Что делать?
01 декабря 2024 г.
Эстония. Можем позавидовать
6 СЕНТЯБРЯ 2021, ВИКТОР МИХАЙЛОВ

Эстония — небольшая страна с населением чуть более 1,33 млн человек, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Псковской областями. Эстония была в составе России по 1918 год, а затем входила в состав СССР с 1940 года до его распада в 1991-м.

ВВП Эстонии на душу населения в 2019 году по номиналу 23 758 долл. (41-й), по ППС — 38 540 долл. (38-й). Среди посткоммунистических стран Эстония является одной из самых развитых. В 2019 году по ВВП на душу населения (номинал) она занимала 2-е место после Словении,по ВВП на душу населения (ППС) — 3-е место после Словении и Чехии (2019 год).

Для общего сравнения уровня жизни различных стран и регионов обычно используется индекс человеческого развития (ИЧР),  учитывающий 3 вида показателей: ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение и ожидаемая продолжительность обучения) и  уровень жизни, оценённый через валовый национальный доход на душу населения по ППС в долларах США.

Эстония в 2019 году по ИЧР находилась на 29 месте, а по ИЧР с учетом неравенства — на 19-м.

Для сравнения: в России ВВП в 2019 году составлял по номиналу 11 601 долл. (64 место), по ППС — 28 184 долл. (53 место).

По ИЧР Россия находилась на 49 месте, с учетом неравенства — на 42-м.

Темпы роста экономики Эстонии

На протяжении 1990-2019 гг. ВВП Эстонии в текущих ценах вырос в 5,6 раза до 31,5 млрд долларов. Среднегодовой прирост ВВП Эстонии составил 0,89 млрд долл. (6,1%), а в постоянных ценах — 2,2%. Доля экономики Эстонии в мире увеличилась на 0,011%, а в Европе повысилась на 0,081%. Минимум ВВП был в 1993 году (4,2 млрд долл.), максимум — в 2019 году (31,5 млрд долл.).

За период 1990-2019 гг. ВВП на душу населения в Эстонии вырос в 6,6 раза до 23 740 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах был на уровне 694,1 долларов или 6,7%. 

Для сравнения. Начиная с 1991 года — возникновения Российской Федерации, — ВВП на душу населения России по ППС вырос на 27% в постоянных ценах и номинально в 3,3 раза. При этом в 1998 году ВВП по ППС на душу населения составлял всего 5 460 долл., т.е. с минимального значения в новейшей истории России ВВП на душу населения России по ППС вырос в 5 раз.

После провозглашения независимости серьёзной проблемой для Эстонии стала высокая инфляция, достигавшая сотен процентов в год.

Летом 1992 года Эстония стала первой из постсоветских республик, которая провела денежную реформу.  Эстонская крона была привязана к немецкой марке по фиксированному курсу — 8 крон за 1 марку.  С 1 января 1999 года крона была привязана к евро. В 1997 году был создан Эстонский стабилизационный резервный фонд. С середины 90-х годов уровень инфляции постепенно снижался.

К 1992 году почти половина предприятий были приватизированы, в 1997 году — почти все предприятия, в государственном владении остались только наиболее значительные. Крупные промышленные предприятия продавались посредством международного тендера. Около 40% государственных компаний были проданы иностранным компаниям или совместным предприятиям с участием иностранных инвесторов. Государство не выкупало предприятия, не списывало долги и не предоставляло специальной поддержки, предприятия были поставлены перед выбором — либо приватизация, либо ликвидация. Одной из основных задач приватизации было возвращение национализированной в советское время недвижимости её владельцам или их потомкам.

В 1994 году Эстония стала одной из первых стран в мире, принявших плоскую шкалу подоходного налога со ставкой 26% и её последующим ежегодным снижением для запланированного достижения ставки 18% к 2010 году. До настоящего времени эта цель не выполнена, ставка подоходного налога в 2021 году — 20%.

Либеральный налоговый режим и относительно дешёвая и квалифицированная рабочая сила стали благоприятным фактором для привлечения в страну инвестиций. Был достигнут достаточно высокий темп роста ВВП. В 1999 году Эстония вступила во Всемирную торговую организацию. В 2003 году Эстония вышла на уровень ВВП 1989 года, восстановив таким образом экономику после кризиса 1990-х годов.

За 15 лет, прошедших с момента вступления Эстонии в ЕЭС (с 2004 по 2019 год), чистый средний размер оплаты труда вырос в стране более чем в три раза, с 363 до 1098 евро, а минимальный размер оплаты труда вырос более чем в 3,4 раза, с 158,50 до 540 евро (516,45 евро после уплаты налогов). ВВП страны вырос за эти годы в два раза с 23,790 млрд долл. до 46,587 миллиарда

Развитие экономики Эстонии в эти годы сталкивалось с рядом проблем.  В 2006 - 2007 годах стали проявляться признаки перегрева: выросла инфляция, на рынке недвижимости возник ценовой «пузырь», резкий рост внутреннего потребления подстегнул импорт, из-за чего возрос внешнеторговый дефицит. По мнению ряда экономистов и политиков, происходивший до этого экономический рост был в значительной части основан на внешних займах и последовавшем за ними буме в кредитной сфере.

В 2007 году темпы роста экономики Эстонии начали снижаться. С начала 2008 года в экономике Эстонии проявились негативные тенденции, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом. ВВП начал снижаться, промышленное производство упало, бюджет на 2009 год впервые был принят с дефицитом. В 2009 году ВВП упал почти на 15%, промышленное производство почти на четверть. Для борьбы с последствиями кризиса было предпринято сокращение государственных расходов,

К концу 2009 года наметился выход из кризиса. С 3-го квартала 2009 года наблюдался последовательный рост ВВП. Промышленное производство в сентябре 2010-го возросло почти на треть по сравнению с сентябрём 2009 года. В 2010 году тренд ВВП уже был положительным. Государственный долг и дефицит бюджета оставался наименьшим в ЕС, в 2010 году Эстония была одной из двух стран ЕС, сокративших бюджетный дефицит.

Эстония стала первой европейской страной, которая ввела бесплатный проезд на общественном транспорте почти на всей территории страны. В 11 из 15 уездов с 1 июля 2018 года жители страны бесплатно пользуются автобусами, троллейбусами и трамваями.

Правительство значительно увеличило свои расходы на инновации: в 2017 году на стимулирование исследований и разработок было направлено 304 миллиона евро.

По некоторым прогнозам, ВВП Эстонии на душу населения может вырасти к 2025 году до уровня экономик Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии.

Налоги в Эстонии

Эстония выгодно выделяется среди других государств — членов Европейского союза лояльной к бизнесу налоговой политикой. Налоги в Эстонии образуют достаточно простую и понятную систему, а большинство ставок установлены на низком уровне по сравнению со многими западноевропейскими государствами. Все эти обстоятельства делают страну привлекательной для ведения бизнеса.

Основные налоги в Эстонии: подоходный, социальный, земельный, НДС, на прибыль юридических лиц, на азартные игры, таможенные пошлины, акцизы, взнос на тяжелые транспортные средства.

Шкала ставок НДФЛ в стране плоская, однако есть разделение тарифов по видам дохода. Зарплата наемных работников и прочие доходы, для которых не предусмотрены более низкие ставки, облагаются по ставке 20%, страховые пособия на случай безработицы — по ставке 0,1. Более низкая ставка — 7% — предусмотрена для выплаты дивидендов физическому лицу, если до этого к ним применялась ставка в 14%. На практике это означает, что распределенные дивиденды облагаются налогом дважды: доначисление в 14% на этапе распределения и удержание 7% на этапе выдачи физическому лицу. Например, если соучредитель компании имеет право на 1000 евро дивидендных выплат, в бюджет нужно заплатить 162,79 евро за счет предприятия (1000 × 14/86) и 70 евро за счет получателя (1000*7%). «Чистыми» на руки учредитель получает 930 евро.

С 2021 года в стране начал действовать единый подход к определению необлагаемой части годового дохода. Максимальный размер освобожденной части равен 6000 евро при условии, что годовой заработок не превышает 14 400 евро.

Годовую сумму заработанных средств и, соответственно, подоходный налог в Эстонии можно уменьшить за счет дополнительных вычетов:

• исключаются из налогооблагаемой базы взносы на социальное страхование на случай безработицы и на обязательную накопительную часть пенсии, уплаченные гражданами-непредпринимателями;
• если в семье есть дети, то НДФЛ не облагается еще 1848 евро за каждого малыша, начиная со второго;
• из базы можно вычесть проценты по жилищному кредиту — до 300 евро в год;
• расходы на обучение и пожертвования — до 1200 евро за год.

Кроме подоходного, из зарплаты наемных работников уплачиваются:
• социальный налог — 33 % от начисленного заработка (до удержания НДФЛ), за счет нанимателя;
• взнос на страхование от безработицы — 0,8% от оклада за счет работодателя и 1,6 % — удержание за счет самого сотрудника.

С 2000 года в Эстония ввела нулевую ставку налога на прибыль с юридических лиц, что является одним из наиболее привлекательных факторов ведения бизнеса в Эстонии. Это касается только полученной прибыли фирмы, т. е. нераспределённой. Если же акционеры или пайщики (собственники) решают распределить прибыль в виде дивидендов, то фирма выплачивает за акционеров только подоходный налог.

С 1 января 2021 года размер ставки налога снижен с 20% (или 20/80 с нетто-суммы) до 14% (или 14/86 от выплаченной нетто-суммы) при условии, что дивиденды выплачиваются на регулярной основе не менее 3 лет подряд.

На практике законодатель предлагает использовать следующую схему:

• в 2021 году ставка в 14% будет применяться к сумме, равной 1/3, выплаченной в 2021 году, остаток облагается по ставке 20/80;
• в 2021 году этот предел будет повышен до 1/3 от общей суммы, выплаченной в 2021 и 2021 годах;
• полноценный переход на сниженную ставку возможен с 2021 года (однако размер выплат не должен превысить средний показатель за последние 3 года).

Нулевая ставка применяется к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории Эстонии, транзитным операциям, продаже товаров и услуг,          предоставляемых пассажирам иностранных морских и воздушных судов.

Освобождены от уплаты НДС:

• универсальные почтовые услуги;
• медицинские услуги, связанные с использованием крови и ее компонентов, предоставлением грудного молока, а также трансплантацией органов и тканей человека;
• услуги профессиональных стоматологов;
• работа социальных служб, организованных муниципалитетом;
• базовое профессиональное, среднее и высшее образование;
• транспортировка больных, пострадавших и инвалидов;
• страховые услуги;
• аренда и лизинг недвижимого имущества;
• продажа лотерейных билетов и организация азартных игр;
• оборот инвестиционного золота.

В отличие от большинства европейских стран в Эстонии не взимают налог на недвижимость. Однако при совершении сделок по покупке или отчуждению имущества придется заплатить гербовый сбор в размере до 0,04% от суммы сделки.

Земельный налог обязаны платить собственники, постоянные пользователи и застройщики выделенных им территорий. Ставки утверждаются на уровне муниципалитетов и находятся в диапазоне 0,1-2,5% от стоимости налогообложения земли. Освобождается от обложения только часть участка, находящаяся под жилым домом (от 0,15 до 2 гектаров). Но только при условии, что это здание является местом официальной регистрации владельца земли.

Некоторые обязательства действуют только на отдельных территориях. Например, таллинский рекламный сбор. С 2021 года он начисляется ежедневно из расчета 0,55 евро за квадратный метр рекламной площади в день.

Кроме того, местные администрации могут установить собственные сборы:

• за использование и загрязнение окружающей среды;
• на закрытие дорог и улиц;
• на механическое транспортное средство;
• на развлечения;
• на содержание животных;
• за парковку.

Использованы материалы сайта zagranportal.ru

Для сравнения: Налоги в Эстонии достаточно высокие. Однако, если просуммировать налоги, которые платят российские работники и работодатели (13% — НДФЛ; 22% — Пенсионный фонд; 5,1% — взнос на ОМС; 3,1% — взнос в ФСС; а также НДС; акцизы и дополнительные налоги на топливо, алкоголь и т.д., то , по разным подсчетам получается 43-45%).

Зарплаты в Эстонии

Средний размер оплаты труда в Эстонии в декабре 2020 года составлял 1604 евро. По состоянию на декабрь 2020 года Эстония имела самую высокую среди всех посткоммунистических стран мира нетто среднюю заработную плату (1292,12 евро) и (по состоянию на 1 января 2020 года) — вторую после Словении (700 евро, в Эстонии — 550,38 евро) нетто минимальную заработную плату. Средний размер оплаты труда в Эстонии в декабре 2020 года составлял 1604 евро и, после вычета налогов, 1292,12 евро. Минимальный размер оплаты труда в Эстонии с 1 января 2020 года составляет 584 евро, после уплаты налогов — 550,38 евро. Сумма прожиточного минимума в 2019 году выросла на 7% по сравнению с 2017 годом, это средняя отметка по европейским критериям.

В 2021 году размер подоходного налога в Эстонии составляет 20%, не облагается налогом 180 евро. Кроме подоходного налога есть еще страхование от безработицы, составляющее 1,6% от оклада и отчисления на накопление пенсии — 2%. Если средний оклад равен 1150 евро, после вычетов работнику остаётся нетто 912,92 евро.

Для сравнения. По официальным данным от Росстата, доход населения России в 2020 году составил 35 361 рубль в месяц (около 400 евро), среднемесячная зарплата — 51 083 рубля (менее 600 евро).

Средние зарплаты в Эстонии по видам экономической деятельности:

Среднемесячная зарплата в IV квартале 2020 г. составляла от 1359,44 в Таллинне до 996,90 в уезде Хийумаа.  

В 2019 году рост зарплат в государственном секторе составил 9,5%, а в частных — 6,7%. Наибольший рост зарплат зафиксирован в сфере видов услуг (ремонт бытовой техники, индустрия красоты), а также в сфере здравоохранения и социальных услуг — на 14% и 10% соответственно, при этом зарплата снизилась в сельском хозяйстве на 1,9% и в деятельности по операциям с недвижимым имуществом на 0,7%.

 



Пенсии в Эстонии

Согласно действующему закону, на пенсию в Эстонии можно выходить с 63 лет, с 2026  года пенсионный возраст будет повышен до 65 лет.

По данным Министерства социальных дел Эстонии, пенсионная система страны подразделяется на три ступени: I ступень: государственная пенсия; II ступень: обязательная накопительная пенсия; III ступень: дополнительная накопительная пенсия.

I ступень — государственная пенсия. В Эстонии выплачиваются государственные пенсии двух видов: пенсии, зависящие от трудового вклада — пенсию по старости, пенсию по нетрудоспособности и пенсию в связи с потерей кормильца, а также минимальную или народную пенсию.

Правом на получение пенсии по старости обладают постоянные жители Эстонии, а также иностранцы, проживающие в Эстонии на основании временного вида на жительство или права на проживание.

Правом на пенсию по старости обладает лицо, достигшее возраста 63 лет и имеющее пенсионный стаж в Эстонии не менее 15 лет.

На пенсию по нетрудоспособности имеют право люди в возрасте от 16 лет до возраста получения пенсии по старости в случае, если потеря трудоспособности составляет 40-100%.

Пенсия по потере кормильца. За основание для расчета пенсии по потере кормильца принимается большая из следующих пенсий по старости: пенсия по старости, рассчитанная для кормильца, или пенсия по старости в случае 30-летнего пенсионного стажа.

В зависимости от количества находящихся на содержании лиц, пенсия выплачивается следующим образом: одному члену семьи — 50% от взятой за основание для расчета пенсии, двум членам семьи — 80%; трем или большему количеству членов семьи — 100%.

Народная пенсия. Этот вид пенсии выплачивается достигшим 63-летнего возраста лицам, а также нетрудоспособным лицам, процент потери трудоспособности составляет 40-100%,  у которых отсутствует право на пенсию, получаемую в соответствии со стажем, и которые прожили в Эстонии не менее пяти лет. Кроме того, народная пенсия назначается в случае смерти кормильца членам его семьи, у которых в связи с отсутствием у кормильца требуемого пенсионного стажа не возникает права на пенсию по потере кормильца, если они прожили в Эстонии не менее одного года.

II ступень — накопительная пенсия. Работающий человек сам накапливает свою пенсию, внося 1% от своей зарплаты брутто в пенсионный фонд. Государство добавляет к ним 2% за счет начисляемых с заработной платы работника 33% социального налога.

III ступень — дополнительная накопительная пенсия. Это добровольная частная дополнительная пенсия, позволяющая делать дополнительные сбережения, чтобы поддерживать сформировавшиеся стандарты жизни также в старости.

Правительство страны обеспечивает I ступень, устанавливает нормативы отчислений для II ступени и обеспечивает тщательную систему надзора и регуляции II и III ступени. Работодатели делают взносы (в виде государственного социального налога) в рамках I ступени. Работники делают обязательные взносы в рамках II ступени и могут принимать добровольное участие в III ступени.

Средние размеры пенсий с 01.04.2021 следующие:

Народная пенсия — 255,18 евро;

Пенсия по старости с 15 годами стажа 343,40 евро, с 30 годами — 451,49 евро, с 44 годами стажа — 552,38 евро.

С 1 апреля 2021 года дневная ставка при полной нетрудоспособности составляет 15,13 евро (14,89 евро в 2020 году), а в месяц размер пособия составляет 453 евро (446,7 евро в 2020 году). При частичной трудоспособности пособие составляет 57% от действующей дневной ставки, то есть в среднем 258 евро в месяц (254,62 евро в 2020 году).

По сравнению с данными за 2015 год в 2019 году стало вдвое меньше людей, чей ежемесячный доход ниже минимальной заработной платы, в то время как число людей, которые зарабатывают больше 2500 евро в месяц, быстро растет.

По средним показателям 2019 года, всего 15%, или в два раза меньше по сравнению с 2015 годом, зарабатывают до 540 евро в месяц. Еще 14% людей, зарабатывают от 541 до 750 евро в месяц. Вместе эти цифры показывают, что процент малоимущих в Эстонии значительно снизился. Если в 2015 году 46% жителей Эстонии зарабатывали до 750 евро в месяц, то в 2019 году эта цифра снизилась почти на треть — до 29%.  Доля людей, зарабатывающих более 1500 евро в месяц, возросла с 17 до 30%.

Для сравнения: в России в настоящее средний размер государственной пенсии — 14 986 рублей (около 175 евро). На накопительную часть пенсии с 2014 действует мораторий, все страховые взносы уходят на формирование только страховой ее части. В декабре 2020 года мораторий в очередной раз продлен до конца 2023 года. Накопительный компонент пенсии со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого.

Серьёзной проблемой в Эстонии остаётся гендерный разрыв в оплате труда, причём наблюдается он практически во всех сферах экономической деятельности. По данным статистики, в 2019 году почасовая брутто-зарплата у женщин была на 17,1% ниже, чем у мужчин. В 2019 году по сравнению с 2018 годом гендерный разрыв в оплате труда снизился на 0,9%, а по сравнению с 2013 годом на 7,7%. В 2019 году средняя почасовая брутто-зарплата работающих женщин составляла 7,10 евро, а мужчин — 8,56 евро.

По данным Статистического управления Эстонии, в 2019 году 20,7% населения Эстонии, то есть 272 700 человек, жили в относительной бедности, а 2,3% населения Эстонии, то есть 30 500 человек, жили в условиях абсолютной бедности. В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, доля людей, живущих в относительной бедности, снизилась на 1%, а доля людей, живущих в абсолютной бедности — на 0,1%. В 2019 году человек считался живущим в относительной бедности, если его ежемесячный располагаемый доход был ниже 611,4 евро, а в условиях абсолютной бедности — менее 211,4 евро. Если бы не помощь от государства, в относительной бедности жили бы 39,7% населения, а в абсолютной — 22%.



ЦЕНЫ В ЭСТОНИИ (по данным сайта e-migration.ru)



По сравнению с Россией в Эстонии значительно дороже коммунальные расходы, бензин, услуги мобильной связи, сигареты.

Фото: Pixabay.com по лицензии:Creative Commons Attribution 4.0 International

 












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».