Что делать?
02 октября 2020 г.
Чему учить? Кому учить? Как учить?



Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?

Такое впечатление, что общество хочет от школы чего-то такого, что школа в принципе дать не способна.

Проблемы школы  сводятся к трём вопросам: чему учить, кому учить, как учить. Правда, есть ещё вопрос, на какие деньги учить, и проблема отношения школы и государства. Всё это вместе составляет туго закрученный клубок, из которого почти невозможно вытянуть отдельную нить для более детального рассмотрения. Но всё-таки попробуем.

Чему учить?

Сколько живу, помню эти тысячи раз слышанные слова: школа должна готовить своих воспитанников к будущей жизни. Им жить в другое время, в другом мире. Вот к этому школа и должна их готовить. Постойте, а мы с вами знаем, каким будет это будущее? Мы с вами могли 20 лет назад предсказать сегодняшний день? Как же можно готовить к будущему, которое неизвестно и вариативно? Этого школа не может.

А что она может? Хорошая школа способна только к одному: передать молодому поколению знания и опыт, накопленные его предшественниками. Более того, мы ещё плохо знаем, что из этого опыта окажется нужным, востребованным нашими потомками, а что никак не пригодится. Вот сто пятьдесят лет назад демократическая общественность бурно обсуждала проблему изучения в гимназиях «мёртвых» языков – латыни и древнегреческого, всем было очень жалко бедных гимназистов, которые должны были зубрить спряжения латинских глаголов. Демократическая общественность в итоге победила: «мёртвые» языки были исключены из школьной программы. А вот сегодня в Петербурге работает Классическая гимназия, где эти языки опять в программе и конкурс в которую – сто человек на место.

Молодые люди вырастут и сами разберутся, что из полученных знаний для них окажется актуальным, а что останется невостребованным. Они будут сами решать, согласны они или нет с той картиной мира, которую сформировала у них школа. Они, наверняка, от многого откажутся и многое оспорят. Но они будут знать, от чего они отказываются и что оспаривают. По-другому никак. И решать за них у нас нет никакого права.

А, может быть, мы всё-таки кое-что знаем о том будущем, которое ждёт наших потомков?  Если мы оглянемся на прожитую нами жизнь, на жизнь предшествующих поколений, то сможем со значительной степенью уверенности утверждать: мир будет становиться всё более изменчивым, эти изменения будут происходить со всё большей скоростью. Вот  к жизни в этом стремительно изменяющемся мире и надо готовить наших детей. Но это проблема не содержания образования, а его организации. Организация образования, те отношения, которые складываются в школе, школьный порядок учат не меньше, чем содержание преподаваемых предметов, а может быть и больше. Я вот совсем не помню уроков в первом классе, а то, как нас учили складывать руки на парте, вставать при появлении начальства, помню очень хорошо.

Ученик российской начальной школы проводит 4 года (огромную часть своей жизни, с 7 до 11 лет) запертый в четырёх стенах своего класса, с одной и той же учительницей, в окружении одних и тех же одноклассников. Как ему в таких условиях приготовиться к жизни в изменчивом мире?

Американская начальная школа рассчитана на 5 лет. Но каждый год ученик начинает с новой учительницей (у них там есть учителя 1 класса, 2 класса и т.д.) и с новыми товарищами. Каждый год ему приходится заново адаптироваться к новым условиям, учиться работать вместе с другими людьми, осваивать новое пространство.  А вы попробуйте пересадить нашего ученика с одного места на другое – он будет протестовать и воспримет это как наказание. Да это и будет наказанием.

Вот тут я так и представляю себе недоуменный вопрос своих коллег: «А как же тогда с формированием коллектива?»

К сожалению, современная российская школа в этом отношении не так далеко ушла от школы советской. Коллектив до сих пор остаётся одной из высших ценностей этой школы. Привычка оказалась так крепка, что многие педагоги до сих пор считают, что они учат 3б класс, или 5а, а не конкретных Петю, Колю или Наташу. Администрация школы заставляет учителей высчитывать проценты успевающих и неуспевающих, тех, кто учится без «троек» и с «тройками», и за этой цифирью пропадает конкретный ученик имя рек. Он разве что отчётность может испортить, если поставить ему то, чего он действительно заслуживает. Но ведь все эти 3б или 5а всего лишь формально бюрократическая абстракция. Единственной реальностью являются именно конкретные Коли и Пети, именно их мы учим с большим или  меньшим успехом. И их будущее в значительной степени зависит от того, насколько мы научим их самостоятельно, на свой страх и риск принимать решения, не оглядываясь по сторонам, не надеясь на плечо друга.

Давайте посмотрим на фотографии школьных помещений в развитых странах. Увидим ли мы по 35 – 40 учеников в первом классе? Часто ли мы заметим столы или парты на двух учеников? В этих классах каждый ученик с первого дня получает своё пространство, своё отдельное место, свой стол.  Иногда мне кажется, что если бы мы однажды посадили всех первоклассников России за отдельные столы, то через 12 – 15 лет мы бы получили другое общество и другую страну.

А ученические столы, которые стоят во многих классах Финляндии в свободном порядке, каждый под своим углом, а не выстроенные в три колонки, как у нас? Вот она, демонстрация принципа «каждый сам по себе», никто не встроен в коллективное целое, не является частью чего-то.

И тогда отношения «учитель – ученик» приобретают иной характер. Учитель не стоит грудью против класса, он не тот, кто вещает. От него ниточки тянутся не ко всем, а к каждому. Он для каждого старший товарищ, наставник и помощник в трудном деле познания.

А теперь сделаем эксперимент. Пригласим в класс группу старшеклассников и предложим им есть. Столов не меньше, чем детей. Может быть даже больше. Но школьники всё равно собьются в одну или несколько кучек потеснее друг к другу. Они так привыкли за годы своей учёбы в школе. Ну так потом они и голосовать будут так же. И позицию в окружающем мире будут выбирать так же. И во власти телевизора будут оказываться вместе со всеми.

В нашей школе списывание друг у друга – испокон веков сложившаяся практика. Поразительна эта настойчивость, с  какой многие наши ученики предпочитают переписывать чужие глупости и ошибки, вместо того чтобы подумать собственной головой. Это потому что другому верят больше, чем себе.

Почему не списывают в Америке? Там эта практика почти полностью отсутствует. Не только потому, что там живёт дух конкуренции: зачем же я буду давать списывать своему конкуренту? Но и потому, что там никто не считает себя глупее других.

Правда, как мы знаем, трава пробивается даже через асфальт. Недавно мне рассказали, как в одной из самых элитных школ Петербурга один семиклассник ударил другого и, объясняя свой поступок, сказал: «Он ко мне слишком близко подошёл». Конечно, драться не хорошо. Но, думается, в новом поколении будет появляться всё больше молодых людей, стоящих на страже своего личного пространства, готовых совершать свой самостоятельный выбор в любых жизненных ситуациях.

И хотелось бы, чтобы школа не тормозила этот процесс, а способствовала ему.


Фото: с сайта Terve Все о Финляндии

В феврале исполнилось 4 года с начала издания информационного бюллетеня «Настоящие новости», выпускаемого в Петербурге группой активистов оппозиционно-демократического движения. За это время вышло уже 84 номера издания.

Возникшие в начале 2015 года как способ противостояния агрессивной провластной пропаганде, «Настоящие новости» стали для многих жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода источником честной и объективной информации, свободной от пропаганды и ненависти.
Издание рассчитано на политически не ангажированного читателя  (в Петербурге распространяется в будние дни на вечерних потоках, в основном у «спальных» станций метро).

Бюллетень «Настоящие новости» является непартийным и межпартийным изданием. В его распространении участвуют члены «Парнаса», «Солидарности», «Яблока», «Открытой России» и других оппозиционных организаций.
Все номера НН можно увидеть в архиве по адресу:  https://goo.gl/XvSxsO

Бюллетень издаётся исключительно на средства своих читателей и издателей. Желающие поддержать издание могут сделать это, переведя любую сумму на карту Сбербанка 2202 2009 5985 2003 или на Яндекс-кошелёк 410014250793357.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Время выбирать
28 СЕНТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Юноше, обдумывающему житье, решающему, какую карьеру делать, советую хорошо подумать, совпадают ли его собственные представления о добре и зле со взглядами начальства. Чтобы   интересы начальства не противоречили его совести. Обращаясь к людям, наше начальство очень любит называть себя «государством». Дескать, критикуя нас, вы выступаете против «государства»! На самом деле, «государство», как его определяет толковый словарь русского языка, — это всего лишь «политическая форма организации общества». Государство — это абстракция, это добровольно-принудительное соглашение. Соглашение, к которому людей принуждают те, кто обладает силой и влиянием. Соглашение, которое остальные принимают, полагая, что принять его надо. Иначе убьют или посадят.
Белоруссия 2020 и Перу 2000
25 СЕНТЯБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
Страны с авторитарным режимом по своему месту на карте и культурным традициям могут быть разными, но их судьбы можно описать одними и теми же словами. Проводить параллели. ПЕРУ. Тридцать лет назад, в апреле 1990 года, в первом туре выборов президента Перу Альберто Фухимори, малоизвестный ректор аграрного университета, удивил многих. Он неожиданно занял второе место, немного уступив Марио Варгасу Льосе, самому известному писателю страны, будущему нобелевскому лауреату по литературе (2010), который в 1975-м был избран президентом международного ПЕН-клуба и которого элита страны просто обожала.
Выборы и федерализм в США. Какая связь?
14 СЕНТЯБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
В России есть традиция каждые четыре года высмеивать Коллегию выборщиков – существенный элемент американских выборов. Скоро придет новая волна обсуждения этой темы. Можно не сомневаться, что выскажутся десятки экспертов и мы снова услышим упреки в недемократичности американской избирательной системы. Главный недостаток критики видят в том, что кандидат, получивший большее число голосов на всеобщих выборах, может и не стать победителем. Так было всего пять раз: три раза в 19 веке и два раза в этом.
Наша культура и наша коррупция. Сравним Россию со Швецией
4 СЕНТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Сегодня жители всех стран носят европейские одежды. Но по отношению к власти, к своим неотъемлемым правам, по способности отстаивать свои интересымногим далеко до европейцев. Некоторые народы живут в условиях современных феодальных или, как говорят политологи, «естественных» государств, в которых указание начальства важнее закона, выборы — бутафория, а статья конституции, гласящая о том то, что народ есть источник власти, — фикция. В этих странах иные обычаи, иная этика. 
Ухабы на пути к правосудию
27 АВГУСТА 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Дайджест по публикациям СМИ Нужен ли нам справедливый суд? Независимый от президента, министров, полковников и генералов? Большинство россиян ответят: нужен! Впрочем, так скажут далеко не все. У обывателя с совковой культурой всегда теплится надежда, что судебные дрязги его минуют. Он знает, что в России распоряжение начальства важнее закона. Ему нужно, чтобы начальство к нему хорошо относилось, а без независимого суда он и так проживет. Но жизнь наша усложняется. Развитие бизнеса, рынок, глобализация вынуждают россиян уходить от современных феодальных порядков.
О тупике кланового капитализма
24 АВГУСТА 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Протесты в Хабаровске и в Беларуси свидетельствуют, что постсоветские общества переходят на новый этап своего развития. Общества атомизированные, пораженные страхом, сменяются обществами солидарными. И у этих новых обществ, похоже, иные цели. Конечно, это уже не восстановление империи СССР и не противостояние с развитыми странами Запада. Это переход к реальному народовластию, обеспечение неотъемлемых прав граждан, в том числе права на честные выборы. Это наличие независимого и справедливого суда, реальные гарантии прав собственности. И все же важнейшим для многих остается вопрос об уровне их жизни.
Аресты губернаторов и реальность нашего федерализма
17 АВГУСТА 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
Губернатора Хабаровского края Сергея Фургала задержали  восьмого июля.  Сразу же в городе начались протесты  и продолжаются уже более месяца. За что и против чего выступают хабаровчане? Ясно, против задержания Фургала федеральными властями. Но с другой стороны, протестующие фактически защищают один из основных принципов федерализма - разделение властей между субъектами федерации и федеральным центром. 
Клановый российский капитализм. Часть 2
6 АВГУСТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дайджест публикаций Леонида Косалса Кланы в современной России ведут свое происхождение с советских времен. Тогда неформальные отношения существовали на всех уровнях, снизу доверху, от заводского цеха до Политбюро. Эти многочисленные «тайные общества» были полностью закрыты для посторонних. Если «толкач» с одного завода ехал на другой, чтобы добыть дефицитный металл для простаивающего станка, то информация о том, сколько это стоило, кому именно пришлось оказать услуги или заплатить, не должна была «утекать» посторонним, так как это создавало реальную опасность попасть под пресс государства с лишением партбилета, открытием персонального или уголовного дела и другими репрессиями. Закрытые сообщества исполняли роль своего рода защитного механизма, который помогал человеку выжить в репрессивном государстве.
Клановый российский капитализм. Часть1
4 АВГУСТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дайджест по публикациям Леонида Косалса   Важнейшая черта нашего общества — «клановое государство», основная функция которого — обеспечение благоприятных условий для крупнейших кланов, создание им преимуществ перед всеми другими участниками политической и экономической жизни. Кланы — это закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, работников правоохранительных органов, иногда представителей организованной преступности. Они объединены деловыми интересами и неформальными отношениями. Наличие таких кланов — главное отличие России от стран с конкурентным рынком,  где главную роль играют независимые предприниматели, конкурирующие между собой.
О нашем «естественном государстве»
31 ИЮЛЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В Хабаровске три недели протестуют граждане. Против чего они протестуют? Против ареста губернатора Сергея Хургала? Или против порядков, допускающих арест избранного народом губернатора по странным обвинениям? Его этапирования в Москву для расправы в «карманном» суде? Если это так, то требование граждан проводить суд присяжных в Хабаровске  — это прелюдия очередной смены правил нашей жизни, или того, что именуется термином «государство». В поправках в Конституцию в ст. 75/1 их авторы записали, что в РФ «создаются условия для взаимного доверия государства и общества». Что они понимают под словом «государство»?