмотря на мощную авиационную поддержку, воевать за Асада на земле некому. Насколько можно понять, все ресурсы пополнения правительственной армии исчерпаны за годы гражданской войны. Иранских и палестинских «добровольцев», равно как и подразделений правильных террористов из ливанской «Хезболлы» недостаточно. Все резервы были переброшены в Алеппо. Туда же, очевидно, были перемещены и средства российской разведки (чьи возможности, подозреваю, были несколько преувеличены отечественным телевидением). На прикрытие Пальмиры сил не осталось вовсе.

Чем и не замедлили воспользоваться террористы из «Исламского государства». Очевидно, что сирийская война ничем не отличается от обычной «партизанской войны», в которой за последние десятилетия ни одной регулярной армии не удалось одержать победу над полувоенными формированиями. Дело в том, что в отсутствии линии фронта регулярная армия ослабляет себя в результате каждой победы – пытаясь контролировать взятые территории. А полувоенные формирования, не связанные необходимостью защищать какие-то территории, обладают свободой маневра и наносят удар там, где правительственных войск мало.    

К сожалению, и политическое лицемерие порой отрицательно сказывается на военной стратегии. Кремль влез в сирийскую гражданскую войну вовсе не для борьбы с мировым терроризмом. Он пытался решить одновременно две задачи. Во-первых, принудить Запад к какому-никакому диалогу после аннексии Крыма и гибридной войне на Донбассе. Во-вторых, защитить диктатора, который, по мнению Путина, имеет законное право тиранить свой народ. Поэтому Россия в Сирии воюет не столько с террористами из «Исламского государства» (освобождение Пальмиры весной – скорее исключение), сколько с врагами Асада. Последствия, как видим, не замедлили сказаться.

Поскольку свежих сил у Асада не появится, то через пару успешных операций боевиков российские стратеги явятся к Путину и попытаются убедить его в необходимости широкомасштабной наземной операции. Вроде той, чей сценарий проиграли в ходе учений «Центр-2015». Тогда, напомню, по сценарию, страну, «захваченную террористами», оккупировала 100-тысячная российская группировка. Российское военное руководство продумывает такой вариант. В Думе находится законопроект, позволяющий Министерству обороны заключать краткосрочные контакты на службу в армию. Практически это означает вербовку необходимого количества пушечного мяса на конкретную военную операцию. В результате Россия окончательно увязнет в сирийских песках. Ведь генералы всегда обещают скорую победу…  


Фото: Сирия. Пальмира. Фрагмент Великой колоннады в исторической части города. Архитектурный музейный комплекс Пальмиры - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Валерий Шарифулин/ТАСС














  • Сергей Цыпляев: Такое столкновение было неизбежно, потому что мы случайно, не понимая, куда лезем, вступили в исторический конфликт шиитов и суннитов.

  • "Независимая газета": Если американские дипломатические круги поддерживают идею военной помощи Турции, оборонное ведомство США выступает категорически против.

  • Gaziz Torbayev: Эрдоган четко заявил всему миру, что не сдадут Идлиб и его окрестности никому, это буферная зона безопасности... Для Турции Идлиб и Алеппо намного важнее чем Донбасс и Крым для России.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Атака дронов
5 МАРТА 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
На 5 марта назначены переговоры российского и турецкого президентов, результаты которых должны если не урегулировать, то хотя бы стабилизировать ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб. Судя по всему, турецкие и российские войска там находятся на грани боестолкновения. Обе стороны решительно отвергают такую возможность, но при этом не упускают случая, чтобы обвинить друг друга в обострении. Только что представитель отечественного военного ведомства генерал Конашенков поведал, что «наблюдательные посты турецкой армии находились в местах концентрации боевиков и полностью срослись с ними».
Прямая речь
5 МАРТА 2020
Сергей Цыпляев: Такое столкновение было неизбежно, потому что мы случайно, не понимая, куда лезем, вступили в исторический конфликт шиитов и суннитов.
В СМИ
5 МАРТА 2020
"Независимая газета": Если американские дипломатические круги поддерживают идею военной помощи Турции, оборонное ведомство США выступает категорически против.
В блогах
5 МАРТА 2020
Gaziz Torbayev: Эрдоган четко заявил всему миру, что не сдадут Идлиб и его окрестности никому, это буферная зона безопасности... Для Турции Идлиб и Алеппо намного важнее чем Донбасс и Крым для России.
Идлиб: никто не хочет уступать
25 ФЕВРАЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В сирийском Идлибе создалась ситуация, развитие которой ведет к прямому военному противостоянию между Россией и Турцией. И Москва, и Анкара такую вероятность решительно отрицают. Однако в то же время уже готовят «отмазки» на случай столкновений. Глава отечественного внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявляет, что «террористы» неоднократно наносили удары по российским и сирийским военным, а также по гражданским объектам с позиций наблюдательных пунктов Турции. Российские военные утверждают, что турецкие войска в Идлибе обеспечивают тех же «террористов» вооружениями, боеприпасами, а также обмундированием.
Прямая речь
25 ФЕВРАЛЯ 2020
Константин фон Эггерт: Судьба Идлиба будет печальна: рано или поздно сирийские войска возьмут под контроль эту территорию, что позволит заявить об окончании войны.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2020
"Московский комсомолец": Тема возможного применения российского оружия против российских войск остается актуальной в СМИ и блогосфере.
В блогах
25 ФЕВРАЛЯ 2020
Рыклин Александр: А вот, кстати, интересный вопрос - если турки победят в войне с Россией, они вернут Крым Украине?
Сирийский цугцванг Путина
10 ОКТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Турецкая армия начала захват приграничной зоны на севере Сирии. Цель операции «Источник мира» — создание 30-километровой буферной зоны вдоль всей турецко-сирийской границы. Эта «зона безопасности» должна отгородить Турцию от территорий, контролируемых боевыми организациями курдов, которые Анкара считает террористическими. Кроме того, именно в эту зону безопасности планируется направить сотни тысяч сирийских беженцев, которые находятся сейчас на турецкой территории. Турки, располагающие тяжелой артиллерией, танками и авиацией, имеют очевидное военное превосходство над курдами. Поэтому исход операции сомнений не вызывает.
Прямая речь
10 ОКТЯБРЯ 2019
Сергей Цыпляев: Если мы смотрим на Ближний Восток, то видим колоссальный калейдоскоп интересов, где мы в одних вопросах с кем-то союзники, а в других — нет. И курдский вопрос находился с самого начала в эпицентре противостояния.