Что делать?
19 апреля 2024 г.
Как учат детей финны



Каждый  народ заслуживает  ту молодежь, которую имеет. Где-то молодых учат творить, а где-то ходить в солдатской форме с автоматом в руках. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности,  по  числу полученных патентов  в 2020 году впереди всех Китай — свыше 1 млн  400 тыс., и США — более 620 тысяч. Россия может похвастаться жалкими 35 тысячами патентов. Разве не обидно?!

В чем причина нашей отсталости? В наших порядках и обычаях. И прежде всего в школьном образовании. Сравним наши школы с финскими. Сто лет назад финны и россияне жили в одном государстве, Российской империи. Но финны не приняли утопию социализма и учредили демократию. Сегодня уровень жизни в Финляндии намного выше, чем в России. Хотя там нет нефти и газа на экспорт. По опросам социологов, финны — самый счастливый народ в мире. Молодцы!

Всем хочется, чтобы их дети были счастливыми, чтобы учителя их не унижали, не гнобили, помогали развивать таланты. Чтобы школа была не  казармой, а местом, где детей учат творить. Но достичь этого удается не везде. Финляндия, согласно мониторингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, стоит на первом месте по качеству образования. Это был заказ общества. Его финны выразили на выборах. У них,  в условиях политической конкуренции, нельзя не выполнить запрос избирателей — лишишься должности и уступишь свое место оппозиции!

Финские избиратели потребовали от властей изменить систему образования, сделав упор на равенстве и доступности. Это был 1960 год, а к 20-м годам нашего века система их школьного образования заслужила всеобщее восхищение. Недаром ее называют в мире «финским чудом».

Чем финская школа отличается от российской? Самим подходом к образованию. Ребенка можно заставить учить уроки угрозой плохой оценки, руганью, наказанием. А можно заинтересовать, побудить его к творчеству. Ведь в юности у всех людей есть потребность осваивать новое, творить, выдумывать, пробовать.

Как развивать у детей потребность к творчеству? Способов много. Учитель может не просто потребовать выучить таблицу умножения, а предложить ученикам придумать задачки с умножением. И даже обсудить  их. Можно не просто заставлять школьников вызубривать формулы подсчета площадей, а предложить ученикам рассчитать наиболее экономный проект сельского дома. Творчество — двигатель прогресса! Совет «не изобретать велосипед» давно устарел. Посмотрите, сколько новых конструкций велосипедов! Кстати, идеи из учебника Альтшуллера, как изобретать новое,  тоже полезно доносить до школьников. Именно на такое развитие творческого потенциала детей ориентирована финская школа. Завидно?

В основа финского подхода лежит уважение к ученикам. Учитель не может обижать школьников. Учитель не имеет права повысить голос, не может позволить себе грубость, унизительный комментарий, неуместную шутку. В финской школе очень важна установка на эмоциональный контакт учителя и ученика, на психологическую безопасность, на отсутствие тревожности. С ранних лет ребенку объясняют, что у него есть права. Такие же, как у всех остальных. Уважение друг к другу — это именно то, что формирует финская школа.

Российский подход к школьному образованию противоположен финскому. У нас в центре внимания не школьник с его талантами, а государство и «государственные интересы». Именно поэтому наша школа так напоминает казарму. В ней господствует принуждение, обязаловка, а творчество и учителей, и учеников загнано в подполье.  Объясняют это просто: кто платит, тот и заказывает музыку. Если образование финансируют власти, то они и определяют его задачи. Но это ложь. Это мы платим налоги, чтобы содержать школы. А государство наше — это всего лишь сообщество его граждан. У него есть органы управления, но они обязаны удовлетворять  наши потребности. А чиновники — обслуживать нас.

В России мы привыкли, что детям ставят оценки, что их публично сравнивают между собой. Дух соревнования присущ спорту, без соревнований нет рекордов. Но порою более полезна физкультура миллионов, она всех нас делает здоровыми.

В основе нашей  школы — поощрение и наказание. А финский ребенок растет в другой атмосфере. У него мотивируют самостоятельное развитие. Оценки в финской школе не ставятся до 6-го класса. А публично они не обсуждаются никогда!

К доске вызывать ученика  в Финляндии тоже не принято. Самому ученику и его родителям учитель сообщает: этот материал надо проработать серьезнее. А здесь ты молодец, у тебя всё получилось! И родители учеников между собой не соревнуются, не хвастаются успехами детей. Ученик учится не для учителя, не для родителей, а для себя. Если к учебе нет тяги, может закончить девятилетку и освоить рабочую специальность. Это его выбор!

Домашние задания в финской школе обычно не задают. Учебный материал должен быть освоен во время урока. Платного репетиторства в Финляндии нет. Если кто-то из учеников нуждается в дополнительных занятиях, учитель просто остается с учеником после уроков и помогает ему разобраться в сложной теме.

Финская школа бесплатная. Бесплатны и учебники, и планшеты, и канцелярские принадлежности. В школах  бесплатно кормят. Еда вкусная, ешь, сколько хочешь.

Финская школа даже внешне не похожа на российскую: красивая, уютная, комфортная. Школы расположены в красивых, современных зданиях с хорошо оборудованными кабинетами, лабораториями, спортивными залами. В любой городской или деревенской школе есть лифт-подъемник для инвалидной коляски. А деревянной будки-туалета в школьном дворе нет.

В  классах нет привычных нам рядов  парт. Бывает, что вместо парт есть ковры и подушки — для маленьких. Или квадратные столы, за которые можно сесть вчетвером и обсуждать творческий проект. Иногда парты расставлены в кружок — все видят друг друга. Из такой школы школьники не спешат уходить.

В Финляндии в отличие от многих стран нет установки на выращивание детей элиты в привилегированных школах. Все школы финансируются одинаково. Единственное исключение — дополнительные занятия с одаренными детьми, склонными к рисованию, музыке или спорту.

Деревенские школы не хуже городских. Дети, приехавшие из других стран, получают такое же образование, как и коренные финны. Рядом с ребенком мигрантов, не говорящим ни по-фински, ни по-шведски, постоянно находится помощник учителя — тьютор, который всё ему переводит.

Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое внимание. Разница между слабыми и сильными учащимися самая маленькая в мире. Но разве не мешают дети с особенностями развития обучению одаренных детей? Не отвлекают ли они  на себя всё внимание учителя? Нет, тьюторы снимают эту проблему. Дорого? Конечно. Но дело в приоритетах. На людях и их потребностях в Финляндии экономить не принято. 

В России, если ученик не сделал домашнее задание, ему поставят двойку. Ведь у нас всё построено на зарабатывании баллов. В финской школе оценок гораздо меньше. Если  не сделал домашнее задание, поставят минус, если сделал — плюс. Работа на уроке оценивается по такому же принципу.

У младших школьников  в Финляндии оценок вообще нет. У старших оценки ставятся только за тесты несколько раз за четверть. Посмотреть их можно только в личном кабинете. Учителя не оглашают результаты тестов при всем классе, чтобы дети не сравнивали себя друг с другом, не думали, что они хуже или лучше других. Цель финской школы сделать так, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они шли в школу с удовольствием.

Если в России учителя видят главную проблему в дефиците внимания учеников к их словам, то финны пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». В младших классах нет контрольных работ, нет вызовов к доске. Это позволяет снять у детей стресс, помогает психологической стабильности. Учеба не превращается в каторгу, дает радость творчества, радость преодоления себя, а не страх, что ты хуже других.

Показательно, что финских детей не надо принуждать посещать школу, они идут в нее с удовольствием Хотя финские школьники имеют право и не ходить в школу без уважительных причин. Но ведь ходят! Им школа нравится, там интересно.

 Финский опыт показывает, что можно создать систему образования, в которой все школьники учатся с удовольствием, придавая значение скорее творчеству и сотрудничеству, нежели  соревнованию. Интересно, не правда ли?

 

 Фото:  Verstas

 












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».