Медиафрения
20 января 2019 г.
Медиафрения – 187. Особенности русской телевизионной эстетики
3 ЯНВАРЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Минувший год стал временем кризиса ценностей. Особенные неприятности случились с такими ценностями как Истина и Добро. «Сама компьютерная эпоха привела нас туда, где никто толком не знает, что происходит», - с подкупающим простодушием заявил Дональд Трамп, ставший 45-м президентом Америки главным образом именно благодаря потере ценностных ориентиров значительной части американских избирателей.

Если взять нашу основную скрепу – российское телевидение – то попытки найти там крупицы истины или добра выглядят глумлением над соотечественниками. И тут в поисках хоть какой-то опоры вспоминается последняя высшая ценность из этой триады – Красота. Тем более, что брошенные мимоходом полтора столетия назад слова Достоевского, что именно она спасет мир, не дают покоя уже нескольким поколениям российских интеллигентов.

И вот, отчаявшись обнаружить в телевизоре малейшие признаки истины и добра, я стал смотреть новогодний эфир в поисках прекрасного и сразу попал на итоговую «Международную пилораму на НТВ, а оттуда на «Голубой огонек» на России-1.



ЭСТЕТИКА МЕТЕОРИЗМОВ

Главная трудность эстетического анализа российского телевидения заключается в абсолютной неприспособленности для этой цели понятийного аппарата эстетики как разделе философии и как науки о прекрасном в жизни и в искусстве. Поэтому инструментарий для анализа пришлось изготавливать на ходу.

Возьмем, к примеру, «Международную пилораму с Тиграном Кеосаяном», что вышла на канале НТВ 30.12.2016. С точки зрения эстетических категорий все то, что в этой передаче делается, должно проходить по разделу иронии. И для этого есть специальный инструментарий – закадровый смех. Он четко указывает, когда именно прозвучала шутка. Если точнее, то когда данная шутка закончилась. Поскольку иначе шутки от Кеосаяна зафиксировать невозможно. Впрочем, и в зафиксированном виде, их довольно сложно воспринимать.

Вот, смотрите. «Со здравоохранением в Америке просто жопа!», - с акцентом на последнем слове говорит Кеосаян и тут же начинает визгливо смеяться, почти заглушая закадровый смех. У некоторых детей дошкольного возраста публичное произнесение матерных слов порой вызывает смеховую реакцию, но Кеосаян выглядит несколько старше… Или, вот, еще, тоже, естественно, про Америку. «Билл бил-бил, не добил. Хиллари била-била, не добила. Теперь пусть Трамп пробует». – Вы напрасно ждете продолжения. Его не будет. Шутка пошучена, звучит закадровый смех. Присоединяйтесь!

В ту же корзину: «Трамп тоже чмо, но это наше чмо!». – Звучит команда всем смеяться полторы минуты. «В Британии – брексит». – Звучит закадровый смех, а у меня возникает убеждение, что звукорежиссер досрочно приступил к новогоднему банкету, а посему врезает это гоготание куда не попадя.

Заключительный сюжет программы – беседа с Дмитрием Песковым. Кеосаян, как обычно при общении с начальством, на полную мощность включает холуя и, совершенно непристойно восхваляя «уникальный язык Пескова», просит, чтобы он перевел на свой замечательный язык выражение Лаврова «дебилы, бл…!». Судя по мгновенной реакции Пескова, реприза с ним долго обсуждалась и согласовывалась. «Козлы, нах..!», - отвечает Песков, и все счастливо смеются. Закадровый смех тоже смеется, радуясь тому, что на этот раз точно попал в шутку.

Чтобы не терять темпа, перейдем сразу к «Голубому огоньку» на России-1. Можно было бы с таким же успехом смотреть новогоднее шоу на любом федеральном канале, причем, за любой год – стилистика, состав, шутки – все совпадает с точностью 99%.

За столиками пьют, все время чокаются и ликующе хохочут Шифрин и Королева, Валуев и Бабкина, Лолита Милявская и Гоша Куценко, и еще всякое из этого же ряда. Ведущие Киркоров и Басков весьма натурально изображают идиотов. На сцене трио: Юрий Стоянов в роли Ангелы Меркель, Игорь Верник в роли Терезы Мэй и Игорь Христенко в роли Хиллари Клинтон. В прошлом году Стоянов уже изображал Меркель. Поскольку на выборах в этом году ее шансы на переизбрание весьма велики, то на Огоньке – 2018 ему снова предстоит надевать женское. Впрочем, в случае, если она потерпит поражение (маловероятно, но всякое ведь бывает!), тем более надо будет не упустить случая вдоволь поржать над проигравшей.

В этот раз главным объектом для шуток была Клинтон. Это ведь так смешно и так весело: участвовала в выборах, и, представьте себе – проиграла! Обхочешься! И все эти шифрины, милявские, куценки и бабкины с боярскими дружно обхохатывались и надрывали животики над такой невиданной глупостью. Надо же такое придумать, ха-ха-ха! – в выборах, гы-гы-гы! – а сама-то, - ой, не могу! – проду-у-у-ла!!! Бу-га-га.

На сцене ряженый под Трампа. Это 45-й президент США приехал в Россию познакомиться с Путиным. Путина на сцене нет, видимо, его культ по уровню сакрализации приближается к исламу, где пророка нельзя изображать, а тем более на сцене. Звучит только его гнусавый голос, который на заискивающий вопрос «Трампа», может ли он надеяться на встречу с президентом России, вкрадчиво отвечает: «есть минутка». Куценки и бабкины с боярскими счастливы. Этот-то приехал, губы раскатал, а наш-то ему, вы слышали – «есть, мол, минутка»!

Я достал свои пожелтевшие конспекты по курсу эстетики, пытаясь понять, что это было, вот это все. Есть эстетика безобразного, картины Босха, например, или тот же Гоголь. Изображение уродства и дисгармонии для демонстрации царства зла и тьмы, чтобы ярче сияли свет и добро. Есть бахтинский анализ эстетики раблезианского карнавала, как протеста телесного низа против занудной аскезы духа. Есть скрупулезный анализ эстетики безобразного от Карла Розенкранца, педантичного до оскомины, как все гегельянцы. Все – мимо! Российский телевизор не вмещается ни в одну из этих ячеек!

То, что делают на российском ТВ больше всего похоже на репризы нижней частью тела, которые отпускали в старом цирке клоуны, когда один громко пускал газы, а в этот момент другой клоун подносил к его панталонам факел, поджигая продукт метеоризма.

Принципиальная разница между клоунами старого цирка и клоунами новейшего российского телевизора в том, что те не корчили из себя учителей жизни и носителей высших ценностей, а эти – корчат. До дорогих россиян надо бы донести одну очень важную истину. То, что вам преподносят как исконно русскую духовность, на самом деле не что иное, как банальный метеоризм.

«МЕДУЗА» ПРОТИВ ГИППИЯ БОЛЬШЕГО И ГЕРАКЛИТА

Не обнаружив красоты в российском телевизоре, я перешел в рунет и сразу же нашел искомое. В качестве альтернативы новогодним программам федеральных каналов, «Медуза» предложила посмотреть довольно большую подборку видео с участием животных.

Попробуем оценить увиденное с точки зрения эстетики. Для этого используем платоновские размышления о сущности прекрасного в диалоге «Гиппий больший». Участники диалога – Сократ и соответственно Гиппий больший. С Сократом все ясно, а вот этот Гиппий больший, он заезжий софист, то есть, если на современный лад, нечто вроде политтехнолога, типа Павловского-Белковского-Куликова.

Гиппий, естественно, считает, что прекрасное это то, что высоко ценится, например, золото. Кроме того, прекрасно быть богатым и пользоваться почетом. Сократ, как ему и положено смотрит вглубь и вдаль. «Красота есть причина блага», - объясняет он, тем самым в чем-то предвосхищая Достоевского.

И дальше спорщики, усилиями, естественно, Сократа, выстраивают иерархию прекрасного, утверждая, что «прекрасный горшок безобразнее прекрасной девушки», которая в свою очередь сущая уродина в сравнении с прекрасными богами. В подтверждение справедливости этой иерархии Платон приводит суждение Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнивать ее с человеческим родом».

Прошло два с половиной тысячелетия. Человечество вряд ли стало лучше разбираться в том, что есть истина и добро. А вот в понимании красоты продвижение заметно. Во всяком случае, то, что предложила «Медуза», вопреки Гераклиту, неизмеримо прекраснее того, что предложили федеральные телеканалы.

Прекрасна была коала, играющая с бабочкой, которая все время садилась ей на нос. Невыразимо прекрасна была ехидна, за каким-то лешим уплывающая в бескрайнюю даль океана. История знакомства ленивца и кенгуру на детской площадке не вызовет улыбку счастья только у слепоглухонемого. Впрочем, сейчас есть способы тактильной коммуникации, с помощью которых и слепоглухонемой сможет разделить эту радость общения столь разных существ.

Рыжая капибара с утятами, веселые вомбаты на лужайке, енот, жамкающий кота, детеныш ленивца, зовущий маму, попугай, сосредоточенно играющий в детский конструктор, панда – мадонна с двумя детенышами… все это и есть прекрасное, оно же доброе и истинное в одном флаконе.

Не обошлось без недостатков (я - медиакритик, или где?). Сюжет со стаей корки в бассейне мало того, что возмутительно затянут, еще и вызывает лишние ассоциации и всякие намеки, мешающие наслаждаться прекрасным. Также затянут сюжет с морскими свинками, завтракающими брокколи. По мере затягивания завтрака и появления все новых едоков, невольно возникают ассоциации, а когда самая толстая свинка залезает всеми четырьмя ногами в кормушку и начинает давить еду, весь эпизод приобретает характер политического памфлета.

Я уже не знаю, кто там в этой «Медузе» сейчас самый главный начальник, Тимченко или все-таки Колпаков, в любом случае с акцентами надо поаккуратнее и тщательнее. А в целом, перефразируя давний текст Аркадия Бабченко, можно лишь подтвердить его главный тезис. Если россиянам вместо соловьевых и кеосаянов с киселевыми и пушковыми - дцать лет подряд 24 часа в сутки показывать коал, играющих с бабочками и кошачьих лемуров, требующих, чтобы им чесали спинку, то у России впереди забрезжит перспектива стать нормальной страной. Правда, для этого нужны некоторые предварительные мероприятия и немалые усилия, но это тема уже другой колонки.
















  • Зоя Светова: Люди восприняли призыв помочь журналу как призыв показать силу гражданского общества, своё сопротивление наглости государства, которое назначило штраф в 22 миллиона рублей интернет-СМИ...

  • "Ведомости": Пресс-секретарь президента России... Дмитрий Песков поздравил российское оппозиционное издание The New Times, которому удалось собрать деньги на выплату штрафа Роскомнадзора...

  • Aleksandr Kozmin: Теперь, после... свершившегося марафона помощи, The New Times вышло совершенно на новый уровень российского #СМИ став по-настоящему Народным.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Приручение рэперов, страдания по Брилеву и портрет барственного холуя
3 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Просмотрев выпуски новостей и ток-шоу в российском телевизоре за минувшую неделю, я уже почти написал обзор, но вдруг задумался. Что нового из очередной «Медиафрении» узнают люди? Что Соловьев в последнем «Воскресном вечере» обозвал президента Украины Петра Порошенко «иродом», а не «уродом», как обычно? Что один из его «экспертов» радостно сообщил, что «Порошенко перепутал томос с фаллосом», и сам весело смеялся удачной шутке? Как другой «эксперт» пугал аудиторию федерального канала тем, что в Украине «происходят гонения на истинных христиан»? Еще у меня был сюжет про то, как вся соловьевская шобла долго глумилась над специально приглашаемым для таких целей украинским «политологом» Дмитрием Ковтуном. В точности как в описанной Ильфом и Петровым сцене коллективной порки Васисуалия Лоханкина в «Вороньей слободке». То же торжество духа коммуналки и карикатурное бессилие жертвы…
Медиафрения. Высший холуяж эпохи постмодерна
19 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Нет, все-таки напрасно наговаривают на современных российских мастеров пера, мол, не тот у них класс, по сравнению с теми, что были в старые времена. В несправедливости этих оценок можно убедиться, прочитав очерк Андрея Колесникова в «Ъ» от 15.11.2018, в котором автор живописует визит Путина в Сингапур. Путинский заслуженный летописец долго и подробно описывает, как во время появления на саммите Путина обязали пройти сквозь рамку, а затем наступила кульминация – Путин ЗАЗВЕНЕЛ! Тут невозможен парафраз, нужна цитата от мэтра: «И ведь Владимир Путин зазвенел. Если до этого я все это видел, то теперь услышал. О том, что это было, можно только предполагать. И поверьте, есть люди, которые с той секунды только это и делают. И говорят теперь, что даже если бы он вытащил из карманов все, что по мнению службы безопасности, могло бы зазвенеть, например, тайный мобильный телефон, о существовании которого столько лет говорят все, кто про это ничего не знает, то звон все равно никуда бы не делся, сколько бы раз его сквозь эту рамку ни попросили еще пройти. Потому что это якобы звенит то, из-за чего все-таки именно так, а не иначе относятся к Владимиру Путину в мире. ПОТОМУ ЧТО ИЗ СТАЛИ». Конец цитаты.
100 лет тому, чего в России никогда не было
14 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сегодня, 14.11.2018, люди, формально относящиеся к одному цеху, празднуют разные события. Одни собрались в Театре Красной армии отметить 100-летний юбилей Союза журналистов России. Другие радуются тому, что удалось собрать 25 миллионов рублей на штраф, которым Роскомнадзор решил угробить журнал The New Times, и тем самым спасти этот журнал. И те, и другие называют себя журналистами, хотя между ними очень мало общего. Сто лет назад, с 13 по 16 ноября 1918 года, в Москве проходил Первый съезд российских журналистов. Членами этой организации тогда были Ленин и Троцкий, Луначарский и Бухарин, Рыков и Крупская.
Прямая речь
14 НОЯБРЯ 2018
Зоя Светова: Люди восприняли призыв помочь журналу как призыв показать силу гражданского общества, своё сопротивление наглости государства, которое назначило штраф в 22 миллиона рублей интернет-СМИ...
В СМИ
14 НОЯБРЯ 2018
"Ведомости": Пресс-секретарь президента России... Дмитрий Песков поздравил российское оппозиционное издание The New Times, которому удалось собрать деньги на выплату штрафа Роскомнадзора...
В блогах
14 НОЯБРЯ 2018
Aleksandr Kozmin: Теперь, после... свершившегося марафона помощи, The New Times вышло совершенно на новый уровень российского #СМИ став по-настоящему Народным.
Три составляющие оккупационного режима
5 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Только что в Керчи школьник убил 20 человек. На минувшей неделе подросток подорвал себя в здании архангельского ФСБ. События очень разные, и мотивы у этих людей разные, но их объединяет одно – ненависть. Чтобы понять, откуда берется ненависть, разлитая в обществе, надо две минуты посмотреть и послушать главного генератора ненависти – Владимира Соловьева.
Медиафрения. Нищета литературы и недвижимость литераторов
17 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про то, что времена литературоцентричности русской культуры и русского общественного сознания канули в Лету, написано так много, а среди этого многого так много верного и умного, что добавить, казалось бы, нечего. Тем более в жанре еженедельного обзора СМИ, то есть в жанре, которому по определению присуща некоторая легковесность. И, тем не менее, некоторые события минувшей недели позволяют увидеть в этом вроде бы давно изученном феномене новые грани…
Медиафрения. О миссии Познера и личинках Кисилева
2 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Владимир Познер 1.10.2018 опубликовал на сайте «Эха Москвы» ответ «некоему Волкову». Дело в том, что за неделю до этого Познер выступал в Йельском университете, и публика от этого выступления была в восторге. Вот как это описал сам Познер: «когда все закончилось, мне устроили настоящую овацию». Но потом случилось вот что. «Вскоре после моего выступления в сети появилось сообщение некоего Леонида Волкова о моем выступлении. Мне сообщили, что этот текст обсуждается в сети, и, прочитав «отчет» господина Волкова, я счел нужным ответить», - поясняет свое внимание к столь ничтожному предмету Владимир Познер.
Медиафрения. Три иуды, святой Спиридон и неотразимость Путина
25 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда генерал Конашенков, министр Шойгу, а вслед за ними и Путин обвинили Израиль в гибели российского самолета Ил-20, для «еврейских истребителей» настал момент истины. Речь не об израильских пилотах F-16, которые, по утверждению генерала Конашенкова, «подставили» доверчивый российский самолет-разведчик под удары сирийских ПВО, а затем коварно «прикрывались» его тушей от этих ударов. Вранье Конашенкова-Шойгу и примкнувшего к ним Путина было очевидным с самого начала. А после того как главком ВВС Израиля Норкин доказал, что F-16 улетели с места трагедии значительно раньше, чем туда дополз тихоходный Ил-20, и смышленые бойцы Асада били своим подслеповатым С-200 в пустое небо, в котором никого, кроме российского самолета не было, поверить в это вранье стало возможно только по большой служебной необходимости.