Церковь и государство
18 декабря 2017 г.
Бои местного значения

http://www.yeisk.info

В Русской православной церкви продолжается процесс уничтожения общин, этих церковных элементов гражданского общества. Под епископский каток попадают либеральные и националистически мыслящие группы, левые и правые. Потому что церковным топ-менеджерам по большому счету все равно, каких ты взглядов. Важно, чтобы поляна была зачищена и все процессы легко контролировались со стороны епархиального начальства. «Никакого разномыслия и инициативы, помимо архиерейской», — вот четкий месседж верующему народу.

Из последних историй противостояния прихожан «владычному произволу» обращают на себя внимание две — в Ейске и Челябинске.

В Челябинске была замечательная приходская община. И был замечательный батюшка Дмитрий Алферов, эту общину создавший. Много лет трудился священник. И появилась православная гимназия и многое другое: столовая для малоимущих, ухоженный сад с теплицей, кружки для детворы. Приходская жизнь била ключом. Храм-красавец стоял на берегу озера, и к нему съезжалось множество людей. Он был миссионерской территорией.

Так продолжалось пятнадцать лет, пока в Челябинск правящим архиереем не назначили митрополита Феофана (Ашуркова). И этот топ-менеджер, не какой-нибудь фундаменталист вроде митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских), а вполне себе прагматик, начал делать примерно то же самое, что и мракобесы. Гонять священников с прихода на приход, уничтожать более-менее крепкие общины. Почему? Зачем? Объяснения могут быть разные. Сам владыка заявил, что собирается в епархии открыть пять новых монастырей. На базе существующих приходов, как выяснилось.

Просто и легко: взять готовое, переформатировать, отчитаться о достигнутых успехах на заседании Синода. И вот община оказывается на Голгофе. Отваливаются спонсоры, не желающие оплачивать епархиальные затеи. Закрываются приходские проекты. Люди смущены, растеряны. Новый церковный устав не оставляет им ни малейшей возможности сопротивления: все нити церковного управления находятся в руках правящего архиерея. Он — новый феодал, выкачивающий все соки с «кормовой территории».

О. Дмитрий Алферов не выдержал страшного напряжения и скончался. Сайт Челябинской епархии пополнился еще одним некрологом. До этого умер протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Его уволили с места настоятеля и перевели служить в поселок. Он тяжело заболел — скоротечный рак. И на руках у матушки остались трое ребятишек мал-мала-меньше.

И вторая история в пандан к первой. Уже несколько месяцев идет битва между прихожанами и новым епископом в небольшом курортном городке Ейске. Община, в которой, к слову, состоял Владимир Жириновский и кубанский вице-губернатор, с 1996 года тоже сделала немало. Члены общины устроили столовую для бедных, организовали Дом милосердия, обустроили парк для горожан. Но там, где имущество, там и искушения.

С образованием Ейской епархии и назначением на кафедру епископа Германа (Камалова) у общины начались проблемы. Топ-менеджер предложил настоятелю о. Серафиму (Кошелю) отдать под епархиальное управление двухэтажное кирпичное здание во дворе храма. Тот не согласился. И вот в начале января его сняли с должности, прислали нового священника. Прихожане, естественно, возмутились, встали на защиту любимого батюшки (фото вверху).

Сегодня большинство верующих Ейска собирается в одноэтажном Доме милосердия, бывшей богадельне, а отстроенный их руками храм Михаила Архангела пустует. Чем разрешится конфликт — уйдет ли община в «неканонические» юрисдикции или сумеет договориться с Москвой поверх епархиальных барьеров, — пока неизвестно. Но, в любом случае, в отдельно взятом городе ситуация из миссионерской в одночасье превратилась в антимиссионерскую. И доверие людей к Церкви сильно подорвано.

В последние годы некоторые священники пропагандируют приходскую общину. Рассказывают на разных форумах и встречах, как замечательно обстоит дело с её созданием и как хорошо и приятно жить братьям вместе. Но опыт показывает, что устройство общинной жизни вокруг прихода при нынешней редакции церковного Устава (против которой, к слову, воевал все последние годы исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм) чревато многими горестями и потерями.

Православие является важным элементом идентификации россиян. С этим утверждением не поспоришь. При этом приходская общинная жизнь самой большой в России конфессии иссякает. Практикующие верующие, по самым оптимистическим подсчетам, составляют порядка 10%. На самом деле их сильно меньше — 1-2%. И будет еще меньше.

И именно перед ними стоит вопрос: что делать? На первый взгляд все достаточно просто: нужно вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 годов. На этом соборе прописывались не только обязанности, но и права священников и мирян, которые сегодня явным образом попираются. Но как добиться выполнения этих решений на практике?

Можно переформулировать вопрос и иначе: что нужно сделать для того, чтобы Христос, а не митрополит имя рек управлял Церковью.

Христос не играл с идентичностью и не воевал с культурой. И не служил интересам государства. Хотя, признаемся честно, и оппозиционером Он тоже не был. Он просто звал за собой — в Царство добра и правды.


Скриншот материалов сайта www.yeisk.info














  • Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 

  • Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.

  • Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Монахи научат детей семейной жизни
13 ДЕКАБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, 12.12.2017 сообщила радостную весть: в российских школах в ближайшее время станут преподавать нравственные основы семейной жизни, курс «Семьеведение». Идею уже одобрило Министерство образования и науки РФ. Есть уже и учебник, написанный священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной (Крыгиной), игуменьей Среднеуральского монастыря во имя иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Уточнение: на всех сайтах игуменья этого монастыря обозначена как «Варвара». Этот же творческий псевдоним указан и в ее биографии. В выходных данных учебника написано почему-то Н. Крыгина. 
Прямая речь
13 ДЕКАБРЯ 2017
Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 
В СМИ
13 ДЕКАБРЯ 2017
Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.
В блогах
13 ДЕКАБРЯ 2017
Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!
Ритуальное убийство в Екатеринбурге?
28 НОЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Прав епископ Тихон Шевкунов, определяя цареубийство-детоубийство, совершённое в 1918 году Яковым Юровским и его сообщниками по ОПГ с кодовым названием РСДРП /б/ как похожее на «ритуальное». Не исключаю, однако, что поспешность и невдумчивость при восприятии этого тезиса, а также прочно вошедшие в память ассоциации наведут некоторых на мысль о приносимых в жертву «а-ля Исаак», мифе «о кровавом навете». Миф этот укоренился давным-давно в Средней Европе, да и в России насаждался Союзом русского народа и Союзом Михаила Архангела. Царский суд (а это вам не ОСО), в обстановке бытующего тогда черносотенства, вынес в 1913 году оправдательный приговор Бейлису по сфабрикованному против него делу по обвинению в ритуальном убийстве подростка Андрея Ющинского.
Мракобесие на марше
28 НОЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Увы, чудес не бывает. А если таковые и случаются, то только в худшую сторону. Еще недавно среди немногих положительных свойств российской власти можно было отметить отсутствие антисемитизма. Но увлеченность Кремля теориями заговоров, уверенность, что западные спецслужбы желают свергнуть Владимира Путина с помощью «цветной революции», неизбежно вели к выявлению зловредной нации. Той, на которую можно списать все российские беды, включая дурные дороги, отсутствие канализации в отдельных населенных пунктах, ну и, само собой разумеется, отсутствие воды в кранах. А также убийство православного государя.
Прямая речь
28 НОЯБРЯ 2017
Александр Верховский: Иерархам церкви такое говорить не пристало. Эта тема была отнесена в область внутрицерковной оппозиции... И то, что её опять вытащили на официальный уровень, — очень плохо.
В СМИ
28 НОЯБРЯ 2017
МК: Проведение «ритуальной» экспертизы, предупредила следователь, станет возможным лишь после получения результатов историко-архивного исследования, конца которому пока что не видно.
В блогах
28 НОЯБРЯ 2017
marss2: СК проверит, было ли убийство Иваном Грозным своего сына непреднамеренным. СК проверит, не была ли смерть Тутанхамона заказным убийством.
Церковь о революции. Исследование медиадискурса
27 ИЮЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).