Европа
29 марта 2024 г.
Итоги недели. Греческий фарс и китайский пузырь
10 ИЮЛЯ 2015, МАКСИМ БЛАНТ

ТАСС

На начало минувшей недели апокалиптических сценариев на случай, если греки скажут на референдуме «нет» ультиматуму кредиторов, было довольно много. Пока ни один из них не реализовался. Ципрас, одержав убедительную победу на референдуме, отправил в отставку слишком раздражавшего европейских коллег министра финансов Варуфакиса. И сразу же оперативно написал новый план реформ, который, по его разумению, должен больше понравиться спонсорам Греции. В результате продемонстрировавшие свою независимость греки получили новую недельную отсрочку. Окончательно их участь будет решена в воскресенье на очередном экстренном саммите ЕС, где Ангела Меркель и Франсуа Олланд примут принципиальное решение, отключать ли Грецию от европейской системы жизнеобеспечения либо продолжать их кормить и поить без всякой надежды когда-нибудь вернуть средства, вложенные в «колыбель европейской цивилизации».

Шансы греков продолжить «вечеринку» за чужой счет мизерны. Судя по высказываниям канцлера Германии, страны — главного донора, на экстренный саммит Ангела Меркель поедет лишь для того, чтобы после иметь возможность сказать: «Мы сделали все, что могли, и даже больше, но…». Впрочем, чудеса случаются, и, как знать, может, харизма и красноречие греческого премьера, которые помогли ему убедить соотечественников гордо отвергнуть предложения кредиторов, помогут ему убедить европейских лидеров дать еще денег гордым эллинам.

Так или иначе, «коллапс» отложился еще на неделю, причем далеко не в первый раз: Афины умудряются тянуть время уже второй месяц. А когда ожидаемая драма столько раз откладывается, это уже никакая не драма.

Это же можно сказать и про ожидание обвала котировок на нефтяном рынке после заключения исторического соглашения по иранской ядерной программе и отмены международных санкций в отношении Исламской республики. После «крайних сроков» назначаются «самые крайние», потом последние-распоследние, а соглашения все нет. На оптимизме переговорщиков нефть маркиBrentна минувшей неделе рухнула с 62 до 55 долларов за баррель, а потом вернулась к 59-ти.

Но пока европейцы методично готовились к краху еврозоны, а россияне — к очередному обвалу цен на нефть со всеми вытекающими последствиями, беда пришла, откуда не ждали. На китайском фондовом рынке случился коллапс. Начавшаяся в середине июня легкая коррекция на минувшей неделе переросла в панический неконтролируемый обвал. За три недели индекс Шанхайской биржи упал на треть, а покупатели китайских акций стали беднее на 3,5 триллиона долларов. А поскольку больше половины частных инвесторов, которые делают 90% оборота на Шанхайской бирже, играли с плечом и на заемные средства, огромное количество частных инвесторов потеряло все, а многие еще и должны остались. Чтобы погасить панику, 8 июля Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг КНР ввела мораторий на продажу бумаг мажоритариями. Китайский регулятор потребовал, чтобы инвесторы, владеющие пакетами акций торгуемых компаний более чем в 5%, сохраняли свои позиции в течение шести месяцев.

Уже на следующий день китайский рынок остановил падение. Однако последствия этого обвала могут оказаться очень серьезными. Лопнувший пузырь ударил по доходам населения, и платежеспособный спрос в Китае в ближайшие месяцы может снизиться, причем резко. К тому же пока сложно оценить последствия обвала для финансового сектора страны. Все это заставляет вспомнить о сценарии «жесткой посадки» китайской экономики, результатом которой станет обвал сырьевых рынков. Нефть, газ, черные и промышленные металлы — главные статьи российского экспорта, — в обозримом будущем могут ожидать далеко не лучшие времена.

Однако российские власти лучатся сдержанным оптимизмом. Не проходит дня, чтобы кто-то из представителей финансово-экономического блока правительства не заявил, что то или иное потрясение на мировом рынке на Россию будет иметь «ограниченное влияние». Видимо, у них есть иллюзия, что отрезанному от внешнего финансирования российскому финансовому сектору хуже уже не будет. Однако это не более чем иллюзия. И если начавшиеся на минувшей неделе распродажи на сырьевых рынках продолжатся, для России это будет весьма и весьма чувствительно.


Фото: EPA/TASS












  • Константин фон Эггерт: Случившееся — важный символ того, что Запад смирился если не юридически, то хотя бы морально с тем, что Украина потеряла Крым навсегда.

  • РИА Новости: Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу в своем докладе о полномочиях новой российской делегации предложил вернуть их, но на определенных условиях.

  • hippy end: В общем, разворот континентальной Европы от Евроатлантического Запада к Евразийскому Востоку продолжается

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Возвращение России в ПАСЕ — триумф криминальной воли
26 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Решение европейских парламентариев исключить санкционный механизм из арсенала ПАСЕ без всякой натяжки можно назвать историческим. Глобальные последствия этого нововведения еще предстоит осмыслить, но уже первый результат принятия резолюции по данному вопросу вверг в кризис европейский законотворческий институт. Даже несмотря на то, что за резолюцию, возвращающую Россию в ПАСЕ полноправным членом без всяких ограничений, проголосовало подавляющее число евродепутатов. В русском языке существует масса определений, позволяющих охарактеризовывать подобного рода решения. В данном случае наиболее точным мне представляется определение «скандальное».
Прямая речь
26 ИЮНЯ 2019
Константин фон Эггерт: Случившееся — важный символ того, что Запад смирился если не юридически, то хотя бы морально с тем, что Украина потеряла Крым навсегда.
В СМИ
26 ИЮНЯ 2019
РИА Новости: Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу в своем докладе о полномочиях новой российской делегации предложил вернуть их, но на определенных условиях.
В блогах
26 ИЮНЯ 2019
hippy end: В общем, разворот континентальной Европы от Евроатлантического Запада к Евразийскому Востоку продолжается
Смешная такая Англия! И англичане эти…
17 ЯНВАРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Вопреки ожиданиям многих экспертов и обозревателей, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй устояла – большинство британских депутатов вотум недоверия правительству, вынесенный на голосование лейбористами, не поддержало. Впрочем, отметим, что пессимистические прогнозы относительно политического будущего г-жи Мэй имели под собой более чем веские основания. Накануне тот же самый Парламент с треском провалил ее уже согласованный с Евросоюзом план по выходу из семьи европейских народов. Учитывая сложность обсуждаемого вопроса, можно смело предсказывать, что в означенные сроки не удастся согласовать новый формат Брексита.
Прямая речь
17 ЯНВАРЯ 2019
Сергей Цыпляев: Реакция российских СМИ и политиков на происходящее в Британии была описана ещё словами Пушкина: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу».
В СМИ
17 ЯНВАРЯ 2019
Ведомости: Самой Мэй, настаивавшей на принятии парламентом проекта соглашения, вотум недоверия не грозил – ее противники уже пытались вынести его в декабре, но не набрали большинства голосов в палате.
В блогах
17 ЯНВАРЯ 2019
zloy_odessit: То, что Мэй бесславно “уйдет” уже не может быть сомнений, ведь вчерашнее поражение премьер министра это худший результат в парламенте без малого за столетие! 
Реформа ООН — апория или парадокс?
28 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас 27.12.2018 в очередной раз заявил о том, что Германия претендует на место постоянного члена в Совете безопасности ООН, которое она должна получить в результате реформы Организации объединенных наций. DW цитирует слова министра о том, что структура созданной 70 лет назад ООН устарела, а в результате реформы она должна «отражать расстановку сил в современном мире» и что большинство членов ООН поддерживают идею реформы. «Будет нелегко, однако мы не устанем снова и снова вносить эту тему в повестку дня», — объяснил свою позицию Хайко Маас.
Прямая речь
28 ДЕКАБРЯ 2018
Алексей Макаркин: Расширять клуб избранных никто не хочет. И каждый будет кивать на другого, говоря, что он не хочет, а мы-то всегда готовы, если будет консенсус.