КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеУчастие в турнирах приводит к тому, что мастера становятся гроссмейстерами

21 НОЯБРЯ 2006 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Евгений Ясин, доктор экономических наук, научный руководитель Высшей школы экономики, о вступлении России в ВТО

Есть мнение, что новый демократический Конгресс США может воспротивиться нашему вступлению в ВТО, дескать, он настроен против России и т.д. Не думаю, что так будет. Во-первых, до января еще есть время, и если Буш захочет, то ратификация этого соглашения пройдет еще при старом составе Конгресса. Во-вторых, я думаю, что в отношении внешней политики конгрессмены, что республиканцы, что демократы, достаточно единодушны. До президентских выборов в США еще далеко, поэтому делать проблемы из вступления России в ВТО никто не будет. Тем более что в свое время президент Клинтон это поддерживал. Поэтому особенных трудностей я не предвижу.

Все, конечно, возможно, но тогда для США это будет проигрыш: пользы не принесет, а попытки добиться каких-либо изменений в политике России за счет противодействия – бессмысленны. Понятно, что «продавить» Путина таким способом вряд ли удастся, он у нас достаточно упрямый, а поводов для того, чтобы серьезно ухудшать отношения, особенно когда нефть дорогая, нет. Им не то чтобы все равно, что у нас происходит, но, в общем, это дело десятое. Какое-то внушение (как на питерском саммите, когда было показано, что США недовольны внутренней политикой Путина), а затем некое действие, например, на полгода отложить принятие России в ВТО – это приемлемый вариант. Но не более того. Не та ситуация. Насколько я понимаю американскую политику, там все равно считают, что при любых условиях лучше приобщать Россию ко всем западным институтам и таким образом влиять на нее, чем если она будет в ожесточении действовать в одиночку.

Да и грузинского вето, думаю, тоже не будет. Если бы я был на месте Саакашвили – я бы, конечно, уперся, но он, думаю, не станет. Хотя бы потому, что, мне кажется, это вызвало бы неудовольствие со стороны американцев. Они уже один раз подтолкнули его к тому, чтобы он быстро освободил российских офицеров. Конечно, США поддерживают Грузию, но на любое обострение с Россией ради Грузии американцы не пойдут.

Что касается самого соглашения, тут за последние три года никаких заметных изменений не произошло. Каждый раз дергались: то из-за финансовых рынков, то из-за банковских филиалов, то из-за рынков страхования, то интеллектуальная собственность, но потихонечку шаг за шагом все снимали. В результате ничего практически не изменилось. Соглашение подписано на вполне приемлемых для нас условиях, можно даже было еще немножко уступить, еще полезнее было бы. Но боимся, сами себя боимся.

Конечно, Россия готова к вступлению в ВТО. Что значит — готова. Ну вот, например, можно сказать, что девушка готова к семейной жизни? Конечно, она может столкнуться с какими-то трудностями, обнаружить вдруг, что не умеет варить суп. Так и мы, у нас тоже будут тяжелые времена, но относительно тяжелые, ничего страшного. Думаю, что трудности эти для нас полезны, потому что в результате вынужденных обстоятельств оживится конкуренция, которая неизбежно повлечет за собой ускорение процессов модернизации в России. Сами по себе, без вынуждения, как и большинство людей, мы ничего делать не будем. Есть такой знаменитый историк Арнольд Тойнби, он сформулировал концепцию «вызова». Он считал, что прогресс достигается не потому, что кто-то там такой неуемный сидит и что-то выдумывает, а потому что люди сталкиваются с вызовом, с вынужденными обстоятельствами. Для нас повышение конкурентной способности – это вызов, жизненно важный, на который мы должны ответить. ВТО в этом смысле для нас даже не слишком сильный вызов, скорее стимул.

Да, тем, кто не умеет работать — будет плохо. И тому, кто спал на печи все эти годы – будет плохо. Некоторые разорятся, другие – засуетятся и что-нибудь придумают: найдут себе рынки, найдут новые методы работы, снизят издержки и т.д. и т.п. И в конце концов выживут или займутся другим делом. Но это же как раз и нужно! Немыслимое дело: у нас чуть ли не 50% предприятий в стране вообще не сталкиваются ни с какой конкуренцией. А без конкуренции нет и конкурентоспособности.

Если вы, допустим, играете в шахматы – вам страшно, вы можете проиграть, можете выиграть, но все равно хочется. Никто заранее не знает, чем закончится партия. Но правила едины для всех, пожалуйста — проявляйте таланты. Для нас вступление в ВТО – значит объявить, что мы согласны играть по правилам, а страны ВТО нас согласны принять в игру. Сложно сказать заранее, выиграем мы или проиграем. Да, есть очевидно более сильные игроки, но, может быть, мы от них чему-то и научимся. Участие в турнирах обычно приводит к тому, что мастера становятся гроссмейстерами или бросают игру.

Обсудить "Участие в турнирах приводит к тому, что мастера становятся гроссмейстерами" на форуме
Версия для печати