Национальные лидеры: Запад или Восток?

Вариант «национального лидера» значительно больше напоминает об опыте стран Латинской Америки и Азии с политической квазидемократией или явным авторитаризмом. Можно вспомнить бирманский пример с генералом Не Вином, бывшим безусловным лидером страны как во время почти двадцатилетнего пребывания на президентском посту, так и в течение нескольких лет после своей отставки. Или многочисленных латиноамериканских лидеров, которые, впрочем, не рисковали складывать с себя президентские полномочия. Так что такие «национальные лидеры» более соответствовали давно маргинализированному сценарию третьего срока.
На первый взгляд, можно возразить – а как же Черчилль, де Голль и Рузвельт, которые правили своими вполне демократическими странами, выступая в то же время в качестве «национальных лидеров»? При ближайшем рассмотрении оказывается, что этот вопрос носит весьма противоречивый характер.

Но сразу же после победы Черчилль утратил неформальный статус «национального лидера» и остался обычным премьером, главой своей партии, которую он повел на выборы и проиграл. В ходе голосования, которое состоялось менее чем через два месяца после окончания военных действий в Европе, за консерваторов – партию Черчилля – проголосовали лишь 36% избирателей (за лейбористов, выступавших с программой широкой национализации промышленности – 47%). Таким образом, только чуть более трети избирателей поддержали человека, с именем которого связывалась победа в войне. Впрочем, в 1951 году Черчилль еще раз вернулся к власти, но и тогда за консерваторов проголосовали лишь 44%, а за лейбористов – 48%. И только особенности британской «мажоритарной» избирательной системы позволили консерваторам на семь мандатов опередить своих традиционных соперников.

И, действительно, нация оказала ему поддержку, но не безусловную. На парламентских выборах 1958 года голлисты победили, но получили во втором туре лишь 28% голосов, четырьмя годами позже – 40%. Таким образом, более половины населения страны даже в условиях максимального кредита доверия генералу не голосовала за его сторонников. На президентских выборах 1965 года – первых всенародных, прошедших по новой голлистской Конституции – де Голль победил, но лишь во втором туре (за его соперника Франсуа Миттерана, консолидировавшего левый и левоцентристский электораты, проголосовали 44,8% избирателей). В 1968 году напуганный левацкими беспорядками средний класс массово поддержал голлистов на парламентских выборах (46% во втором туре), но уже в следующем году проголосовал против де Голля на референдуме, сделав неизбежной его отставку.

Причем даже сторонники президента не были беспрекословными исполнителями его пожеланий. Когда Верховный суд признал неконституционными ряд рузвельтовских законов, президент решил расширить его состав, включив в него своих сторонников и создав, тем самым, выгодное ему большинство. «Демократический» конгресс не поддержал эту инициативу, которая так и не была претворена в жизнь. Президент согласился с этим решением и в 1940 году в рамках системы компромиссов даже назначил председателем суда сторонника республиканцев, пользовавшегося поддержкой большинства своих коллег.
Таким образом, феномен «национального лидерства» в кризисных ситуациях вполне свойственен демократическим странам, но он носит временный и не безусловный характер. Неудивительно поэтому, что в современной России избран более простой и понятный как собственному населению, так и зарубежным партнерам вариант – президент (причем не на полгода-год, а на полноценный срок правления) плюс усиленный премьер, опирающийся на парламентское большинство. Так для всех проще.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий