Церковь и государство
24 февраля 2017 г.
Бои местного значения

http://www.yeisk.info

В Русской православной церкви продолжается процесс уничтожения общин, этих церковных элементов гражданского общества. Под епископский каток попадают либеральные и националистически мыслящие группы, левые и правые. Потому что церковным топ-менеджерам по большому счету все равно, каких ты взглядов. Важно, чтобы поляна была зачищена и все процессы легко контролировались со стороны епархиального начальства. «Никакого разномыслия и инициативы, помимо архиерейской», — вот четкий месседж верующему народу.

Из последних историй противостояния прихожан «владычному произволу» обращают на себя внимание две — в Ейске и Челябинске.

В Челябинске была замечательная приходская община. И был замечательный батюшка Дмитрий Алферов, эту общину создавший. Много лет трудился священник. И появилась православная гимназия и многое другое: столовая для малоимущих, ухоженный сад с теплицей, кружки для детворы. Приходская жизнь била ключом. Храм-красавец стоял на берегу озера, и к нему съезжалось множество людей. Он был миссионерской территорией.

Так продолжалось пятнадцать лет, пока в Челябинск правящим архиереем не назначили митрополита Феофана (Ашуркова). И этот топ-менеджер, не какой-нибудь фундаменталист вроде митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских), а вполне себе прагматик, начал делать примерно то же самое, что и мракобесы. Гонять священников с прихода на приход, уничтожать более-менее крепкие общины. Почему? Зачем? Объяснения могут быть разные. Сам владыка заявил, что собирается в епархии открыть пять новых монастырей. На базе существующих приходов, как выяснилось.

Просто и легко: взять готовое, переформатировать, отчитаться о достигнутых успехах на заседании Синода. И вот община оказывается на Голгофе. Отваливаются спонсоры, не желающие оплачивать епархиальные затеи. Закрываются приходские проекты. Люди смущены, растеряны. Новый церковный устав не оставляет им ни малейшей возможности сопротивления: все нити церковного управления находятся в руках правящего архиерея. Он — новый феодал, выкачивающий все соки с «кормовой территории».

О. Дмитрий Алферов не выдержал страшного напряжения и скончался. Сайт Челябинской епархии пополнился еще одним некрологом. До этого умер протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Его уволили с места настоятеля и перевели служить в поселок. Он тяжело заболел — скоротечный рак. И на руках у матушки остались трое ребятишек мал-мала-меньше.

И вторая история в пандан к первой. Уже несколько месяцев идет битва между прихожанами и новым епископом в небольшом курортном городке Ейске. Община, в которой, к слову, состоял Владимир Жириновский и кубанский вице-губернатор, с 1996 года тоже сделала немало. Члены общины устроили столовую для бедных, организовали Дом милосердия, обустроили парк для горожан. Но там, где имущество, там и искушения.

С образованием Ейской епархии и назначением на кафедру епископа Германа (Камалова) у общины начались проблемы. Топ-менеджер предложил настоятелю о. Серафиму (Кошелю) отдать под епархиальное управление двухэтажное кирпичное здание во дворе храма. Тот не согласился. И вот в начале января его сняли с должности, прислали нового священника. Прихожане, естественно, возмутились, встали на защиту любимого батюшки (фото вверху).

Сегодня большинство верующих Ейска собирается в одноэтажном Доме милосердия, бывшей богадельне, а отстроенный их руками храм Михаила Архангела пустует. Чем разрешится конфликт — уйдет ли община в «неканонические» юрисдикции или сумеет договориться с Москвой поверх епархиальных барьеров, — пока неизвестно. Но, в любом случае, в отдельно взятом городе ситуация из миссионерской в одночасье превратилась в антимиссионерскую. И доверие людей к Церкви сильно подорвано.

В последние годы некоторые священники пропагандируют приходскую общину. Рассказывают на разных форумах и встречах, как замечательно обстоит дело с её созданием и как хорошо и приятно жить братьям вместе. Но опыт показывает, что устройство общинной жизни вокруг прихода при нынешней редакции церковного Устава (против которой, к слову, воевал все последние годы исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм) чревато многими горестями и потерями.

Православие является важным элементом идентификации россиян. С этим утверждением не поспоришь. При этом приходская общинная жизнь самой большой в России конфессии иссякает. Практикующие верующие, по самым оптимистическим подсчетам, составляют порядка 10%. На самом деле их сильно меньше — 1-2%. И будет еще меньше.

И именно перед ними стоит вопрос: что делать? На первый взгляд все достаточно просто: нужно вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 годов. На этом соборе прописывались не только обязанности, но и права священников и мирян, которые сегодня явным образом попираются. Но как добиться выполнения этих решений на практике?

Можно переформулировать вопрос и иначе: что нужно сделать для того, чтобы Христос, а не митрополит имя рек управлял Церковью.

Христос не играл с идентичностью и не воевал с культурой. И не служил интересам государства. Хотя, признаемся честно, и оппозиционером Он тоже не был. Он просто звал за собой — в Царство добра и правды.


Скриншот материалов сайта www.yeisk.info














  • Дмитрий Гудков: Во власти нет не просто силы, которая защищала бы наши интересы — бог с ним, о тонкостях плоской... шкалы налогообложения можно спорить. Нет силы, которая отстаивала бы здравый смысл.

  • Коммерсант: Мнения... разделились... в Московском педагогическом госуниверситете поддержали... с условием доработки, а коллеги из Московского городского педагогического университета выступили против.

  • Андрей Кураев: Есть лишь одно подходящее слово: индоктринация... Наша патриархия находится в газообразном состоянии: она занимает все доступное для нее пространство. Достаточно маленькой дырочки...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Заявление Вольного исторического общества в связи c предполагаемым уничтожением музея Исаакиевского собора
11 ФЕВРАЛЯ 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В последние недели многие представители музейного сообщества, историки, жителиСанкт-Петербургаи других городов России высказывают свое беспокойство по поводу решения губернатораСанкт-ПетербургаГеоргия Полтавченко передать Исаакиевский собор в управление Русской православной церкви. Если сегодня Исаакиевский собор является и храмом, и музеем, то в результате этого решения в ближайшем будущем музей будет уничтожен. Разделяя эту обеспокоенность и, в частности, поддерживая аргументы, высказанные в заявлении Российского комитета международного совета музеев, Вольное историческое общество считает важным заявить...
Этот музей работает для людей! (письмо экскурсовода)
23 ЯНВАРЯ 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Я работаю экскурсоводом по Санкт-Петербургу и пригородам уже больше 20-ти лет. Информация о передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви для меня – тяжелый удар. Дело в том, что я считаю музей «Исаакиевский собор» самым лучшим по организации приема туристов из всех музеев нашего города. Посмотрите – к ним идут тысячи индивидуальных туристов ежедневно в каникулы и летом, сотни организованных групп, и всегда – четко, отлаженно, уважительно они разводят большие потоки людей. Мне никогда не приходилось подолгу с группами стоять и ждать, когда впустят внутрь. 
Война за Исаакий
11 ЯНВАРЯ 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко официально заявил, что Исаакиевский собор будет передан в пользование Русской православной церкви. Таким образом, эпопея с перетягиванием каната между культурным сообществом и клерикалами приняла новый оборот. Исаакий является не только символом города на Неве, но и успешным музейным проектом. По словам директора Николая Бурова, оборот музея составляет 650 млн рублей. Понятно, что мимо такого прибыльного места церковные топ-менеджеры пройти никак не могли.
Ударим теологической экспертизой по свободе совести!
26 ДЕКАБРЯ 2016 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
В прошедшую пятницу телеканал НТВ показал в программе «ЧП. Расследование» фильм «Бизнес-секта». Про саентологов. Страшные люди, если присмотреться: тянут из всех деньги, ворочают миллиардами, расправляются со своими оппонентами, офисы их напичканы шпионским оборудованием, а кураторы сидят, ясное дело, за океаном. В общем, обычные клише, которые канал НТВ уже не раз использовал в своих «разоблачительных» фильмах — как об оппозиции, так и о религиозных организациях, не вошедших, на свое несчастье, в число «традиционных». И обычная энтэвэшная ложь, что-то вроде «Анатомии протеста», с целью дискредитировать на сей раз саентологов, хотя никакого протеста в их рядах не зреет — но ведь может созреть! Ложь, на которую можно было бы не обращать внимания, если бы фильм превентивно не оправдывал очередное готовящееся насилие над обществом.
Зачем моим внукам 11-е правило Трулльского собора?
30 НОЯБРЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
РПЦ сказала: «Надо!», Минобрнауки ответило: «Есть!». Гундяеву показалось мало того, что российских детей в течение одного учебного года пичкают законом Божьим, закамуфлированным под благозвучными якобы «светскими» именами, и он потребовал, чтобы эта хрень изучалась 11 лет, отравляла ребенку все его школьные годы. В среду, 30.11.16, члены Учебно-методического объединения (УМО) при Российской академии образования должны завершить голосование по программе курса, который называется «Православная культура». Источники газеты «Коммерсантъ» считают, что члены УМО проголосуют за одобрение этой программы.
Прямая речь
30 НОЯБРЯ 2016
Дмитрий Гудков: Во власти нет не просто силы, которая защищала бы наши интересы — бог с ним, о тонкостях плоской... шкалы налогообложения можно спорить. Нет силы, которая отстаивала бы здравый смысл.
В СМИ
30 НОЯБРЯ 2016
Коммерсант: Мнения... разделились... в Московском педагогическом госуниверситете поддержали... с условием доработки, а коллеги из Московского городского педагогического университета выступили против.
В блогах
30 НОЯБРЯ 2016
Андрей Кураев: Есть лишь одно подходящее слово: индоктринация... Наша патриархия находится в газообразном состоянии: она занимает все доступное для нее пространство. Достаточно маленькой дырочки...
Гундяев и Кузнецова — за криминальные аборты
28 СЕНТЯБРЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Владимир Гундяев подписал обращение о полном запрете абортов в России. Анна Кузнецова его горячо поддержала. Это не было бы новостью, если бы речь шла о двух частных лицах. Но Владимир Гундяев служит в Московской патриархии патриархом, а Анна Кузнецова работает уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка. То есть Гундяев возглавляет в России религиозную ветвь власти (не надо лицемерить: такая ветвь вопреки Конституции есть, законодательной и судебной — нет, а религиозная — есть), а Кузнецова представляет в вопросах семьи и детства государство.
Прямая речь
28 СЕНТЯБРЯ 2016
Александр Верховский: Настолько радикальные меры вряд ли будут приняты. Всё-таки они задевают очень много народу, а власть не хочет дразнить людей понапрасну. Но какие-то сдвиги возможны.