КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВечный Жид

22 АПРЕЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ПАНОВ
Галерея Гельмана

Чудо что за человек Марат Александрович Гельман! Нет равных ему в деле будирования общественного сознания — до такой степени, что помянутое сознание, прочно связав в слаженную пару слова «гельман» и «провокация», уже устало реагировать на соблазнительные выходки галериста-политтехнолога. Вот и на акцию в клубе «Апшу», соорганизатором которой выступила «Галерея М. Гельмана», пришло народу на удивление мало. Хотя круглый стол под названием «Израильская и еврейская тема в современном российском искусстве» вроде должен был собрать хотя бы тех борцов с безнравственностью по расовому признаку, которые считают, что современное искусство — удел исключительно жидомасонов.

За отсутствием аудитории случившиеся вялыми и вынужденно краткими прения искусствоведов, журналистов и художников проходили как раз посреди этого самого современного искусства, но только не российского, а израильского. В «Апшу» открылась выставка шелкографий эмигрировавшей в Израиль с Украины художницы Зои Черкасской «Коллекция Иудаика» — вольные иллюстрации к Агаде, сакральному тексту, зафиксировавшему ритуал пасхального Седера правоверных иудеев. Работы Черкасской прибыли в Москву благодаря проекту «Эшколь: актуальная израильская культура в России», которым руководит Линор Горалик — журналистка, писательница, а по совместительству художница «Галереи М. Гельмана». Но причастность именно Гельмана к показу «Коллекции Иудаики» объясняется не столько посредничеством Горалик, столько тем, что в Израиле выставка Черкасской вызвала скандал и была названа богохульством.

Галерея Гельмана

На самом деле работы как работы — изящная книжная графика, почти всем обязанная эстетике русского авангарда и прежде всего книгам, оформленным и иллюстрированным в начале 20-х годов Эль Лисицким. Среди которых были, кстати, не только полуабстрактный «Супрематический сказ про два квадрата», но и еврейская народная сказка «Козочка» — та самая «Хад гадья», что завершает пасхальную Агаду. Зоя Черкасская сознательно напоминает о еврейских корнях наших всемирно известных революционеров от искусства и пользуется их находками. Странно, что такое лестное напоминание может привести к скандалу: я бы на месте израильтян на Черкасскую молился. Слияние авангарда и еврейства, в очередной раз продемонстрированное молодой художницей уже в виде расхожих цитат и недообсужденное на круглом столе в «Апшу», на самом деле — процесс органический. Борцы с жидомасонами внутренне правы: всякий современный художник в сущности еврей.

Дело не в том, что тот же Эль Лисицкий в жизни был Лисицким Лазарем Марковичем, родившимся на отдаленной железнодорожной станции в Смоленской области, за чертой оседлости. Просто авангардист, вне зависимости от национальности, не может не быть изгоем, маргиналом, скитальцем в пределах косной традиционной культуры. А значит, не может не быть Вечным Жидом — в высшем, метафорическом смысле. Его не понимают даже те, кто вроде бы одной с ним крови: израильский скандал с «Коллекцией Иудаики» — пример мелкий (Черкасская далеко не Лисицкий), но показательный. Удел еврея во всяком месте (кроме, конечно, «отстроенного Иерусалима» — «Лешана хаба биирушалаим хабнуя!») быть Иным. Ту же самую инаковость пестуют в себе художники «нетрадиционной ориентации». И «еврейская тема в современном искусстве» — не предмет для обсуждения, а просто тавтология.

Но то, что за нее хватаются скандальный галерист Гельман, известный сетевой журналист Горалик и модный богемный клуб «Апшу», крайне показательно для отечественной моральной атмосферы. «Ой, евреи — это так пикантно». Быть евреем в России еще хуже, чем быть современным художником, которого здесь рано или поздно ожидают скамья подсудимого и уголовный процесс (в то время как выставку Черкасской возят по миру, «иконоборец» Авдей Тер-Оганьян живет в Берлине со статусом политэмигранта). Еврей в России — до сих пор предмет спекуляций, тема для дискуссий, «жареный факт». И пока будут проводиться специально организованные круглые столы по «еврейскому вопросу», мы не избавимся от культурной ксенофобии. И у страны не появится шанса свыкнуться с фактом присутствия Другого — еврея или «актуального» художника.
Версия для печати