КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииУикенд с «мягкими врагами»

15 ИЮЛЯ 2006 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
cyreal.free.fr
Главное событие этой недели – саммит «большой восьмерки» в Петербурге — произойдет в выходные. Но уже сейчас можно констатировать, что он не вполне оправдает надежды Кремля. Разумеется, Путин, председательствуя на встрече лидеров промышленно-развитых государств, в очередной раз сможет потешить свое тщеславие, а, кроме того, что называется, по факту попытаться легитимизировать свой режим. В конце концов, если главы ведущих стран обедают с российским президентом — это выглядит так, словно они считают Путина ровней себе. Но этим, похоже, исчерпывается весь позитив для Кремля. Как утверждают иностранные дипломатические источники, главный документ саммита, посвященный энергетической безопасности, будет иметь сугубо декларативный, ни к чему не обязывающий характер. Главная задача, которая была поставлена Кремлем – убедить семь государств в необходимости заключить долгосрочные контракты на поставки из России нефти и газа по существующим сейчас чрезвычайно высоким ценам, — достигнута не будет. Более того, пусть в максимально мягкой форме, в ходе приватных бесед, но Владимиру Путину дадут понять, что Россия чем дальше, тем больше уходит от стандартов, коим следуют в этом клубе, который объединяет не просто крупные державы, но державы демократические.

И очевидно именно поэтому, стремясь предотвратить эти малоприятные беседы, накануне саммита Путин и его окружение несколько отходят от традиций русского гостеприимства. Они начали откровенно хамить гостям. В своих интервью, которые президент дал американскому, французскому, немецкому и канадскому каналам, он не ограничился обычными отговорками (ему — про тотальный контроль над общероссийскими телеканалами, он – про тысячи «независимых» кабельных каналов, ему – про попытки газового давления на Украину, он – про намерение получить честную цену за энергоносители). На сей раз он прямо указал на источник критики в адрес России: «Вся истерия, которая была связана с поставками газа на Украину либо со строительством Северо-Европейского газопровода, была направлена на обеспечение американских экономических и политических интересов в Европе»; «Постоянное критиканство в направлении проблем, связанных с демократией, со свободой СМИ и так далее, используется как инструмент для вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику России с целью влиять на нее»; «Эта критика в основном исходит от Соединенных Штатов».

Самое удивительное, что именно американский президент приезжает в Санкт-Петербург с вроде бы весомыми «подарками» для России. Как раз в эти дни должно быть заключено соглашение с США о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию, чего Москва с огромным трудом добивалась последние годы. Будет дан старт переговорам о соглашении по сотрудничеству двух стран в атомной сфере. Еще несколько месяцев назад возможность этого соглашения казалось совершенно нереальной. Но Путина заботит не это.

Жесткая антиамериканская риторика – это реакция на намерение Буша вести разговор об уничтожении демократии в России. Путина не заботит даже то, что он выглядит откровенным манипулятором в глазах тех, кто будет смотреть эти интервью. Та цепь софизмов, которую выстраивает президент, представляет собой «красную линию», которую он не даст перейти Бушу. Позиция непробиваемая – «нехай клевещуть, гады».

Поиск ценностей

Мало того, эти софизмы не сегодня-завтра будут объявлены национальной идеологией. Вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов опубликовал в «Известиях» статью, посвященную отнюдь не армейским проблемам. Один из претендентов на роль путинского преемника решил разъяснить, что же является нашими российскими национальными ценностями, в чем суть того идеологического глобального проекта, выдвигая который Москва, по Иванову, вступает в жестокую конкурентную борьбу с другими великими державами. Этих национальных ценностей у нас, оказывается, аж три: суверенная демократия, сильная экономика и военная мощь. Только коллектив полковников, готовивший сей опус, может объяснить, почему сильная экономика и военная мощь являются национальными ценностями, причем исключительно для России. На самом деле это, конечно, средства. Ценность у путинского режима одна – все та же суверенная демократия. «Это, — утверждает Иванов, — квинтэссенция нашего внутреннего устройства, подразумевающая право граждан самим определять политику в своей стране и защищать это право от внешнего давления любым, в том числе и вооруженным, путем». То есть, превратив, по словам председателя ЦИК, выборы в фарс, обрушивая на большинство граждан потоки пропаганды, правящая группировка объявляет свой режим национальной ценностью, которую весь народ призывают оборонять от коварных внешних сил. Впрочем, нет, не только внешних.

«Сегодня Россия ведет последовательную, а где необходимо — даже и жесткую политику в вопросах отстаивания своих национальных интересов как внутри государства, так и за его пределами», — считает военный министр. То есть ивановские «ценности» не совсем общенациональные – их приходится «жестко» отстаивать внутри страны. По сути дела, путинский режим присвоил себе право формулировать национальные интересы и силой насаждать их. Как происходит «жесткое отстаивание», мы видели на этой неделе, когда по всей стране прокатилась волна арестов. Под выдуманными предлогами милиция и спецслужбы задерживали активистов оппозиционных организаций, чтобы помешать их приезду на конференцию «Другая Россия» и санкт-петербургский Социальный форум.

Ведь если следовать ивановской логике, борясь за восстановление демократии (не суверенной, а настоящей), все оппоненты нынешней власти являются пособниками «мягких» противников России («жесткими», естественно, объявлены международные террористы). То есть демократических государств, которые рискуют критиковать путинский режим. Это особенно возмутительно в преддверии уикенда, который Владимир Путин намерен провести в компании «мягких» врагов.










Обсудить "Уикенд с «мягкими врагами»" на форуме
Версия для печати