КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеТихим голосом

26 ОКТЯБРЯ 2006 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
архив ЕЖ
Главная цель ТВ-интервью достигнута: Путин опять продемонстрировал друзьям и врагам, что он «молод и здоров» — без запинки отвечал на вопросы, сыпал ворохом цифр и специальных терминов из области строительства, сельского хозяйства и т.д. Не владея этими цифрами и фактами, прокомментировать слова президента не могу.

Было ли еще какое-то содержание в этих беседах с ходоками (точнее, стояками)?
Содержание – это то, что Путин сказал (промолчал), отвечая на действительно острые вопросы.
Таких вопросов было несколько.

Вечные темы – коррупция и «что будет после нефти». Ответом на оба вопроса была громкая продолжительная пустота. С коррупцией надо бороться, сказал президент. Ну, наверное, неплохо бы… Еще бы понять – кто ж это делать-то будет? Вертикаль сама себя в бараний рог согнет?.. Президент, правда, в этой связи сострил про свободу СМИ. Смешно, но не очень. Про изнасилования женщин получается лучше.

Насчет нефтяной зависимости – президент повторял в микрофон «Сезам - диверсифицируйся». Может, сработает? А может, и нет — вдруг духи не поймут мудреное слово.

Впрочем, объективности ради необходимо сказать, что не только президент, но и НИКТО в России не может по этим темам произнести НИЧЕГО внятного, кроме благих (правда, светящихся от дыр) лозунгов. Кстати, насколько я понимаю, примеров успешной диверсификации сырьевой экономики, превращения ее в высокотехнологичную человечество вообще не знает. Так кого же взять за образец в этом деле?

А тактика (стратегия?) Путина ясна. Он знает, что делать в каких-то конкретных социально-экономических делах, о которых и говорил не без удовольствия. Возможно, это тоже утопии (автомобилестроение, пособия, лесная промышленность и т.д.), возможно, тут есть что-то исполнимое. Во всяком случае, здесь – может быть – на что-то повлиять власть в состоянии. Что она хуже или лучше и делает.

Что же касается проблем общих – коррупция, инфраструктура, сырьевая или высокотехнологичная экономика, – то здесь (и Путин это ясно дал понять своим многословным неответом) Кремль ничегошеньки поделать не может. Ну соблюдать минимальную финансовую дисциплину — вот, пожалуй, и все. А в остальном… Время… Само образуется – или само доразвалится. Жизнь умнее. Пусть идет – как идет. Сколько ни прыгай в вагоне, а он, знай себе, едет по нефтедолларовым горкам – в независящем от твоих прыжков направлении. Вот такое практикующее толстовство, или крайний либерализм, или цинизм, или фатализм – кому какое определение больше нравится. Во всяком случае – на мой вкус – это лучше, чем излишняя суета.

Лучше ничего не делать (что Путин и делает), чем делать ничто. А для успокоения публики президент производит словесные пассы… Должность! Оглаживает пофыркивающую лошадь – правда, не имея цели вскочить в седло, поскольку куда скакать – понятия не имеет...

Но, Бог с ней, темной, как нефть, экономикой. Были и другие, куда более легкие темы, собственно политические.
Грузия и национализм.

Путин спокойным голосом (а тут интонация очень важна!) повторил то, что говорил в Финляндии: не нужен нам берег Абхазский, Осетия нам не нужна. Причем, к его чести, сказал простую, человеческую, но оттого ничуть не менее важную вещь. А именно: велика Россия и прирастать клочками Абхазии/Юж.Осетии ей ни к чему! Абсолютно точно.

Эти слова, кстати, имеют ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Сказав банальную, самоочевидную ПРАВДУ, Путин распахнул вдруг форточку здравого смысла. И легкий ветерок сдул всю «имперскую пыль» — в секунду.

Путин не только сам не употребил этого дурацкого слова «империя», он просто РАСТОПТАЛ саму «имперскую мечту». КАКАЯ… «империя»?! Это Абхазию с Осетией хапнуть, что ли?! Даром не нужно! Империя… А ведь имперское бла-бла стало почти обязательным на ТВ, казалось, весь народ прямо-таки дрожит, есть-спать без Империи не может… И вот «несостоявшийся император» дунул – и имперский пузырек лопнул. Так тихо, незаметно… Впрочем, сами «империалисты» продолжают а) бубнить свое, б) славить при этом Путина! Может, и правы: чего стоят слова?

Больше того. Президент даже сказал совсем уж немыслимое: да пусть Грузия вступает в НАТО, если думает так себя обезопасить. Это – ИХ (Грузии!) дело. Вот так так! До сих пор внешняя политика РФ строилась по известному диалогу в фильме «Берегись автомобиля»: «Это его дело!» – «Нет, НАШЕ!» Оказывается – вовсе не «наше», а как раз таки – «ихнее».

Единственное, что волнует РФ (и это, опять же, абсолютно ПРАВИЛЬНО) – чтобы не было войны, чтобы Грузия не напала на Абхазию-Юж.Осетию. Но Саакашвили уже заявил, что нападать не собирается.

Все: ну НЕТ больше разногласий! Пора уже отстать от Грузии с Абхазией и «вдруг» осознать, что нам все это вообще-то абсолютно неважно – придуманная тема, высосанная из пальца…

Казалось бы, после этого должно последовать приглашение Грузии на переговоры, чтобы снять все имеющиеся мелкие шероховатости – раз в принципиальных-то вопросах расхождений НЕТ. Скажем: войска РФ и Грузии уходят из Абхазии, на их место вводятся «голубые каски» — вот вам и полная гарантия, что той самой войны не будет. Ну уж нет… Держи карман шире! Никаких ПРАКТИЧЕСКИХ шагов по урегулированию отношений с Грузией Путин НЕ предложил.

Мораль: Путин хочет сохранить свободу рук. Перед Западом он чист – подтвердил нерушимость границ. Но и так задешево (задаром) отказываться от антигрузинской кампании как способа сплочения общества в РФ не собирается. Эту карту Кремль еще будет разыгрывать – исключительно для внутреннего пользования, разумеется.

То же самое относится к национализму.
Путин и тут оставляет руки свободными.
Так, он рассыпался в комплиментах грузинскому народу – вопрос о государственной «грузинофобии» тем самым снят. Было мягко сказано и про «дураков-стрелочников», перестаравшихся в борьбе с грузинами.

Вместе с тем, президент опять подчеркнул, что необходимо «обеспечить приоритет коренного населения России» — но сказано это было так спокойно и неагрессивно, что и не вызывает ответного отторжения… Естественно, в каждой стране прежде всего обеспечиваются права «коренного населения» — хотя я все-таки предпочел бы услышать более юридически точное «граждане страны».

Был вопрос и про фашизм в России. И опять ответ Путина такой, что из рук выскальзывает. Он сказал, что, вот, мы осуждаем, когда в других странах возвеличивают SS (имелась в виду, очевидно, Прибалтика), в то время как у нас самих…
А что, собственно, у нас самих?

Речь-то ведь не о совсем уж больных на бритую голову «унтерменшах», «играющих в Штирлица» и «назло училке» визжащих «Хайль, Гитлер!». Путин прекрасно знает, что проблема в другом – в массовой ксенофобии, в росте вполне русского национализма, «Россия для русских»! Но об этом он НИЧЕГО не сказал – ни слова.

Правда, ничего, что можно рассматривать как хотя бы косвенное поощрение русского национализма тоже сказано не было. Просто – нет такой проблемы. Так ее и нет – судя по ТВ. Даже граждане Кондопоги ни звука о национальном вопросе из себя не выдавили. Ну и президент в ответ – тоже. Для граждан проблемы – нет, ну и для президента – нет.

А поскольку проблема – есть и Путин лучше всех об этом знает, то вывод прост. Он не хочет занимать тут никакую позицию. «Не буди лихо, пока спит тихо». А если уже проснулось? А ты … делай вид, что сам спишь! «Глухая несознанка».

Ясно, что шовинистическая позиция для президента многонациональной страны… да просто для президента современной европейской страны, немыслима по определению. А вот выступать ПРОТИВ национализма и ксенофобии он тоже не хочет – зачем бороться с массовыми настроениями? А когда нечего сказать, остается – молчать. Что и было проделано.

Вполне возможно, что в Кремле уверены, что они могут подкручивать фитилек национализма, насколько им это удобно – вверх/вниз, простым поворотом колесика.
Если они так думают, то это – преувеличение. Да, полностью из пальца высосанный «конфликт с Грузией» или имперские глюки нескольких свихнувшихся интеллигентов можно легко раздувать или сдувать, по мере надобности – это все псевдопроблемы. А вот национализм – штука вполне реальная, живет не по приказу, а своей отдельной жизнью. Конечно, и тут свобода рук у Кремля есть… но весьма относительная.

В целом выступление Путина на редкость «тихое» — успокоительное. Все идет… потихоньку, но в нужном направлении. Мы не боги, но стараемся – вот, примерно, такой мотив.

Что ж – это неплохо. Пока стоят те самые цены на нефть и пока относительно тихо сидят те самые неназванные («не буди лихо, пока спит тихо») Путиным националисты.
А если… А вот «если» случится, то власти, видно, и впрямь ни сказать, ни сделать нечего. Наверное, большинство властей в мире примерно так же рассуждают…
Обсудить "Тихим голосом" на форуме
Версия для печати