КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В Кремле Русский Ку-клукс-клан

26 АПРЕЛЯ 2005 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Newsru.com/NTV

Если верно, что за покушением на Чубайса стоят боевики из Национально-державной партии (НДП), то, прежде всего, должен покаяться: сразу после покушения я сказал, что все это выглядит как «попытка попугать», какая-то инсценировка. Нет, молодцы из НДП далеки от художественного свиста и «пугать Чубайса» едва ли хотели. Они, понятно, работают за деньги (кто ж нынче в России «за так» почешется!), но это тот счастливый случай, когда люди получают деньги за ЛЮБИМОЕ дело. Убийство Чубайса — это «любовь с интересом». Нечто похожее, видимо, было и со Старовойтовой: киллеры тоже трудились не бесплатно, но тоже были «патриотически озабочены», стреляли не просто в «заказную мишень», а еще и во «врага России»…

Но верны ли эти утечки из «следственных органов»?

Конечно, доверия к «органам» большого нет, но, с другой стороны, ничего невероятного в информации о спецназовцах (тоже «органы», кстати), связанных с нацистами, тоже нет. Обычное возражение — грозные спецназовцы не могут работать так непрофессионально — не кажется мне убедительным. Убийцы Яндарбиева попались сразу, верно? И таких случаев много, перечислять – места нет. Я это не к тому, что «наши убийцы» менее профессиональны, чем «ихние». Гладко было на бумаге, да забыли про овраги – за пределами детективов в бумажных обложках, все немного сложнее… В общем, я не такой трепетный фанат спецслужб, как многие мои коллеги, и в глупейшем провале этих Рэмбо ничего сверхъестественного не вижу.

Итак, допустим, что все так и есть: за покушением стоят «национально-державные» убийцы, эдакий русский ку-клукс-клан.

Если так, то это уже важное ПОЛИТИЧЕСКОЕ событие. Ведь понятно, что на мушке у этих орлов не один Чубайс, а, с той или иной вероятностью, все политики и журналисты либеральных, прозападных взглядов.

Почему на сей раз так рьяно ведут следствие? Рискну предположить, что «в душе» средний следователь и оперативник куда больше сочувствует «покушавшимся патриотам», чем их «антинародной жертве». Значит, если дело не глохнет, то давят «с самого верха». Во всяком случае, стоило бы Кремлю моргнуть — и дело само собой сошло бы на тормозах, тем более что общественность (в отличие, скажем, от того же дела Холодова) помалкивает: не убили, так о чем и волноваться? Да и с Чубайсом у каждого свои счеты…

Значит, следствие идет потому, что Кремль его не только не тормозит, но, напротив, активно подталкивает. Это, кстати, объясняет и перемену в тоне самого Чубайса, ставшего сейчас сверхлояльным по отношению к власти. Более чем понятно: а какие чувства любой нормальный человек может испытывать к тем, кто его активно защищает, активно ищет покушавшихся на него киллеров и заказчиков? По тем же легко объяснимым причинам, по которым бывшие владельцы ЮКОСа ненавидят Кремль, Чубайс испытывает к Кремлю вполне естественную благодарность. Так что ни чувствам Ходорковского, ни чувствам Чубайса удивляться нечего. А вот о причинах поведения Кремля подумать интересно.

Я считаю, что причина тут – политическая.

Кремль не хочет класть все яйца в одну корзину. Если прокуратура и пропагандистская машина будут вести кинжальный огонь только слева направо, против олигархов и либералов, то рано или поздно в том же направлении могут последовать и автоматные очереди из кустов.

А это Кремлю вовсе не нужно.

Путин — центрист. И он на самом деле совершенно не заинтересован в перекосе стрелки политического компаса в одну и только одну, национально-популистскую сторону. Жена ушедшего в бега лидера НДП с пафосом заявила: «За что нас преследуют? Мы против оранжевой революции!» Точно так-с. Но коричневая революция и коричневые революционеры Кремлю тоже не нужны!

Создание «правых медведей», либеральное — как всегда — послание президента, реверансы в сторону большого бизнеса, предстоящий саммит с западными лидерами 9 мая. «Дело ЮКОСа», создание «левых медведей», новые наезды налоговой полиции, антизападные захлебы господ Пушкова и Леонтьева на ТВ. Что это такое? А это – система сдержек и противовесов, балансировка сил, колебания линии партии. И поощрение «русского ку-клукс-клана» в эту систему зигзагов никак не вписывается – нет-с, ку-клукс-клановцы сегодня власти совершенно не нужны. Поэтому, как мне кажется, следствие по делу Чубайса и ведется достаточно активно.

Допустим, что это так. Хорошо. Ну а как ко всему этому отнестись обычным людям либерально-прозападных взглядов? У меня нет личных причин благодарить власть (как у Чубайса) и ненавидеть ее (как у Невзлина). Я, как 99,9 процентов населения, «равноудален» от друзей Кремля, врагов Кремля, самого Кремля, могу смотреть на эти стены и зубцы совершенно равнодушно, со стороны, не с позиции «любви» или «ненависти», а с позиции своих идеологических и жизненных интересов.

Все «достижения» Путина – и дело ЮКОСа, и реальное развитие свободы слова, и налаживание отношений с Западом, и усиление независимости судов, и партстроительство, и успехи в формировании инвестиционного климата в России – как на ладони. И, казалось бы, один вывод: «власть отвратительна, как руки брадобрея», и пусть «питерские чекисты» пожрут поскорее «питерских либералов» или наоборот, но главное – пусть поскорее уйдут и те, и другие. И «вот тут бы нам самое и жить»…

Так думает большинство активных либералов.

Но… «Так нет же, опять не получается. Потому что еще упыри есть. Пока солдаты живы, упыри прячутся... А уж как солдат не станет, тут нам полная крышка. Съедят нас упыри и костей не оставят.

Эта идея страшно поразила собрание.

— …Да, братья, про упырей-то мы и забыли… А они не спят, они своего ждут».

Надеюсь, просвещенные читатели вспомнили, какое произведение я цитирую. Ну а не вспомнили – не суть. Суть же в том, что дорогая моему сердцу либеральная общественность, увы, как-то не принимает в расчет «упырей». «А они не спят, они своего ждут». «Съедят нас упыри и костей не оставят». Пора бы уже либеральному собранию страшно поразиться или как минимум — проснуться.

Так, может, и впрямь «солдаты», то есть та самая отвратительная (без кавычек) власть – сегодня реально меньшее зло? Может, именно она (из своих эгоистических интересов) до поры до времени сдерживает этих, увы, вполне реальных «национал-упырей»? Может те, кто сеет оранжевые семена, рискуют пожать коричневые всходы? Я не склонен преувеличивать опасность такого развития событий – даже в Киргизии все (пока что) прошло спокойно. Но если есть хоть 5, хоть 3% «коричневой вероятности» — то стоит ли игра свеч? По-моему — нет, не стоит.

Тем более что коричневую вероятность никто не оценивал…

Зато оценивают другое. С точки зрения «непримиримой оппозиции» Путину (Невзлин, Березовский), «враг моего врага – мой друг». Ясно, что к русскому ку-клукс-клану это буквально относиться не может, о дружбе речи в принципе не идет (как и нацисты не станут дружить с «сионистами»), но «друг» не «друг», а потенциальный союзник – why not? Стратегическая задумка банальна: взять власть в клещи. Пусть Кремль с одной стороны атакуют либералы, с другой… Да черт с ними, пусть хоть нацисты! Нет, мы, «непримиримые либералы», руки им не протянем, но и защищать власть от них – не будем. И объединяться с властью (а реально под властью) хотя бы даже против явных нацистов, против ку-клукс-клана не будем! А Чубайсу, который на такое объединение пошел, — наша анафема! Ведь честно говорят: объединение демократов невозможно, зато объединение «против Путина» возможно. Объединение — с кем? С КПРФ? С нацболами? Ну а как быть с национал-державниками? Тут-то уж никакие шашни невозможны, кажется? Или можно их «вынести за скобки», но «по умолчанию» учитывать как антисистемные силы («два пишем, три в уме»)? Не беда, что антисемитские — лишь бы антисистемные!

Кстати, характерно, что главными заказчиками дела ЮКОСа Невзлин назвал отнюдь не «чекистов», а только последних «кремлевских либералов»? Что ж, расчет ясен: стараться «выбить» у «врага» как раз тех, с кем в принципе возможен компромисс, чтобы осталось только одно — лобовое столкновение. Эту логику я понимаю, но никак не разделяю: у меня, либерал-соглашателя, совсем не те интересы, что у непримиримых либерал-большевиков. Им важно любой ценой отомстить, свалить ненавистную власть — а мне важно по возможности мирно жить в России. Да-да, опять: великие потрясения — или великая/не великая, но спокойная Россия. Опять: для них «чем хуже — тем лучше», а для меня «чем хуже — тем хуже, а чем лучше — тем лучше».

Но, может быть, для эксплуатации моего «либерального страха» коварная власть и «придумала» национал-террористов, «коричневое подполье»? Увы, нет. Что-что, а вот эти настроения существуют в стране более чем реально, а значит, неизбежно существуют и эти организации. Власть из конъюнктурных соображений может преувеличивать или преуменьшать их значение, власть может с ними бороться или тайком поощрять, но, в любом случае, они уже есть. Вот этими элементами гражданского общества — скинхедами, юдофобами, нацистами, ксенофобами и т.д. и т.п. — мы насыщены по горло. И в случае любых потрясений они себя проявят, молчать не станут.

Поэтому, думая об очередных глупостях (или гадостях) власти (впрочем, глупости и гадости — совсем не монополия власти), я не могу не думать об «упырях». А пламенным борцам с властью недурно бы помнить Козьму Пруткова: «Бросая камешки в воду, гляди на разбегающиеся от них круги. Иначе занятие это будет простою забавою». Небезопасной забавою…





Версия для печати