НОВОСТИ

24 АПРЕЛЯ 2008 г.

Думаю, такое объединение двух партий вряд ли возможно. Тема возникла накануне съезда «Справедливой России» — возникла, прежде всего, потому что сейчас сама «СР» пытается обозначить новую логику и стратегию своего развития. Понятно, что за весь период (чуть больше года), что партия существует, она так и не стала полноценной партией и во многом еще остается политическим проектом, который был создан под избирательный цикл. Все это время партия балансировала между двумя основными идеями: первая — альтернативная партия власти, «вторая нога» политсистемы, партия, которая претендовала на то, что она за Путина, но против «Единой России». Но после того как Путин сначала возглавил предвыборный список «ЕР», а потом и саму «Единую Россию» — эта стратегия стала невозможной. К тому же идея двух партий власти потерпела фиаско, появилась опасность раскола элит.

Вторая идея, которая сначала звучала не так отчетливо, а сейчас стала главной, — идея современной левой партии, социал-демократического толка. Понятно, что на этой поляне они всегда будут конкурировать с КПРФ: КПРФ тоже понимает, что необходима модернизация, для того чтобы эту роль сохранять. У КПРФ здесь были неудачи — парламентская кампания, но были и удачи — второе место на президентских выборах (в которых «СР» самостоятельно не участвовала). Одновременно у КПРФ большие внутренние противоречия и дискуссии, но, тем не менее, она претендует на то, чтобы оставаться второй партией страны и главной левой партией. Поэтому конкуренция неизбежна.

Думаю, что раньше следующих выборов в Госдуму мы никаких системных изменений не увидим. Слияние, на мой взгляд, невозможно: во-первых, потому что это конкуренты, во-вторых, это слабая совместимость команд, лидеров, амбиций. Другое дело, что «Справедливая Россия» всегда декларировала, что в КПРФ есть «здоровые силы», а есть нездоровые. Понятно, что этот подход нацелен на то, чтобы каким-то образом попытаться расколоть коммунистов. Но КПРФ уже много раз на протяжении своей истории переживала отколы (именно отколы, а не расколы). КПРФ — партия, которая не раскалывается: от нее откалываются какие-то фракции и люди, и на сегодняшнем этапе это возможно. Какая-то часть КПРФ может отойти в сторону «Справедливой России», но это не приведет к тому, что партия перестанет существовать. Подобные отколы КПРФ переживала и раньше, но ее базовая идеология, структура оставалась с ней. И если сегодня что-то и возможно, то вот такой очередной «откол».

Конечно, тенденция к двухпартийной системе в России сегодня есть. Но ситуация такова, что это вопрос эволюционного развития, вопрос многих лет. И вряд ли здесь что-то может изменить административное давление. Хотя бы потому что это было бы неразумно. Нынешняя КПРФ — это далеко не современная социал-демократия, но и «СР» на сегодняшний день еще не состоявшаяся партия. Поэтому, я думаю, было бы неправильно сливать две партии, каждая из которых не соответствует тому, что должно получиться. В результате мы получим еще менее внятную и менее вменяемую структуру, гораздо правильнее дать событиям идти своим путем.

Версия для печати