КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеКто кого пожалел

29 АВГУСТА 2008 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
flamber.ruИтак, назначенное на 2 сентября (вместо 17 июля) заседание Священного синода, на котором в очередной раз должно было рассматриваться дело епископа Диомида, в очередной раз перенесено. На неопределенный срок. О новой дате Диомиду сообщат дополнительно.

Мятежного епископа опять пожалели и дали еще немножечко (или множечко) времени на размышления? Вряд ли. После Архиерейского собора, постановившего лишить его за раскольническую деятельность сана в случае непокаяния, он сразу заявил, что вины за собой не знает, каяться ни в чем не собирается, а потом еще и анафематствовал патриарха Алексия II и других архиереев, объявив Московский патриархат «вдовствующим», то есть лишенным главы. Это он ждет покаяния «еретичествующих архипастырей», о чем не замедлил сообщить в ответной телеграмме митрополиту Клименту, оповестившему его о переносе Синода.

Югоосетинские события отодвинули все прочие дела на второй план, у церкви сейчас хватает хлопот с организацией помощи пострадавшим от конфликта? В какой-то степени, наверное, да, но, судя по всему, дело не только в хлопотах.

Дозвониться до пресс-службы Московской патриархии (равно как и Отдела внешних церковных связей) и получить хоть какие-то комментарии насчет причин переноса вчера не удалось. Понятное дело — Успение Богородицы, все на богослужении. Но не странно ли, что информация о том, что Синод откладывается, появилась на новостных лентах именно вчера, хотя решение было принято уже некоторое время назад, ведь телеграмма епископу Диомиду отправлена 23 августа? Ни словом об этом не обмолвился и ни один из патриархийных сайтов: действительно, экая важность, отложили Синод, который должен вынести окончательное решение по одному из самых скандальных за последние годы церковных дел!

Все это наводит на подозрения, что, кто бы ни начал «историю» с епископом Диомидом, в конце концов он превратился в очень удобную фигуру для самой церковной бюрократии — в нашем-то зыбком и противоречивом политическом настоящем.

В начале лета, когда состоялся Архиерейский собор, многие еще находили в нашей жизни следы позитивных перемен, а иные даже питали надежды на новую оттепель. Собор тогда тоже продемонстрировал некоторые оттепельные черты. Начать с того, что на первое пленарное заседание пустили прессу — случай небывалый за все постсоветское время (понятно, что в советское не пускали тем более, только другие). Заседания рабочих групп, где, собственно, и обсуждались все готовящиеся решения, были уже закрытыми, но ежедневно соборный пресс-центр устраивал брифинги, на которые пускали всех желающих и от вопросов, даже самых неприятных, не уходили. В общем, церковный истэблишмент всячески старался явить церковь, открытую миру, готовую к самому широкому сотрудничеству с обществом.

С тех пор многое изменилось. Конфликт в Южной Осетии, ввод российских войск, победно прошедшихся заодно и по Грузии, испорченные отношения с Западом, слышащиеся со всех сторон тирады «патриотов», призывающих к «перестройке мировой архитектуры» и окончательной «зачистке» либералов-западников внутри страны. Какая уж тут открытость, может, впору, наоборот, закрываться, может, сейчас антиглобалистские настроения епископа Диомида как раз самое то, что нужно? Может, вслед за ним нужно повторять: «Не покаянием, а предательством называется то, что если я отрекусь от простого верующего народа, который подвержен сегодня дискриминации за свое нежелание участвовать в глобализации. И что будет с ними? Их погонят в пещеры и леса, как пензенских сидельцев, а мы, призванные пасти это стадо Христово, оставим их на съедение волкам мнимой демократии?»

Трудно, трудно церковной бюрократии уловить настроения власти. Потому она, похоже, и старается не делать резких движений. Лучше потянуть время, переждать, кто его знает, как оно там обернется. Вот вроде наклевывается соглашение о сотрудничестве с Центром социально-консервативной политики «Единой России», а уж когда пойдет финансирование на «совместные действия», то тогда и с епископом Диомидом можно будет окончательно разобраться. Что: суверенитет церкви? Самоорганизация общества? Гражданская сила?

Ох, не до жиру…

 

 

Обсудить "Кто кого пожалел" на форуме
Версия для печати