НОВОСТИ

8 ДЕКАБРЯ 2008 г.

Местоблюстительство — звездный шанс митрополита Кирилла. Он будет председательствовать на Архиерейском соборе, который созовет и определит порядок избрания делегатов на Поместный собор, а также и на самом Поместном соборе в 2009 году. Согласно Уставу РПЦ МП, Собор «избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания». Это значит, что в ближайшие полгода владыка Кирилл будет главным мотором и организатором церковных мероприятий на высшем уровне, и все дискуссии, которые будут происходить вокруг выдвижения кандидатов на патриарший престол, будут происходить под его неусыпным контролем. Человеком, который временно возглавит Церковь в переходный период, должен был стать именно менеджер и хитрый политик и дипломат (мог бы быть и митрополит Калужский и Боровский Климент на этом месте, но ему как раз не хватает политической тонкости). С этой точки зрения, избрание митрополита Кирилла местоблюстителем совсем не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее, говорящее о перевороте в Церкви, о том, что митрополит Кирилл рвется к власти — к патриаршему трону.

Владыка Кирилл не обладает абсолютной поддержкой в епископате РПЦ МП (на сегодня в РПЦ 196 архиереев вместе с ближним и дальним Зарубежьем), многие боятся его авторитарности, политиканства, консерваторы критикуют его за экуменизм. Насколько митрополит Кирилл желаемый кандидат для Администрации президента РФ — вопрос неоднозначный, но ответ на него скорее отрицательный. Конечно, среди высших чиновников много таких, которые полагают, что Московской патриархии нужен энергичный лидер, прагматичный, хороший организатор, который модернизирует Церковь, сделает ее социально активной, поднимет приходы до уровня общественно значимых организаций, которые могут быть опорой местной власти. Затухающее православие должно стать энергичной обновленной силой, считают такие чиновники. С другой стороны, если митрополит Кирилл будет патриархом, это может внести раскол в церковные ряды: будут разочарованы консерваторы, в том числе радикальные — сторонники епископа Диомида, которых до сих пор довольно много внутри РПЦ МП, а также те, кто стремился сделать Церковь более демократичной. При митрополите Кирилле этого не произойдет, потому что он сам строил нынешнюю административную систему Московской патриархии, возводил далеко не прозрачную финансовую пирамиду.

Помимо этого, владыка Кирилл — сторонник идеи «русской цивилизации», которая основана на отрицании демократии как таковой, отвержении западной цивилизации. Россия, считает митрополит Кирилл, является средоточием евразийской цивилизации, ей свойственны соборность, превалирование нравственных понятий над правами человека. Что такое соборность вместо демократии? Оказывается, исходя из слов митрополита Кирилла и его заместителя отца Всеволода Чаплина, — это искреннее обожание народом своей власти.

Таким образом, быть местоблюстителем, главным сподвижником будущего патриарха, организатором его избрания, председателем Поместного собора — почетно и вполне отвечает амбициям митрополита Кирилла, сейчас он первый среди равных, «халиф на час». Однако как только «табачный» и властный митрополит Кирилл станет патриархом, он будет самым критикуемым предстоятелем РПЦ МП за всю историю Церкви после патриарха Сергия (Страгородского), заключившего союз Церкви с советской властью. После патриарха Алексия II — созидателя, которого раздражала политическая активность главы ОВЦС, митрополит Кирилл будет ярким контрастом — не будет у РПЦ образа объединяющего всех православных старца.

Версия для печати