Церковь и государство
19 марта 2024 г.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году



28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.

В небольшом вступительном слове Александр Верховский отметил, что доклад делается в рамках двухгодичного проекта Европейского союза по проблемам свободы совести, и подчеркнул, что отчасти проблематика применения к религиозным группам антиэкстремистского законодательства вошла и в другой доклад Центра — «Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2016 году».

Ольга Сибирева начала свое выступления с констатации того, что в прошедшем году ситуация со свободой совести в России значительно ухудшилась. Если все последние годы можно было говорить о нарастающем давлении на некоторые религиозные организации, в основном протестантские, то сегодня уже очевидно, что развернуты масштабные гонения. Роль триггера сыграл принятый летом 2016 года так называемый антитеррористический пакет Яровой-Озерова, который вводит понятие «миссионерской деятельности», по сути налагающее запрет на миссионерскую деятельность как таковую и ставящее под удар всех верующих. Теперь, если на улице встречаются два человека и один передает другому какую-то книгу религиозного содержания, то против него могут возбудить уголовное дело о незаконной миссионерской деятельности. «Закон Яровой» применяется крайне избирательно, в первую очередь он направлен против нетрадиционных религиозных организаций и новых религиозных движений, однако, подчеркнула докладчик, никто не может быть уверен, что его это не коснется, и легко представить себе ситуацию, когда какой-нибудь активный православный батюшка в случае конфликта с властями также подвергнется судебному преследованию.

В 2016 году усилилось давление на Свидетелей Иеговы: закрыты пять местных организаций, и Минюст обратился с иском в суд с намерением закрыть центральную организацию — за весь постсоветский период это первый случай столь серьезной дискриминации, подчеркнула Ольга Сибирева. Для общества это опасно по нескольким причинам. Во-первых, значительная часть верующих лишается возможности следовать своей вере. Во-вторых, ксенофобная часть общества получает четкий сигнал, что «нетрадиционных» можно преследовать. И третье: подобные меры, как правило, поддерживают СМИ (в частности федеральные телеканалы), вовсю использующие антисектантскую риторику, что тоже способствует нарастанию ксенофобии в обществе.

Далее докладчик коснулась проблем, связанных со строительством храмов, которые чаще всего возникают у православных и мусульман. У мусульман в связи с опасениями местных жителей, что мечеть вызовет рост числа мигрантов и возможный всплеск терроризма; у православных главным образом из-за неудачного выбора места для строительства — очень часто в охранных зонах, парках и скверах или на спортивных площадках, которых в российских городах и так не хватает.

Защитники «религиозных чувств» в прошедшем году стали осторожнее, отметила Ольга Сибирева, не зафиксировано случаев применения силы. Очевидно, 10 суток, проведенные Дмитрием Цорионовым в спецприемнике после погрома в Манеже, возымели действие. Однако дел по этой статье возбуждено довольно много. Причем впервые «оскорбленными» сочли себя не только православные, но и буддисты: в Красноярске после иска оскорблённых буддистов закрылся «Будда-бар» и владельца оштрафовали на 100 тысяч рублей.

Усиливающееся давление на нетрадиционные религиозные организации, конечно, изрядно портит им жизнь, но имеет и некоторые положительные стороны, горько пошутила докладчик: постоянные иски повышают юридическую грамотность верующих, и протестанты, например, уже отлично научились справляться с трудностями.

Разговор продолжил Александр Верховский, коснувшийся антиэкстремистской политики. Чаще всего от антиэкстремистского законодательства страдают «нетрадиционные» мусульмане — последователи запрещенных в России.религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир», движения «Таблиги Джамаат», последователи турецкого богослова Саида Нурси, якобы за членство в некоей организации «Нурджулар», существование которой в России не было доказано, не говоря уже о факте деятельности. Списки запрещенной литературы множатся, периодически что-то выпадает из них, что-то снова включается, что, на взгляд Александра Верховского, говорит о пагубности самой идеи запрета на литературу, который следует отменить. Например, продолжается процесс о запрете Библии Свидетелей Иеговы в русском переводе как экстремистской литературы. Назначена религиоведческая экспертиза, и дело приостановлено до ее оглашения. Однако в России действует закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний и их фрагментов — как тут быть, непонятно.

В случае ликвидации головной организации Свидетелей Иеговы более 100 тысяч человек окажутся под угрозой посадки, отметил Верховский, что создает постоянный очаг напряжения, поскольку они никуда не денутся. «Практически нет способа сделать так, чтобы за этим не последовали приговоры», — заключил он.

Вызывает серьезные опасения и то, продолжил Александр Верховский, что комический вроде бы состав — «оскорбление чувств верующих», — воспринимавшийся поначалу как профилактика экстремизма, толкает государство на дальнейших отход от принципа светскости: в последнее время все чаще появляются дела, когда государственный суд выдвигает против людей обвинения практически в ереси.

Адвокат Константин Андреев в своем докладе сосредоточился на особенностях отечественного судопроизводства на «антимиссионерских» процессах. Главный тезис: для России характерна правовая неопределенность. У нас все развивается экстенсивно. В прошлом году, например, было принято более 500 правовых актов, однако нет инструкций по их применению. Поэтому, когда закон спускается к конкретному начальнику УВД или, пуще того, к участковому, они не знают, что с ним делать. Постоянно происходит подмена понятий: право понимается как обязанность. Прокуратура в религиозных делах массово превышает свои полномочия, а в последнее время начала бесцеремонно вмешиваться в автономию религиозных организаций. Уже есть случаи, отметил Андреев, когда против прихода возбуждают дело в связи с требованием какого-нибудь прихожанина вернуть его «пожертвование», поскольку он сделал его, «будучи зомбирован с помощью НЛП». Правоприменение «на глазок» дает широчайший простор для злоупотреблений, а уж если есть заказ от прокуратуры, перспектив на беспристрастное расследование не остается никаких, заключил адвокат.

Директор Центра «СОВА» Александр Верховский по просьбе «Ежедневного журнала» подытожил прозвучавшее на презентации: «Прошлый год неожиданно дал заметное ухудшение ситуации, хотя нет никаких политических причин и ничто вроде бы не должно было спровоцировать власть. Тем не менее мы все видим это ухудшение — причем сразу на всех направлениях. Конечно, положение Свидетелей Иеговы наиболее драматическое, но давление идет на самые разные религиозные группы. Дела об оскорблении чувств верующих тоже как-то вылезли все разом — закон приняли давно, а приговоры посыпались в прошлом году. Что-то вдруг сдвинулось и пошло. Я не вижу тут каких-то целенаправленных действий власти — типа мы меняем религиозную политику. Она сама меняется в более жесткую сторону. Видимо, это побочный эффект идеологической мобилизации, которая произошла на фоне украинской войны и теперь докатилась до самых неожиданных целей. Подозреваю, что и дальше все будет развиваться в этом направлении».



Фото: www.facebook.com














  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...