Армия
03 ноября 2024 г.
Катастрофа накануне форума
19 АВГУСТА 2021, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



17 августа под Кубинкой произошла катастрофа новейшего отечественного военно-транспортного самолета Ил-112В. Погибли замечательные летчики-испытатели. Большие начальники дежурно заверили, что причина трагедии обязательно будет установлена. Следствие, мол, рассматривает все версии. Любопытно, будет ли рассматриваться в качестве версии интенсивная подготовка к проводимому Минобороны форуму «Армия-2021»? Ведь только что произведенный опытный экземпляр Ил-112В предполагалось демонстрировать на форуме. И фатальный полет был, вероятнее всего, тренировкой перед предполагавшимися демонстрационными полетами.

Надо сказать, что Ил-112В — самолет с чрезвычайно трудной судьбой. Это легкий транспортник, который должен перевозить до пяти тонн грузов. У него короткий взлет. Он должен садиться на снег и грунт. Этот самолет должен прийти на замену еще несущих службу в армии полутора сотням Ан-26 (производство этого самолета было прекращено 35 лет назад). Понятно, что Вооруженным силам Ил-112В нужен просто позарез. Первый раз проектировать его начали еще в 1990-е. Из-за недостатка финансирования проект был остановлен. Опять начали в 2000-х, но снова остановились, так как конструкторам никак не удавалось вписаться в требования военного ведомства. Наконец в 2013-м возобновили работы. Аккурат к украинскому кризису и последовавшему полному разрыву кооперационных связей между ОПК двух стран. Если раньше предполагалось разместить заказ на двигатели для нового самолета на украинском предприятии «Мотор-Сич», то теперь его пришлось разрабатывать в России. В прессе неоднократно появлялись сообщения, что созданный в итоге двигатель ТВ7-117СТ оставляет желать лучшего. В частности, не располагает необходимой тягой. После первого полета Ил-112В, который состоялся в 2019-м, выяснилось, что самолет на две тонны тяжелее, чем требовалось. Доработки длились три года. Следующий полет состоялся только в марте 2021-го. Совершенно очевидно, что Ил-112В – еще чрезвычайно «сырой» самолет. Знаменитый летчик-испытатель Магомет Толбоев был предельно откровенен в своем интервью «Аргументам и фактам»: «Я как один из основателей авиасалона МАКС и почетный президент ОАО «Авиасалон» был против того, чтобы Ил-112В летал на нем в этом году. Самолет для этого был недостаточно облетан. Не хватало еще, чтобы он разбился на глазах у почтеннейшей публики! На МАКС Ил-112 не попал, чем, видимо, продлил свою жизнь почти на месяц».

Но вот устроителям форума «Армия-2021» Ил-112В почему-то понадобился позарез. Очевидно, для демонстрации успехов в деле перевооружения. Мало того, что явно неготовый самолет должны были демонстрировать. Министр обороны Сергей Шойгу в интервью тем же «Аргументам и фактам» поведал: «Ожидаем в этом году принятие на вооружение военно-транспортного самолёта Ил-112В». То есть самолет предполагалось принять на вооружение после двух полетов! Для того, видимо, чтобы выполнить обещание министра и подписать на военно-техническом форуме контрактов на немыслимую сумму в полтриллиона рублей. Впрочем, намерение принять «изделие» на вооружение после двух испытательных полетов меркнет по сравнению с намерением Минобороны поставить на боевое дежурство новейшую тяжелую ракету «Сармат» в 2022 году в ситуации, когда не было проведено вообще ни одного испытания.

Признаюсь, для меня остается загадкой, зачем устраивать безумную гонку, рискуя и огромными деньгами, и, как показала катастрофа Ил-112В, человеческими жизнями, чтобы принять определенный тип военной техники на вооружение в какую-то заранее запланированную дату. Да, армии нужен и легкий транспортный самолет, и новая баллистическая ракета. Но это не вопрос жизни и смерти! Слава богу, страна сейчас не воюет. Военнослужащих и грузы можно доставлять каким-то иным способом, пусть менее удобным и более дорогим.

Подозреваю, что вся эта гонка затеяна для того лишь, чтобы в очередной раз заявить: процент новых вооружений в российской армии выше, чем во всех прочих. Нигде, кроме нашей страны, из этого показателя не делают фетиш. Военной технике положено жить долго, проходить многочисленные ремонты и модернизации. Потребность в новой технике стала чрезвычайно острой из-за того, что в российских Вооруженных силах длительное время не модернизировали и даже не ремонтировали военную технику, доставшуюся от СССР. Хвастаться тут нечем.

Фото: Спасатели на месте крушения Ил-122В (Фото: СК РФ)












  • Андрей Колесников: Теперь никто не удивляется уже никаким новостям, в том числе любым сообщениям о нарушении прав военнопленных.

  • News.ru: Генпрокуратура ДНР выдвинула обвинения двум задержанным наёмникам из Британии — Эйдену Эйсли и Шону Питеру... Как отметил генпрокурор ДНР Андрей Спивак, наёмникам может грозить высшая мера наказания.

  • Vir77: Закон законом, но я бы посмотрел на практику его применения. Вот, скажем, в Афганистане были такие преступления, кого за них судили, и т.д.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Пленный — не преступник
5 МАЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Боевые действия между Россией и Украиной, которые сопровождаются захватом пленных, их демонстрацией по телевидению в целях пропаганды, заставляют вспомнить о том, как международное право (в верности которому клянутся обе стороны конфликта) трактует права военнопленных. Уверен, что взгляд на эти права в свете современных международных документов серьезно удивит читателей. Основным правовым документом, определяющим требования к режиму военного плена, является Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными», разработанная в 1929 году и уточненная в 1949-м.
Прямая речь
5 МАЯ 2022
Андрей Колесников: Теперь никто не удивляется уже никаким новостям, в том числе любым сообщениям о нарушении прав военнопленных.
В СМИ
5 МАЯ 2022
News.ru: Генпрокуратура ДНР выдвинула обвинения двум задержанным наёмникам из Британии — Эйдену Эйсли и Шону Питеру... Как отметил генпрокурор ДНР Андрей Спивак, наёмникам может грозить высшая мера наказания.
В блогах
5 МАЯ 2022
Vir77: Закон законом, но я бы посмотрел на практику его применения. Вот, скажем, в Афганистане были такие преступления, кого за них судили, и т.д.
Пацифисты в погонах?
7 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Это не очередная отчаянная петиция от российской интеллигенции, терроризируемой карательными органами и пытающейся, несмотря ни на что, образумить начальство, которое взвинтило ставки противостояния с Западом до такой степени, что выход может быть только в войне на Украине. Этот текст подписан отставным генерал-полковником Леонидом Григорьевичем Ивашовым, возглавляющим общественную организацию «Общероссийское офицерское собрание», которая объединяет бывших военных. На сайте этой организации и размещено это замечательное заявление, до решительности оценок которого отечественные либералы точно не дотягивают.
Прямая речь
7 ФЕВРАЛЯ 2022
Алексей Макаркин: Преувеличивать значение генерала Ивашова и тех людей, которые его поддерживают, не стоит.
В СМИ
7 ФЕВРАЛЯ 2022
"Московский комсомолец": Генштабу и правда не надо было бы ничего придумывать в том случае, если бы нужна была картинка, а не эффективность.
В блогах
7 ФЕВРАЛЯ 2022
Владимир Рыбаков: В последнее время я ждал... что найдется действительно статусный человек с определенно не либеральными взглядами ("лакеи" в сад) который не испугается крикнуть: " король то голый"!
Прямая речь
19 АВГУСТА 2021
Илья Крамник: Подготовка к испытательным полетам — это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками.
В СМИ
19 АВГУСТА 2021
"Коммерсант": Военный транспортник разбился при подготовке к «Армии-2021»

 

Материалы по теме

«Не хотим смотреть» // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
295. Что дальше? // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
Медиафрения. Пропасть // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Жесткая реакция Запада на катастрофу с самолетом неизбежна // ЛИЛИЯ ШЕВЦОВА
Новые времена // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Итоги недели. Кто же виноват? // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Над Донецкой областью сбит малазийский «Боинг» // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В СМИ //
Прямая речь //
Такси заказывали? // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ