КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИмена, фамилии, явки… и реакция

Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад о состоянии прав человека в мире. В докладе отмечается, что политическая система России все более централизуется, а парламентские выборы в декабре 2007 года и президентские в марте 2008-го не были свободными и справедливыми. Власть сконцентрирована в руках президента и премьера, в обеих палатах парламента доминирует правящая партия, многопартийная система представляется весьма слабой.

В течение 2008 года из России поступали многочисленные сообщения о проблемах с соблюдением прав человека. Впрочем, документ излагает обычные, традиционные и даже привычные — повторяющиеся год от года — обвинения, но 2008 год заметно отличается от предыдущих. Эксперты припомнили России августовскую войну на Кавказе, не ушла от их внимания и сложившаяся в 2008 году система «тандемократии».

В 2001 году в Брюсселе тогдашний президент России на вопрос о нарушении прав человека ответил: «Чьих прав?... Конкретно – имена, фамилии, явки!» Сегодняшний доклад содержит все вышеперечисленное. Какова реакция?

В российском МИД доклад госдепа США, как обычно, восприняли в штыки, назвав его «очередным набором обвинений, основанных на непроверенных сообщениях». В Департаменте информации и печати министерства заявили: «К сожалению, не чувствуется новых подходов и установок, о которых так много говорят представители новой администрации США. Доклад носит тенденциозный характер, игнорируются или не учитываются меры центральных и местных властей по наведению порядка и обеспечению прав человека».

«В этих правозащитных вопросах не нужно менторских нравоучений, а необходим уважительный диалог на равноправной основе с уважением двух сторон, — цитирует заявление ИТАР-ТАСС. — К такому диалогу мы всегда готовы с нашими американскими партнерами и коллегами из Евросоюза».

Как ранее заявил глава МИД Сергей Лавров, «Москва готова обсуждать с США и ЕС любые аспекты, касающиеся прав человека, главное, чтобы разговор строился на фактах, непредвзятом восприятии ситуации». По мнению министра, важно, чтобы «разговор не уводил в сторону, когда политическая целесообразность подменяет действующие юридические процедуры, когда происходит вмешательство в действия судебной власти».

В общем, шапками закидали немедленно. На факты говорят — «непроверенные сообщения». На констатацию оных — «не чувствуется новых подходов». А между наведением порядка и обеспечением прав разницы не видят, вообще.

Ну, во-первых, вспоминается анекдот, где ворота старые, а бараны новые, да простит мне Госдеп невольную аналогию. Во-вторых, умиляет Отечество, которое устами министра иностранных дел предлагает обсудить аспекты нарушения прав человека в России — с иностранными государствами. Все понятно, не с собственным же народом им обсуждать что бы то ни было. Потому что собственный народ делится на две неравные части: тех, кто знать не знает про нарушения прав человека, ибо внимает официальным СМИ (и таких очень много) и тех, кто знает — меньшая часть. Последние либо ходят под Дамокловым мечом закона об экстремизме, либо давно плевать хотели на все барские ужимки и прыжки, пока их самих не трогают.

Ей- богу, спросили бы у протестовавших на Дальнем Востоке, много ли среди них было политически активных до увеличения пошлины на иномарки? Обсуждать с собственным народом вопросы правонарушений в России сложно, ибо даже среди тех, кто открыто не выступает, полно людей, чьи права уже нарушались — гаишником, постовым, чиновником, омоновцем, главой управы, губернатором и президентом. Если хотите знать, нечестные выборы нарушили права КАЖДОГО гражданина России. И что, теперь с ними это и обсуждать? Шалишь! А правозащитники, те и вовсе заявили, что согласны с мнением Госдепа. Ну эти у нас, понятное дело, шакалят у посольств… Знаете, как-то на улице видела вполне обыденную и пронзительную сцену: мамаша дает шлепка капризничающему ребенку, тот — в рев, и ищет, в кого бы уткнуться и поплакать. Рядом только что наказавшая мама, об которую и вытираются слезы обиды. Так то — мама… А кому плакать солдату — жертве дедовщины, пока еще гениталии не ампутировали? Кому плакать — задержанному, из которого выбивают признание невесть в чем? Кому плакать всем, против кого готовятся водометы на случай народных волнений? Кому плакать — журналистам, которых избивают, калечат и убивают за выполнение профессионального долга? Кому плакать — всем, в отношении которых «политическая целесообразность подменяет действующие юридические процедуры» и происходит «вмешательство в действия судебной власти»?

Боюсь, что некому, ибо формат обсуждения российских проблем с другими государствами уже опробован Медведевым в интервью испанским журналистам, в котором президент назвал «маргиналами» всех, кто не разделяет почему-то его политики.

Итак, дано: Госдеп США в очередной раз перечислил нарушения прав человека в нашей стране. Страна быстро ответила, что это все — вранье, но конкретных примеров, подтверждающих расцвет российской эпохи «Права человека-2008», не привела. Вот нет, чтобы продемонстрировать абсолютно здорового солдата Сычева. Есть куда более свежие примеры — искалеченный Бекетов, сидящие Муртазалиева, Сутягин, Ходорковский. Жертвы карательной медицины… Оппозиционный телеканал, которому отключили электричество… На самом деле ни по одному конкретному упомянутому эпизоду Россия не может ничего опровергнуть. России предъявляются не нарушения прав человека — неизвестно какого и неизвестно где. Речь идет о конкретных фактах в отношении конкретных людей. В ответ Россия говорит: «Главное, чтобы разговор строился на фактах, непредвзятом восприятии ситуации». То есть предъявленных фактов не слышит, но готова обсуждать с США и ЕС любые аспекты… Блиц-обмен любезностями а-ля «холодная война». Тридцать с лишним лет назад обсуждение аспектов СССР и Западом сводилось к тому, что в обмен на некие реальные или политические дивиденды из страны выпускали определенное количество евреев. Сегодня нам и дивиденды не особо нужны, и выпускать мы никого не собираемся, но реакция у нас мгновенная: все вы врете! Это для внутреннего, внутри страны, пользования. А дальше для всего мира: но мы готовы поговорить – это уже Раша Тудей. Обращенное на Запад лицо нашего Януса иногда со скрежетом зубовным, но улыбается. А вот лицо, обращенное к собственным гражданам, всегда мрачно.

Версия для печати