Что делать?
14 декабря 2017 г.
Ценности, менталитет финнов и благоприятный фон реформ школьного образования

ТАСС

Демократическое государство всеобщего благосостояния. Всеобщее благосостояние стало главным принципом финского государства. Государство всеобщего благосостояния было создано в относительно короткий период. Перед Второй мировой войной в Финляндии было много бедных. Сегодня дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии одна из самых низких в мире. По данным ОЭСР, Всемирного банка 2009–2012 годов, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан по странам, в разах: Дания – 5,3, Финляндия – 5,4, Швейцария – 6,0, Норвегия – 6,1, США и Канада – 8,9, Великобритания – 10,0, Южная Корея – 10,7, Россия – 16,4, Китай – 17,6.

В государстве всеобщего благосостояния налоги высоки, но люди готовы платить за социальное обеспечение, здравоохранение и хорошее образование. Этот принцип не пошатнулся даже во время экономического спада. Три основных элемента государственной политики составляют модель «государства всеобщего благосостояния»: необходимость экономического роста, социальные права граждан, гарантированное государством благосостояние граждан. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в модели между собой. Благодаря этому равноправие и солидарность стали средствами повышения экономической эффективности, одновременно они являются целями, для достижения которых важен экономический рост. В рамках реформы большое значение придавалось пенсионному и медицинскому страхованию, бюджетным отчислениям на воспитание, уход за пожилыми и инвалидами, на помощь в обеспечении жильем, пособия по безработице, стипендии. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование, из которого проистекла концепция реформ школьной системы.

Ключевую роль в обеспечении детей из всех семей равными условиями для получения хорошего образования, начиная с 7-летнеговозраста, играют основные структуры финского государства всеобщего благосостояния. Ясли и детские сады, возможность поступить в подготовительную школу, где обучаются около 98% детей из каждой возрастной когорты, всестороннее медицинское обслуживание и превентивные меры по выявлению возможных трудностей обучения и развития, принимаемые еще в дошкольном возрасте, доступны в Финляндии всем. В стране, по данным Исследовательского центра ЮНИСЕФ «Инноченти», самый низкий уровень детской бедности[1] – 3,4% в 2007 году, ниже только в Дании – 2,4%, в Канаде – 13,6%, в США – 21,7%.[2]

Ключевую роль в разработке стратегий и проведении реформ как экономики в целом, так и образования сыграли хорошее централизованное управление, высокий уровень государственных учреждений и правопорядка. Методы оценивания достижений ориентированы на развитие, и различные участники процессов развития отвечают за их ход и результаты. В парламентский Комитет будущего входят представители государственного и частного секторов, а также заинтересованных групп граждан. Подобные учреждения вырабатывают консенсус по обсуждаемым вопросам.

Частый и открытый диалог между руководителями частных предприятий и представителями государственной системы образования способствовал развитию общего понимания того, что важно для достижения общих целей, и построению экономики, основанной на знаниях. Активное взаимодействие образования и предпринимательства поощряло школы к экспериментированию с творческими подходами к преподаванию и обучению, особенно в области воспитания предприимчивости и формирования позитивного отношения к работе. Важнее же всего было то, что главным принципом развития финского общества стало поощрение интеллектуального роста и обучения всех граждан. Развитие культуры личного роста и обучения, как в образовательных учреждениях, так и на рабочих местах оказалось одним из ключевых факторов успеха. Профессионализм учителей позволяет им активно участвовать в планировании и внедрении изменений в деятельности школ.

Консенсус в обществе по главным вопросам. Это касается и построения конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и реформирования образования. В обществе сложилось отчетливое представление, каким должно быть школьное образование – «хорошая система базовых школ для каждого ребенка, финансируемых государством и управляемых на местах». Эта общая цель так прочно укоренилась в финской политике и госсекторе, что оставалась неизменной при смене 20 правящих партий и 30 министров образования. Эту цель называют «финской мечтой».

Финны воспринимают образование как общее благо, уверены, что оно существенно влияет на развитие общества, а чтение – на формирование образованной личности. На самых ранних этапах реформирования системы образования было решено считать, что то, чему школьникам удается научиться в школе, определяется характером преподавания, а не стандартами, методами оценивания успеваемости или альтернативными программами обучения.

Взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей. Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними». Центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ. Финские учителя настаивали на большей гибкости и большей свободе в разработке методов преподавания и учебных программ. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации. Каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Культура доверия ценит профессионализм учителей и директоров в определении прогресса учащихся и отрицает важность инспектирования и тестирования. Экспериментирование, творчество и сетевые связи положены в основу совершенствования школ, а доверие к учителям и школам стало главным принципом управления образованием. В финской педагогике принято говорить об ответственности, а не о подотчетности.

Уважение законов и правил. Многие народы считают, что они находятся на пересечении западной и восточной культурных традиций. Финляндия исторически была ареной столкновения миссионерской деятельности западной и восточной христианской церквей, шведского и русского влияния. Западное и восточное влияние просматривается и в финской административной системе, представляющей собой смесь наследия царского времени и протестантской этики. Первое выражается в том, что законы и предписания, способы ведения дел традиционно сохраняются и иерархичны; второе – в укоренившемся представлении о том, что все нужно делать правильно, по закону, как положено, и буквальное, добросовестное соблюдение всех формальностей – вопрос чести. Именно поэтому финская административная система строгая и работоспособная.

Циники утверждают, что в Финляндии все запрещено до тех пор, пока вам не объявят, что именно это разрешено. Скрупулезное следование правилам может раздражать. Когда вы хотитечто-тосделать, могут сказать: «Простите, этого делать нельзя, таковы правила». Отсутствие гибкости создает проблемы в индустрии сервиса. Молодых финнов теперь специально обучают быть более уступчивыми к запросам клиентов.

Соблюдение законов, исполнительность, надежность, безопасность – различные проявления негласного общего договора между финнами. Случаи нарушения закона обсуждаются всенародно и особенно заметны на общем законопослушном фоне. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Никто не пытается проехать по встречной полосе или влезть между ранее прибывшими машинами. Ни в коем случае нельзя нарушать очередь, как и нарушать законы природы. Иначе это парализует финнов, подрывает их основу благополучия и стабильности.

Стремление к стабильности. Для финнов нормальное состояние – стабильность, устойчивое развитие, непрерывное постепенное совершенствование. Слишком быстрое и слишком медленное движение вызывает тревогу. Главное условие равновесия – взаимопонимание, которое достигается медленным сближением точек зрения сторон.

Жизнь в маленькой стране, зажатой с востока и запада крупными державами, научила финнов принимать действительность такой, какая она есть, и стараться не упускать имеющихся возможностей. В результате характерными особенностями современной финской культуры стали дипломатичность, готовность к сотрудничеству, практичность и стремление к выработке консенсуса. Вероятно, этим объясняется то, что их привлекают к улаживанию спорных мировых вопросов.

Ярко выраженный индивидуализм в сочетании с низким уровнем иерархичности финского общества и традиционной готовностью к сотрудничеству (а не соперничеству) открывает пути к неограниченным творческим возможностям.

Свобода и ответственность. Для финнов демократия означает «свобода и ответственность». У них повышенное чувство общей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других. Забота о благополучии детей начинается еще до их рождения и продолжается до тех пор, пока они не станут взрослыми. Ясли и детские сады гарантированы всем детям дошкольного возраста.

Как часть демократии укоренилась концепция «меритократии», когда положение человека в обществе зависит не от прав, полученных при рождении, а от личных достижений, определяется его способностями. Ключевым звеном стала равная для всех возможность получения образования.

Характерно сочетание демократичности и порядка, в том числе в школах. Все заинтересованные стороны, без деления на старших и младших, начальников и подчиненных, сообща и на равных участвуют в решении школьных проблем. Дети сами выбирают ученические советы. Они с ранних лет чувствуют себя не винтиками или пешками, а полноправными членами общества, привыкая к свободе, сочетающейся с ответственностью. Финны уверены: «чтобычто-тоизменить, нужно действовать». Те, кто считает, что через выборы они не могут повлиять на происходящее в стране, участвуют в демонстрациях или акциях протеста, например, отказываясь покупать товары стран, замешанных в неблаговидной политике, и фирм, ведущих неправильный маркетинг или обманывающих потребителей.

Честность.Финны настолько честны в своих мыслях, что иногда могут показаться туповатыми. Такая честность неотделима от гражданской законопослушности. Уже много лет в мировых рейтингах уровня коррупции Финляндия признается наименее коррумпированной страной. Если финн обещает что-либо, он сдержит слово, даже если давал обещание в сауне. Конечно, в Финляндии существует воровство, но люди здесь доверчивы. В небольших городах и деревнях они оставляют свои лыжи, прислонив снаружи к стене дома, и никто не подумает украсть их.

Sisu – в вольном переводе это жесткая сила воли, безжалостность к себе, настойчивость, выносливость, не сиюминутная храбрость, а рациональное поведение в преодолении неприятностей, стоическое упорство при достижении поставленной цели. «То, что должно быть сделано, будет сделано, несмотря ни на что». Это национальный символ, особенность финского характера, неотъемлемая составляющая в понимании финской культуры. «Sisu означает упорно делать некоторые вещи не потому, что они очень важны, а потому, что вы просто терпеть не можете, когда что-либо остается незавершенным. Sisu рождается не по причине того, что кто-то мог бы сказать, что вы делаете что-то неправильно, но исключительно из-за собственной внутренней неудовлетворенности. Sisu закаляет, хотя и лишает гибкости. Оно велит не сдаваться, отыскивать потаенные силы в самых отчаянных ситуациях и быть твердым, когда шансы стремительно тают. Чтобы вызвать sisu, поставьте финна в безнадежную ситуацию, загоните в угол. Сначала он онемеет и побледнеет, но потом по самые глаза нальется той мифологической мощью, что позволяет выносить невыносимое и терпеть нетерпимое»[3].

Практически во всем сказывается удивительная национальная черта, выработанная в условиях сложного геополитического положения между двумя большими соседями (шведами и русскими): когда давят – сжиматься, а когда давление ослабевает, непременно занимать упущенные позиции.

Финны решительны и свое мнение отстаивают твердо.Правда, им требуется время, чтобы подумать. Если действительно есть причина для возражения, они заново исследуют вопрос. Финны считают, что проблемы нужно решать, а не обсуждать. Они не склонны разговаривать попусту. За решениями следуют быстрые действия по принципу «если вы началичто-то делать, то продолжайте». При принятии решения в приоритете права человека и экологические вопросы. Все сомнения относительно возможного ущерба окружающей среде должны быть сняты. В заботе об окружающей среде проявляется дух общности. В стране перерабатывается 60% отходов, особенно бумаги и картона.

Предпочтение функциональности, а не показной роскоши. Финны обладают воображением, легко схватывают дух нового и при этом нацелены на решение конкретных задач во всех сферах жизни. Финские изобретения и инновации зачастую связаны с нехитрыми, но принципиально важными идеями и простыми методами. Финны стремятся поступать, жить и одеваться, не «как другие», а как считают разумным. Людей, выставляющих роскошь напоказ, большинство финнов осуждает. «Часы за 5 и за 500 евро показывают время одинаково». В то же время финны проявляют повышенный интерес к ежегодно публикуемым спискам крупнейших налогоплательщиков.



Принципы финского школьного образования[4].
Финны сообща выработали принципы школьного образования и строго придерживаются их.

Равенство школ. Нет элитных и простых, сильных и слабых школ. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой – 11. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десятокчастно-государственных. Разница – кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике (Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы). К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском языках. До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в ближайшую. Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Равенство всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Математика не считается важнее географии или искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Равенство учеников. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Одаренные дети и дети с дефицитом умственных способностей, которые считаются «особенными», учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети в инвалидных колясках. Финны максимально интегрируют в общество тех, кому требуется особое отношение. Нет «плохих» и «хороших» учеников, сравнивать учеников друг с другом запрещено. Правда, сами финны признали, что «демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках», и пытаются найти выход. В школах нормой считается уважительное отношение к ученикам. Детям с первого класса объясняют их права, в том числе право «жаловаться» на взрослых социальным работникам. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено и словом, и ремнем.

Равенство родителей. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы, статусом и уровнем дохода их родителей. От родителей никакой специальной подготовки к школе не требуется. «Все хорошо, ваш ребенок замечательный», – говорят всем. Единственное, о чем заботятся, – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Равенство учителей. Нет «любимых» и «ненавистных» учителей. Учителя тоже не выделяют «любимчиков». Любые «отклонения от гармонии» чреваты расторжением контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны – физики, «лирики», учителя труда и физкультуры. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Финский учитель (в духе финского равенства) – скорее товарищ, помощник, эксперт. Обучение «у доски» не используется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом.

Почет, уважение, высокий статус учителей и повышенное внимание к их подготовке. В Финляндии учителя – элита. Их социальный статус находится на уровне докторов и юристов. Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент – будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. В этих «университетских» школах тестируются инновационные педагогические практики. Освоение методологии исследований позволяется учителям развивать исследовательские навыки у своих подопечных.

Во время практики будущие учителя работают в группах, совместно планируют занятия, а затем оценивают результаты. В будущем они будут строить собственные уроки по аналогичной схеме. Для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка – обычная практика. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. Педагоги учатся работать с учениками с особыми потребностями (например, с инвалидами). Большинство финских педагогов имеет две магистерские степени: одну в области педагогики, другую в области своей специализации.

Не соперничество школ и учителей, а сотрудничество. Конкуренция между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами усугубляется. В результате увеличивается количество частных школ, снижается уровень подготовки в других школах. В Финляндии реализовали противоположную идею – создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы школам и муниципалитетам.

Не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. В стране принята10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка (посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично). С 1-го по 3-й класс оценки отсутствуют. Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma» – электронный дневник, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе. Психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для его мотивации в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы он мог улучшить знания. Они никак не отражаются на репутации учителя и школы, не портят районные показатели.

Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать, как это лучше сделать. Любой тест ученик может пересдать, предварительно разобравшись в материале под руководством учителя. Поскольку в финских школах нет стандартных оценок, там нет и деления на «отличников» и «двоечников», учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученикчего-тоне понимает, учитель не отделывается от него плохой оценкой, а проводит дополнительные занятия. Цель финской школы – не оценить, а научить ребенка.

Нет в Финляндии и рейтинга школ, в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Учителей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.

Финские дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, велосипедах, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Бесплатность. Кроме самого обучения, все дети бесплатно получают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы,ноутбуки-планшетники и даже тапочки для бассейна и даже полотенца. Бесплатны экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьный микроавтобус, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров. Бесплатны качественные обеды. На сайте школы размещается меню на месяц, ребенок заказывает, что он хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает предпочтения ребенка, диеты, есть и вегетарианская кухня. Сборы денег с родителей на любые цели запрещены.

Индивидуальность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: от одних требуется более подробное изложение, от других – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разной сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получит «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справится – снова получит задание попроще.

В финских школах наряду с обычным обучением есть:

– поддерживающее обучение слабых учеников (чем в России занимаются частные репетиторы). В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него;

– коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение ведется в малых группах или индивидуально.

Практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы. Учителя не пекутся об его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят («что есть, то и хорошо»). В школе преподают многое из того, что понадобиться в жизни. Ученики с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или доходы, цену товара после нескольких скидок, создатьсайт-визитку, изобразить «розу ветров» на данной местности.

Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика. Если у него отсутствует интерес или способности к учебе, то сориентируют на практически полезную в будущем «несложную» профессию. Не всем строить самолеты,кто-то должен хорошо водить автобусы. Финны видят задачу средней школы также в том, чтобы выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Оба пути одинаково ценятся. Штатный «учитель будущего» выявляет склонности ребенка, беседуя с ним и используя специальные тесты.

Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Учителя не вмешиваются в конфликты учеников, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, развить умение постоять за себя.

[1] Уровень детской бедности – процент детей, живущих в семьях, доход которых менее 50% среднего по стране.

[2] Паси Сальберг. Парадоксы финского образования // Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии.

[3] Роман Шатс. Из Финляндии с любовью. – http://samlib.ru/e/efimowa_m/fromfinlandwithlove.shtml

[4] Наталья Киреева. Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь.


Фото: 1. Marius Becker/DPA/TASS
2. promum.com.ua












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
О чем предупреждал Даниил Дондурей
11 ДЕКАБРЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Дондурей обращал внимание на те «невидимые стены» и коридоры, которые выстроены и укреплены в головах подавляющего большинства наших соотечественников всех возрастов, национальных, образовательных и имущественных групп. Преодолеть такие препятствия очень сложно. В контексте влияния на национальную экономику они никогда не рассматриваются. Нет и публичного акцентирования этой проблемы. А значит — нет и политического и профессионального заказа на соответствующие исследования, получение сопоставимых данных.
Как обуздать дедовщину?
27 НОЯБРЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Каждая российская мать, провожая сына в армию, боится, что он станет жертвой издевательств со стороны «дедов»-старослужащих при полном попустительстве офицеров и старшин. Россия просто обязана обуздать дедовщину в своей армии. Но как? Сравним порядки в наших вооруженных силах с порядками европейских стран
В ловушке локального максимума
20 НОЯБРЯ 2017 // АНДРЕЙ МОВЧАН
Миллионы пенсионеров в основном состоят из тех, кому на рубеже 90-х было 35 – 45 лет. Это были состоявшиеся в советской системе люди, уже не готовые в силу возраста менять парадигмы и профессии. Именно их в массе 90-е оставили на овсяной каше и воде на несколько лет, отобрали даже те малые доходы, которые они имели при социализме, заставили резко снизить свой социальный статус, унизили их, заставив все время чувствовать свою вину за то, как они жили до 1991 года. В нынешней системе они видят возврат к «разумному социализму», который оправдывает их прошлое и, одновременно, защиту от неопределенности и унижения 90-х годов.
Гражданский долг россиян сегодня
13 НОЯБРЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ, ИГОРЬ Г.ЯКОВЕНКО
В чем состоит гражданский долг россиян сегодня? В том, чтобы спасти «русский мир» от перспективы отсталости, нищеты и вырождения, преодолеть традиционное холопское сознание, надежду на доброго царя-президента, сделать народ хозяином своей жизни. Подобно тому, как стали хозяевами на своей земле шведы и финны, научившиеся на деле контролировать свою бюрократию. Надо самим отвечать за то, что происходит вокруг. А для этого изменить свой менталитет, политическую систему, правоприменительную практику, заставить чиновников служить, не наживаясь. Отсюда следует практическое понимание гражданского долга – мирными средствами добиваться таких реформ, которые создадут условия для притока иностранных инвестиций и связанных с ними высоких технологий. Уйти от самоизоляции России.
Вера в «доброго царя» или президента: истоки
5 НОЯБРЯ 2017 // РУСТЕМ НУРЕЕВ
Российское общество и в наши дни по традиции остается не эмансипированным от власти. Монархическая традиция, наивная русская вера в «доброго царя», ожидание Вождя, Хозяина, Лидера во многом преобладают в сознании народных масс вплоть до наших дней. Точка опоры у большинства россиян вынесена вовне, связана с верховной государственной властью. В России в отличие от стран Запада исторически сложился тип общественной системы, для которого характерны «перевернутые» отношения собственности и власти: в его основе лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. Почему?
Ты гражданином быть обязан!
30 ОКТЯБРЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ, ИГОРЬ Г.ЯКОВЕНКО
Большинство россиян хотят быть подальше от политики. Мол, мы люди маленькие, меньше возникаешь – дольше проживешь. Жили бы они в древних Афинах, их бы точно наказали атимией – публичным бесславием, бесчестием, презрением, лишением прав гражданского состояния. Человек, подвергшийся атимии, не имел права выступать в Народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Столь суровой была кара за неучастие в политике. Закон требовал, чтобы во время волнений и междоусобиц граждане примыкали к одной из борющихся партий.
До последнего патрона
16 ОКТЯБРЯ 2017 // ГЕНРИ ХЕЙЛИ
Cтраны вроде России, а точнее, подавляющее большинство стран во всем мире, объединяет одно важное свойство. Они функционируют благодаря личным отношениям между людьми, а не деперсонализированным институтам. В этих странах люди не могут коллективно организовываться, если они не знают друг друга. Представьте, что кто-то решил основать благотворительную организацию и собирает на нее деньги. Скорее всего, никто не решится дать ему денег вслепую, потому что заподозрит, что они будут растрачены.
Будут сидеть. Как румыны ломают хребет коррупции
9 ОКТЯБРЯ 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В начале этого года румынское гражданское общество одержало важную победу, вынудив правительство отказаться от постановления об амнистии коррупционерам. Таких массовых демонстраций страна не знала с момента падения режима Чаушеску в 1989 году. Количество протестующих достигло 500 тысяч - на площади Виктория в центре Бухареста у здания правительства собралось до 300 тысяч человек, а в крупных городах - десятки тысяч.
Пять рецептов борьбы с коррупцией на примере Румынии
9 ОКТЯБРЯ 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В 2016 году Румыния заняла 58 место в индексе восприятия коррупции. За решеткой оказались 1500 высших чиновников, среди них и брат экс-президента Мирча Бэсеску. Хотя еще 10 лет назад именно коррупция была главным препятствием для вступления страны в Европейский Союз. Чтобы узнать, как Румынии удалось изменить ситуацию, мы встретилось с экс-министром юстиции Моникой Маковей.
Шведские уроки
2 ОКТЯБРЯ 2017 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в. Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания.