Что делать?
21 мая 2018 г.
Поменять роль и место прокуратуры
12 ИЮНЯ 2017, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Изначально прокуратура в России создавалась как «око государево», как служба внутренней безопасности царя. В Австрии, Франции, Германии история создания прокуратуры была схожей. Но революции, разделение властей и торжество демократии в этих странах сделали прокуратуру более цивилизованной, стоящей, скорее, на страже закона, чем интересов исполнительной власти. Иное дело Россия. При коммунистах прокурор был проводником репрессивной политики КПСС. А сегодня, по мере формирования в России мафиозного авторитарного строя, прокуратура превратилась в стоящее над законом опричное сословие. Сегодня никого не удивит прокурорский работник, безнаказанно ездящий пьяным за рулем по нашим дорогам. Правозащитные мониторинги содержат массу примеров репрессий против честных сотрудников ДПС, которые пытались привлечь к ответственности таких «охранителей законности».

Главное для нынешней российской прокуратуры — политический заказ президента, она — политическое оружие в руках мафиозной власти. При массовых нарушениях избирательного законодательства и конституционных прав избирателей не было ни одного случая вмешательства прокуратуры для предотвращения этих нарушений. Зато прокуратура с рвением трясет т.н. «иностранных агентов» – НКО, которые стремятся привить нашему обществу европейские нормы политического поведения, культуру гражданского участия.

Разумеется, изменения в работе прокуратуры, как и в работе всей правоохранительной системы, произойдут лишь при радикальном изменении существующей политической системы. Пока господствует системная коррупция, сохраняется мафиозный характер исполнительной власти, отсутствует реальное разделение властей, никакие сущностные реформы правоохранительных органов не возможны.

И все же целесообразно уже сейчас обсуждать наиболее приемлемую для России модель прокуратуры. Стоит за образец взять роль и организацию прокуратуры Италии (при условии независимости суда от исполнительной власти). Это может переломить порочную российскую традицию, в которой прокуратура — «око государево» и выполняет распоряжения начальника. В Италии органы прокуратуры не имеют иерархического подчинения и приближены к населению и местной власти. Для федеративного российского государства, если когда-либо наш федерализм у нас станет реальностью, это очень актуально

Прокуратура в Италии.

Италия — образец четкого разделения органов прокуратуры и органов исполнительной власти. Прокуратура в Италии входит в судебную систему, хотя в рамках этой системы она имеет иные функции, нежели суды, с которыми она связана. Прокурор – член судейского корпуса. Прокуроры назначаются Верховным советом судей пожизненно и могут быть судьями. И наоборот, судьи могут переходить на работу на прокурорские должности.

Как уже отмечалось в итальянской модели прокуратуры отсутствует иерархическая лестница. Каждый прокурор в пределах своей компетенции независим и пользуется полной автономией. Только когда прокурор города не подчинен областному, не может быть уволен приказом свыше, он может возбудить уголовное дело против премьера Берлускони! Разве можно представить себе нечто подобное в России? Может ли наш районный прокурор возбудить уголовное дело против фактического владельца особняка Димона по факту коррупции? Утопия!

Принцип законности требует обязательного преследования судебным порядком. Поэтому решение о мерах принуждения принимает следственный судья. Когда следствие завершено, прокурор передает дело судье предварительного слушания, который решает, достаточно ли доказательств для выдвижения обвинения или от обвинения следует отказаться. Фактически прокуроры осуществляют свои досудебные функции под контролем суда. 

Прокурор не имеет права отказаться от обвинения. Он может просить суд вынести оправдательный приговор, но судья волен согласиться или не согласиться, оценив доказательства. Прокуратуру в Италии, скорее, принято считать «органом правосудия», а не стороной в уголовном процессе, поскольку прокуроробязан в ходе предварительного следствия получить все доказательства как оправдательного, так и обвинительного характера.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор обращается только к закону и к своей совести, которая должна быть свободна от сторонних указаний и условностей. Расследуя уголовное дело, прокуратура опирается на аппарат своего ведомства в виде офицеров и агентов судебной полиции. Однако в случае необходимости прокуратура вправе делегировать свои полномочия по расследованию специальному, находящемуся в ее подчинении отделу, к которому приписаны офицеры и агенты, принадлежащие государственной полиции, армии карабинеров и «Ла Гуардия ди Финанца» (Финансовой гвардии).

Прокуратура по своей инициативе имеет право и обязана изучить любой факт, который может вызвать подозрение в совершении преступления. По результатам этого изучения, носящего предварительный характер, прокурор может принять решение о начале предварительного дознания. Дознание прокурора проводится с соблюдением всех процессуальных норм.Во всех проверочных действиях прокуратуры может участвовать адвокат.

Среди следственных действий, осуществляемых прокуратурой, большое значение имеют инспекции (досмотры), обыск лиц и жилых помещений, секвестры, прослушивание телефонных переговоров и разговоров подозреваемых в совершении преступления лиц. В этих действиях имеет право участвовать адвокат. В некоторых случаях, например, при проведении обысков и секвестров, которые считаются «внезапными следственными действиями», предварительное уведомление защитника не требуется, но он может присутствовать в ходе проведения прокурором этих следственных действий.

Весьма жесткие ограничения существуют на проведение прокурором или уполномоченным им лицом прослушивания и перехвата. Такие действия могут осуществляться только в связи с расследованием преступлений, за которые предусматривается наказание в виде пожизненного заключения или тюремного заключения сроком свыше пяти лет. Прослушивание возможно в случаях расследования дел, связанных с оружием, наркотиками; с нанесением оскорбления, обиды; с причинением беспокойства гражданам по телефону. Прокурор дает полиции разрешение на проведение указанных действий, но сам обязан получить на это согласие судьи в течение 24 часов после начала перехвата (прослушивания). Если это требование будет нарушено, то вся информация, полученная после указанного срока, теряет процессуальную ценность.

В последние годы в связи с развитием транснациональной преступности значение органов итальянской прокуратуры в обеспечении правопорядка возрастает, их функциональные обязанности выходят за рамки конкретных уголовных дел и прокурор приобретает полномочия в определении политики в уголовно-правовой сфере.

* * *

Итальянская модель прокуратуры в наибольшей степени подходит для России.Если такая модель принята в Италии – унитарном государстве, то тем более такая модель годится для нашей федерации.


Фото: Россия. Москва. 14 марта 2017. Перед началом заседания коллегии Генпрокуратуры РФ. Михаил Метцель/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Почему одни страны богатые, а другие бедные?
21 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Средний американец в семь раз богаче среднего мексиканца, в десять – среднего жителя Центральной Америки или России и в сорок раз – жителей Мали, Эфиопии или Сьерра-Леоне. Это справедливо и для группы богатых развитых стран Европы, Канады, Австралии, Японии, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. В богатых странах у граждан лучше здоровье и образование, живут они дольше. У них есть доступ к тому, о чем жители бедных стран могут только мечтать – от отпусков до перспектив карьеры. Жители богатых стран ездят по хорошим дорогам, у них есть электричество, канализация и водопровод.
Наша худшая система управления
16 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Авторитарная вертикаль власти всегда работает с искажениями – при любом, самом квалифицированном президенте. Хотя вера в «доброго царя, который все решит», по-прежнему доминирует в ментальности россиян, но понятно, что один человек, даже с самыми благими намерениями, не может контролировать полтора миллиона российских вороватых и коррумпированных чиновников. А посланные президентом контролеры нередко входят с казнокрадами в долю. Яркий пример беспомощности властной вертикали с президентом во главе – строительство петербургской «Зенит-Арены», которое контролировал лично президент Путин.
Причина нищеты — наше холопство
8 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Камчатке Законодательное собрание увеличило пенсии чиновников и депутатов в 2,5 раза. Остальных граждан повышение не коснулось. Почему? Потому что на всех денег в казне не хватит. А чиновникам и депутатам заботиться надо о себе, а не о бедняках всяких. Когда совести нет, работает хватательный инстинкт.
Общее и особенное в политическом развитии постсоветских государств
23 АПРЕЛЯ 2018 // ДМИТРИЙ ФУРМАН
Формально при распаде СССР и «соцлагеря» все бывшие коммунистические государства провозглашали сходные или просто тождественные цели – построение демократических правовых обществ с рыночной экономикой. Но в реальности развитие посткоммунистичеких стран пошло разными путями. Различия посткоммунистического развития России и центрально-европейских государств, включая и страны Балтии, очевидны и имеют принципиальный и качественный характер. Центрально-европейские страны пошли по пути создания правовых демократических политических систем, однотипных с давно сложившимися в странах Западной Европы и Америки, в которых в рамках единых правил игры борются разные политические силы и осуществляется ротация власти.
Экономика единого устава
22 АПРЕЛЯ 2018 // АКУЛИНА НЕСИЯЛЬСКАЯ
Директор Всемирного банка обещает российской экономике среднемировые темпы. Глава Центробанка РФ отчитывается в восстановлении. Министр экономразвития уверенно прогнозирует рост ВВП. Премьер декларирует важность этих показателей для блага человека. Всё это происходит на престижном Гайдаровском форуме в Москве. А в российской глубинке отчаявшиеся и разуверившиеся во всём дети взрывают и режут своих учителей и одноклассников.
Возрождение Японии - урок для России
16 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Опыт послевоенного демократического возрождения Японии мало известен в России. Особенно это касается реформ политической и социальной сферы. Однако именно глубокая политическая реформа явилась тем фундаментом, на который опирается мощная экономика и демократическое общество современной Японии. Послевоенные реформы в Японии осуществлялись при активном вмешательстве и под жестким контролем оккупационной администрации США во главе с генералом Дугласом Макартуром. Формально Макартур подчинялся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио. Однако фактически генерал нес ответственность лишь перед президентом и конгрессом США.
Благосостояние как подрыв национальной идеи
10 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ БОГДАНОВ
Десять лет назад, в то самое время, когда подошли к концу пресловутые «тучные годы» — в растиражированном еженедельнике мне попалась на глаза колонка, которую вел известный российский политолог. На страницах газеты колумнист, предаваясь невеселому анализу только что наступившего в России экономического кризиса 2008, неожиданно отвлекся от финансовой составляющей. Вместо этого переключился на бытовую сферу, вспомнил недавнее прошлое и призвал читателя обратить внимание на то, что впервые с начала 90-х в домашних кастрюлях россиян стали слипаться макароны.
Китай: прививка честности и законопослушности
10 АПРЕЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли построить развитую экономику в обществе воров и жуликов? А в обществе, главной чертой которого является средневековая зависть к тем, кто добился успеха, большевистское желание их «раскулачить»? Многие авторы утверждают, что отсталая средневековая культура населения — непреодолимая преграда для модернизации страны. Другие им возражают, приводя в пример Сингапур и Грузию, где благодаря успешным реформам, стимулам и разумным законам удалось изменить поведение людей, в конечном счете, повлиять на их культуру, менталитет.
Убогое право собственности
2 АПРЕЛЯ 2018 // ВИТАЛИЙ ТАМБОВЦЕВ
Россияне, особенно предприниматели, хорошо знают, как плохо защищены у нас права собственности. Государство в лице силовиков, пожарных, санитарных и прочих инспекторов собирает с них дань. Корпорации, близкие к власти, могут «наехать», отжать бизнес или здание. Примеров тому не счесть. Пресечь эту практику может только реальная политическая конкуренция и независимость суда. Но важно понимать, что в ходе предстоящих реформ надо изменить в нашем законодательстве.
Российская приватизация
2 АПРЕЛЯ 2018 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Можно сказать, что возможности, предложенные большинству граждан – членам трудовых коллективов и остальному населению, были призрачны. Чтобы добиться их реализации, нужны были колоссальные усилия, в том числе большого числа активистов, – например, по осуществлению идей рабочего самоуправления на базе второй модели льгот. Такие усилия некому было предпринимать, таких активистов не было. Трезвая оценка этих популистских обещаний такова: они с самого начала были обречены на невыполнение.