КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахМилитаристы отступили? Нет, они маневрируют

25 ЯНВАРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
ural.rial.ru

Сотни тысяч российских студентов, равно как и их родители, могут перевести дух. Им вышла Отсрочка. Выступая вчера в Думе, министр обороны Сергей Иванов, еще недавно требовавший отмены большинства отсрочек от призыва, вдруг смилостивился и сказал: «Пусть учатся». Если раньше Министерство обороны предполагало внести законодательные поправки, позволяющие брить лбы всем без исключения юношам, уже весной, то теперь Иванов пообещал направить в Думу эти предложения лишь в конце 2005 – начале 2006 годов.

Причина того, почему отечественные милитаристы были вынуждены менять планы, очевидна. Предновогоднее выступление главы военного ведомства, пообещавшего в скором времени загнать в казармы всяких там «балалаечников», всерьез переполошило тысячи людей. Комитет солдатских матерей объявил о том, что он хочет вынести на референдум вопрос об отмене отсрочек. Ну а в январе начались массовые выступления против монетизации льгот. Перспектива, что к пенсионерам присоединятся студенты, видимо, несколько напугала власти. И Кремль сыграл российским милитаристам отбой.

Однако нет никаких сомнений, что это отступление сугубо тактическое, временное. Собственно говоря, это прямо следует из вчерашних заявлений министра. Иванов напомнил депутатам, что с 2008 года срок военной службы предполагается сократить до одного года. «Тогда потребуется призывать людей в два раза больше»,– пояснил министр. Арифметика здесь такая. Сейчас в российской армии около 700 тысяч солдат срочной службы. Эту численность удается сохранять, если призывать в армию 350 тысяч в год. Но если срок службы сократиться в два раза, во столько же должна вырасти и численность призываемых.

Странно, однако, что Сергей Борисович считает число срочников неизменным раз и навсегда. Возможность перехода на одногодичную службу еще недавно объясняли тем, что в 2007 году будет завершено формирование 72 воинских частей и соединений, созданных на контрактной основе. Мол, эти соединения и возьмут на себя главную задачу по обеспечению обороны. Таким образом, около 130 тысяч должностей, которые сейчас заняты солдатами срочной службы, перейдут к контрактникам. К тому же к концу 2008 года общая численность Вооруженных сил должна сократиться на 200 тысяч человек. Если реализовать эти планы, увеличивать количество призывников вовсе не нужно.

Но все дело в том, что в Министерстве обороны не желают всерьез заниматься формированием армии на контрактной основе. Более того, военные, которых всячески покрывает «гражданский» министр обороны, по существу саботируют программу перевода на контракт хотя бы части Вооруженных Сил. Ведь как только военная служба станет профессией, а не тяжким бременем, сразу выяснится: те, кто именуют себя сегодня «военными профессионалами», таковыми не являются. Наши генералы хорошо знают только одну науку: как призвать с гражданки огромное количество людей, организовать самую примитивную военную подготовку, а потом перемалывать наспех сколоченные соединения в ходе боевых действий. Создание частей постоянной готовности неизбежно потребовало бы кардинального изменения планов подготовки Вооруженных Сил, кардинальной модернизации всей системы военного образования. Заниматься этим для нынешних руководителей Вооруженных Сил – все равно что самим готовить собственные отставки. Российские милитаристы несомненно сорвут выполнение даже тех весьма скромных планов реформирования армии, которые уже приняты. Сохранение призывной рабской армии для них – вопрос самосохранения. И уж будьте уверены: они, не выигравшие ни одной битвы, войну с собственным народом будут вести яростно и последовательно. Сейчас они вынуждены маневрировать, но как только общество успокоится, они снова будут требовать поголовного призыва.
Версия для печати