Самоуправление
17 декабря 2018 г.
Система управления Парижем
26 АВГУСТА 2018, МИХАИЛ ГОРНЫЙ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления. 

Париж раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. С 1975 года Париж одновременно и город, и департамент, руководит которыми парижский мэр во главе Парижского совета, заседающего 11 раз в году, при этом его сессии могут продолжаться два дня и открыты для публики. Первый мэр Парижа был избран только в 1977 году. Мэр имеет широкие полномочия, однако до сих пор Париж остается единственным городом во Франции, где муниципальная полиция подчиняется напрямую не мэру, а полицейскому префекту, назначаемому президентом Республики. 

В 1982 году во Франции был создан дополнительный уровень управления — регионы, границы одного из них (lle-de-France) совпали с границами Большого Парижа. Наряду с Парижем в него входят семь других департаментов с общим числом коммун 1279. При этом различные уровни не соподчинены друг другу, перечень полномочий и источники доходов каждого из них законодательно закреплены. 

К полномочиям региона относятся разработка общерегиональных программ и планирование экономического, социального и культурного развития, а также предоставление ряда услуг регионального значения, в том числе: софинансирование строительства дорог, разработка программ по улучшению качества окружающей среды, обеспечение образовательного процесса, содержание садов и парков и т.д. 

Регионы также распределяют между муниципалитетами и департаментами финансовую помощь, поступающую от центрального правительства. 

За департаментами закреплены полномочия по содержанию дорог, находящихся в их ведении, содержанию общеобразовательных школ, организации мероприятий в сфере культуры и искусства и т.д. 

Кроме того, к полномочиям регионов и департаментов относится координация деятельности органов МСУ, расположенных на их территории. 

Парижский совет насчитывает 163 депутата, избираемых населением. Депутаты участвуют в работе Муниципального совета (решает городские проблемы) и Генерального совета (решает проблемы департамента). 

Вновь избранный Парижский совет в свою очередь избирает мэра города и около 40 его заместителей, отвечающих за конкретный сектор: экономическое развитие города, транспорт, международные отношения, равенство полов, школы и забота об окружающей среде. Мэр по должности становится также президентом Генерального совета. 

Муниципалитет (коммуна) с 1964 года носит официальное название Виль де Пари. В 2005 году он насчитывал почти 40 тыс. служащих, занятых в 3 тыс. муниципальных служб города. У городского муниципалитета в собственности находятся здания мэрии города и 20 мэрий округов, музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и пр. К основным полномочиям парижского муниципалитета относятся: разработка местных планов землепользования, строительство дорог местного значения, предоставление транспортных услуг населению, обеспечение дошкольного и начального образования, предоставление услуг в сфере культуры, содержание и развитие муниципальных библиотек, музеев и архивов, создание спортивных центров для молодежи, предоставление услуг полиции, газо-, электро- и теплоснабжения. 

Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются районный совет и мэр. Советы районов состоят из 20 человек, 2/3 их членов избираются по пропорциональной системе, остальными являются члены городского совета, избранные на территории района. Мэр и его заместители избираются советом, при этом сам мэр и один из его заместителей в обязательном порядке должны быть членами городского совета. 

Компетенция советов определена не четко: они в соответствии с принципом негативного регулирования, действующим во Франции, могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом, в интересах и на благо жителей (как в Гамбурге). К собственным полномочиям районов относится согласование планов развития района и условий приема населения в различные учреждения социальной сферы. Советы также могут вмешиваться в решение всех вопросов местного значения, их представители имеют право выступать на заседаниях муниципального совета и направлять письменные обращения на имя мэра города. Районы могут выполнять также полномочия, делегированные с городского уровня. 

Бюджеты районов являются неотъемлемой частью городского бюджета, из которого средства на финансирование деятельности районов выделяются в виде грантов. Размер грантов определяется в процессе переговоров между городским советом и советами районов. 

Отличительной особенностью системы управления Парижем является нечеткое разграничение компетенции различных уровней МСУ. Местные проблемы решаются в процессе взаимных дискуссий. Чиновники и депутаты всех уровней МСУ вовлечены в процесс обсуждения проектов и планов. В системе управления в основном преобладает совместная деятельность, партнерские отношения сочетаются с иерархическими. 

Бюджет Парижа в 2016 году был полностью сбалансирован и составил 11,9 млрд долл. США,что более чем в два раза меньше чем бюджет Москвы. 

Фото: Michel Euler/AP/TASS












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Пример реформы полиции в Грузии
19 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году. Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение.
Органы местного самоуправления в Лондоне
4 СЕНТЯБРЯ 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити. 
Местное самоуправление в Нью-Йорке
15 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях. 
Эстония без бедных
10 АВГУСТА 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень среднимем. Тем не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?
Как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1
6 АВГУСТА 2018 // ТАТЬЯНА БОЙКО
Дайджест статьи: Виктор Фещенко. Государство на экспорт: как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1 В 1992 году Эстония еле пережила обретение свободы. Советская империя распалась, почти все предприятия встали, инфляция достигла четырехзначных показателей. Тогдашний премьер Март Лаар провел радикальные реформы: выгнал из правительства всех коммунистов-аппаратчиков, закрыл загибавшиеся неэффективные предприятия, отменил почти все экспортные пошлины. Внутренний рынок был слишком маленький, пришлось приучать бизнесменов мыслить глобально. Спустя 20 лет этот принцип привел к стартап-буму в Эстонии.
Эстония без коррупции
18 ИЮЛЯ 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Эстонские чиновники боятся обвинения в коррупции, как огня. Настолько, что опасаются менять машины и продолжают ездить на старых, одряхлевших, обслуживание которых становится все дороже. Опасаются – и правильно делают: СМИ в Эстонии не дремлют. Стоит даже президентскому автомобилю превысить допустимую скорость – и это тут же становится известно всей стране. Во всемирном рейтинге свободы прессы Эстония стоит на 10 месте (на 1-м – Финляндия, Россия – на 152-м). При том, что как такового закона о СМИ в Эстонии нет. Есть Этический кодекс журналистики, разработанный Ассоциацией Союза журналистов Эстонии.
Суть государства российского
16 ИЮЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Не утихают споры о преимуществах и недостатках нашего «особого» пути. А у людей есть потребность гордиться своей страной. Реализуя ее, многие впадают в крайнюю степень нарциссизма, преувеличивают роль своего народа в мировой истории. Как сообщила газета The Washington Post по результатам сравнительного исследования, проведенного в 35 странах, 60,8% россиян считают, что Россия внесла решающий вклад в мировую историю. А американцы, которых наше телевидение клеймит за претензии на национальную исключительность, заняли место в середине списка с результатом 29,6%.
Эстония без СССР
10 ИЮЛЯ 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Vana Tallinn — так назывался знаменитый эстонский ликер, который в советское время везли из Таллина как заграничный сувенир. Собственно, этот ликер можно купить в Эстонии и по сей день, и теперь-то он действительно заграничный. Но штука в том, что именно во времена СССР глоток этого сладкого напитка был воистину глотком свободы, а Эстония — особенно для близлежащих ленинградцев — суррогатным кусочком Европы. В Таллин модно было ездить на выходные и в свадебное путешествие.
Как отобрать чиновников для работы в правительстве? Опыт Великобритании.
6 ИЮНЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В парламентских республиках правительство формирует парламент. В президентских – его состав предлагает избранный народом президент, а утверждает парламент. При этом возникают две ключевые проблемы. Первая — подбор квалифицированных чиновников министерств, способных удовлетворить высокие требования к качеству управления. Вторая — контроль депутатов и самого общества за работой правительственной бюрократии. Практикуемая в России ставка на людей, прежде всего лояльных президенту или председателю правительства, с этой точки зрения предельно неэффективна.
Италия – сапожок непарный
21 МАЯ 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
На протяжении нескольких столетий Италия отчаянно не хотела становиться единой страной. С XV века на полуострове-«сапоге» держались за свою независимость Великое герцогство Тосканское, Герцогство Милан, Феррарское герцогство, аристократические республики Венеция и Генуя — пока чуть не на весь XVIII век здесь не воцарились австрийские Габсбурги. Габсбургов сменил Наполеон, в 1805 году объявив это пестрое пространство единым «Королевством Италия».