КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеЧеловек, его место и время

14 СЕНТЯБРЯ 2012 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

РИА Новости
Сегодня мало кто сомневается в том, что главным инициатором и вдохновителем лобовой атаки на одного из лидеров внесистемной оппозиции и вполне системного политика Геннадия Гудкова является 1-й замглавы президентской администрации Вячеслав Володин. Собственно говоря, и сам Геннадий Владимирович неоднократно говорил, что его судьба решалась на совещаниях силовиков, которые проводил новый «серый кардинал» Кремля. Впрочем, судя по всему, Вячеслав Володин не такой уж и серый.

Это ведь только по воле Дюма кардинал Мазарини, преемник великого Ришелье, предстает перед нами простоватым недалеким политиканом, чьи помыслы и устремления редко выходят за рамки собственных корыстных интересов. На самом деле Мазарини был изощренным политиком и дальновидным государственным деятелем, благодаря которому Франция заняла одну из лидерских позиций в мире.

Сегодня принято считать, что очевидное ужесточение внутренней политики Владимира Путина (а демонстративно-показательное избиение Гудкова органично вписывается в этот тренд) — результат смены караула, за эту самую внутреннюю политику отвечающего. Дескать, пока у политического штурвала бессменную вахту нес Ришелье-Сурков, то и методы защиты государственных (путинского клана) интересов практиковались вполне вегетарианские. Тут «подмажем» депутатиков, тут договоримся с коммунистами, тут «отожмем» у олигархов, чтобы и дело двигалось, и себя не обидеть, тут прикормим отдельных журналистов, чтобы имидж подправить, тут своруем выборы… И все как-то крутилось. Со скрежетом, с пробуксовкой, но крутилось.

Конечно, было драконовское «дело ЮКОСа», конечно, расправа над нацболами представляется варварски безжалостной. Но принято считать, что некоторые кампании (например, та же юкосовская) оказались вне компетенции Владислава Юрьевича. Говорят, он всегда был сторонником несиловых мер, всегда исходил из того, что лучше заплатить, чем закопать.

Но потом времена переменились. «На смену интриге пришла гильотина». И что тут явилось причиной, а что следствием — появление в первой шеренге власти Володина и как результат закручивание гаек по всему периметру или, наоборот, «человек другого замеса» понадобился, потому что «пришла суровая пора» — уже совершенно не важно.

Вячеслав Володин считается вполне успешным интриганом регионального масштаба. В родной Саратовской области (которой он ни дня не руководил в качестве губернатора, хотя приложил к тому немало усилий) он, тем не менее, пользуется определенным авторитетом. Укреплению которого в свое время послужила безоговорочная аппаратная победа над своим некогда политическим локомотивом и покровителем, бывшим местным губернатором Дмитрием Аяцковым. Правда, коммерческие усилия г-на Володина по освоению производственных мощностей родного края сопровождаются разоблачительными скандалами, которые, впрочем, как-то не производят впечатления на высших руководителей нашей страны. Иначе он бы вряд ли получил столь высокий пост. Или производят, но благоприятное.

Тем не менее, свою первую большую кампанию в качестве политического лоцмана федерального масштаба Вячеслав Володин с треском проиграл. Вся затея с Общероссийским народным фронтом, который, по замыслу инициаторов, должен был реанимировать «Единую Россию» и дать новый толчок популяризации государственнических идеалов среди подведомственного населения, очевидным образом провалилась. Возможно, потому, что сама идея была никудышная, возможно, украли больше, чем обычно, возможно, политический менеджмент подкачал (такую версию с энтузиазмом продвигает окружение Суркова)… Но скорее всего «Единая Россия» — это уже такие плечики, ни которые ничего повесить нельзя, все будет соскальзывать. Да и не в одной «Единой России» дело.

В Москве, среди среднего класса в целом, власть стремительно теряет популярность. Это очевидно всем, и никакие социологические опросы не убедят нас в обратном. Но это же не означает, что Путин собирается с этой властью расставаться! Следовательно, вне зависимости от того, кто там у руля — Володин или Сурков, — пришло время простых и лобовых решений. Поэтому уголовные дела по 6-му мая будут доведены до суда, поэтому Таисия Осипова сидит в тюрьме, поэтому процесс по делу Pussy Riot закончился так, как закончился. Поэтому расправа над Геннадием Гудковым будет демонстративно жестокой и вопиюще беззаконной. Чтобы ни у кого не возникало иллюзий: с перебежчиками станем обходиться по законам военного времени.

Сгодится ли для такой внутренней политики Вячеслав Володин? Видимо, да. Но свою незаменимость даже на палаческой должности придется доказывать без перерывов на сон и обед. Молодежь-то сзади поджимает. Разные железняки да яровые, сглатывая слюну, с налившимися глазами только и ждут, чтобы им предоставили шанс впиться в горло врагам Путина и России. Нынче приходит их время.   

Фотография РИА Новости



   

Версия для печати