КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРегенерация федерального органа

24 ЯНВАРЯ 2008 г. БОРИС ЖУКОВ
Слепцы/Питер Брейгель

«Три нищих монаха входили в богатый город».

Так начинается одна из миниатюр Феликса Кривина, герои которой поочередно испытывают крепость веры жителей города. Первый возвещает горожанам, что штаны отныне следует надевать через голову. Через некоторое время второй призывает не забывать и о ногах. И наконец, третий монах заявляет, что имеющий голову не будет надевать на нее штаны. Обрадованные горожане, щедро наградив монаха (как до того — его коллег), собираются опробовать старый добрый способ... да только обнаруживают, что в городе не осталось ни одной пары штанов. «Три богатых монаха уходили из нищего города».

Эта притча, написанная больше сорока лет назад, вспомнилась мне в минувший понедельник, когда стало известно о том, что Дмитрий Медведев предложил создать единый федеральный орган, который ведал бы вопросами охраны окружающей среды. Ни автор предложения, ни присутствовавший при этом действующий глава государства не сочли нужным вспомнить, что такой орган — Минэкологии, а затем Госкомэкологии — в составе российского правительства уже был, более-менее успешно действовал все «проклятые 90-е» и был уничтожен росчерком пера нынешнего президента через пять дней после его первой инаугурации. С тех пор президент и его соратники немало поэкспериментировали с природоохранными функциями государства: сокращали, сливали, разделяли, передавали в регионы и отнимали у регионов, создавали параллельные структуры, меняли министров и руководителей служб, созывали съезды и форумы, принимали доктрины... И в конце концов все-таки пришли к поразительному выводу: оказывается, в этом мире есть только один приемлемый способ надевать штаны! Правда, главный экспериментатор не только не стал вспоминать об этой истории, но даже уступил своему наследнику честь возвестить стране о даровании ей экологического органа. Должно быть, не хотел даже в неявной форме признаваться в грубой ошибке, а главное — в том, что он восемь лет в ней упорствовал.

Впрочем, будем справедливы: свою ошибку в этом вопросе путинская команда осознала далеко не сегодня. Разговоры о новом ведомстве начались еще летом 2004 года — когда выяснилось, что чуть ли не половина предусмотренных законом функций государства в области охраны среды в результате административной реформы оказалась не закреплена ни за каким ведомством. В марте 2005-го министр природных ресурсов Юрий Трутнев официально внес предложение создать агентство по охране окружающей среды, передав ему все соответствующие полномочия. С тех пор этот вопрос неоднократно был предметом президентских поручений, на свет рождались проекты и концепции, но ни один из этих документов так и не был согласован всеми заинтересованными ведомствами. Собственно, против самой идеи единого органа никто не возражал, но МПР настаивало, что этот орган должен быть создан в структуре министерства (путем передачи Росприроднадзору дополнительных функций), МЭРТ видело его вневедомственным органом при правительстве, Ростехнадзор же был уверен в том, что он и есть этот самый орган, а вне его может существовать разве что маленькое агентство по особо охраняемым природным территориям. Поскольку за три года никто так и не пожелал поступиться полномочиями, затея, подобно крыловскому возу, осталась в исходной точке. Вспомнили о ней только сейчас, когда срочно потребовались привлекательные инициативы для преемника.

Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, а кто старое помянет, тому глаз вон. В конце концов, учеба методом проб и ошибок (причем сразу в масштабах всей страны) — в обычаях российского руководства: в свое время Гайдар предлагал занести Черномырдина в книгу рекордов Гиннесса как получателя самого дорогого в мире экономического образования. Будем считать, что третий монах уже пришел — 2 марта в стране закончится эпоха целенаправленного разрушения природоохранных механизмов (а также использования их в качестве дубины против неугодных или несговорчивых бизнесменов) и начнется постепенное восстановление нормальной экологической политики.

Вот только кто будет ее формировать и проводить в жизнь? Инициатива восстановления полноправного природоохранного ведомства почти точно совпала по времени с сообщениями об отставке главы Росприроднадзора Сергея Сая и его заместителя Олега Митволя. И если отставки первых лиц в этом ведомстве — дело привычное (Сай был уже третьим руководителем службы за неполных четыре года ее существования), то уход со своего поста самого известного государственного эколога выглядел знаковым событием. Тем более что он сопровождался скандалом: Митволь заявил, что уходит в знак протеста против назначения главой ведомства бывшего вице-губернатора Ленинградской области Владимира Кириллова. И публично обнародовал сведения экологических НГО, согласно которым новый глава Росприроднадзора на прежних должностях отличался удивительной терпимостью к незаконным лесорубам, строителям дач и прочим нарушителям лесного законодательства, а пару раз чуть было не стал фигурантом уголовного дела. Как-то очень трудно предположить, что на новой должности он будет проявлять больше принципиальности.

Правда, после недолгого разговора с Юрием Трутневым Митволь отозвал свое заявление об отставке, согласившись работать под началом человека, которого только что публично обвинил в некомпетентности и нечистоплотности. По его собственным словам, министр объяснил ему, что «мы госслужащие и служим не Кириллову или Саю, а Российской Федерации». Возможно, конечно, что до аудиенции у министра он не подозревал об этом обстоятельстве, но все-таки вероятней, что ему там было сказано еще кое-что. Например, что Кириллов — фигура временная, а когда после выборов начнется формирование нового правительства и нового экологического ведомства, заслуги Олега Львовича будут оценены по достоинству.

Обсудить "Регенерация федерального органа" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Миллера во Владивосток, Сечина – в Хабаровск // МАКСИМ БЛАНТ
В СМИ //
Как антисоветчик антисоветчикам... // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Совет ветеранам // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ