Бои местного значения

http://www.yeisk.info

В Русской православной церкви продолжается процесс уничтожения общин, этих церковных элементов гражданского общества. Под епископский каток попадают либеральные и националистически мыслящие группы, левые и правые. Потому что церковным топ-менеджерам по большому счету все равно, каких ты взглядов. Важно, чтобы поляна была зачищена и все процессы легко контролировались со стороны епархиального начальства. «Никакого разномыслия и инициативы, помимо архиерейской», — вот четкий месседж верующему народу.

Из последних историй противостояния прихожан «владычному произволу» обращают на себя внимание две — в Ейске и Челябинске.

В Челябинске была замечательная приходская община. И был замечательный батюшка Дмитрий Алферов, эту общину создавший. Много лет трудился священник. И появилась православная гимназия и многое другое: столовая для малоимущих, ухоженный сад с теплицей, кружки для детворы. Приходская жизнь била ключом. Храм-красавец стоял на берегу озера, и к нему съезжалось множество людей. Он был миссионерской территорией.

Так продолжалось пятнадцать лет, пока в Челябинск правящим архиереем не назначили митрополита Феофана (Ашуркова). И этот топ-менеджер, не какой-нибудь фундаменталист вроде митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских), а вполне себе прагматик, начал делать примерно то же самое, что и мракобесы. Гонять священников с прихода на приход, уничтожать более-менее крепкие общины. Почему? Зачем? Объяснения могут быть разные. Сам владыка заявил, что собирается в епархии открыть пять новых монастырей. На базе существующих приходов, как выяснилось.

Просто и легко: взять готовое, переформатировать, отчитаться о достигнутых успехах на заседании Синода. И вот община оказывается на Голгофе. Отваливаются спонсоры, не желающие оплачивать епархиальные затеи. Закрываются приходские проекты. Люди смущены, растеряны. Новый церковный устав не оставляет им ни малейшей возможности сопротивления: все нити церковного управления находятся в руках правящего архиерея. Он — новый феодал, выкачивающий все соки с «кормовой территории».

О. Дмитрий Алферов не выдержал страшного напряжения и скончался. Сайт Челябинской епархии пополнился еще одним некрологом. До этого умер протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Его уволили с места настоятеля и перевели служить в поселок. Он тяжело заболел — скоротечный рак. И на руках у матушки остались трое ребятишек мал-мала-меньше.

И вторая история в пандан к первой. Уже несколько месяцев идет битва между прихожанами и новым епископом в небольшом курортном городке Ейске. Община, в которой, к слову, состоял Владимир Жириновский и кубанский вице-губернатор, с 1996 года тоже сделала немало. Члены общины устроили столовую для бедных, организовали Дом милосердия, обустроили парк для горожан. Но там, где имущество, там и искушения.

С образованием Ейской епархии и назначением на кафедру епископа Германа (Камалова) у общины начались проблемы. Топ-менеджер предложил настоятелю о. Серафиму (Кошелю) отдать под епархиальное управление двухэтажное кирпичное здание во дворе храма. Тот не согласился. И вот в начале января его сняли с должности, прислали нового священника. Прихожане, естественно, возмутились, встали на защиту любимого батюшки (фото вверху).

Сегодня большинство верующих Ейска собирается в одноэтажном Доме милосердия, бывшей богадельне, а отстроенный их руками храм Михаила Архангела пустует. Чем разрешится конфликт — уйдет ли община в «неканонические» юрисдикции или сумеет договориться с Москвой поверх епархиальных барьеров, — пока неизвестно. Но, в любом случае, в отдельно взятом городе ситуация из миссионерской в одночасье превратилась в антимиссионерскую. И доверие людей к Церкви сильно подорвано.

В последние годы некоторые священники пропагандируют приходскую общину. Рассказывают на разных форумах и встречах, как замечательно обстоит дело с её созданием и как хорошо и приятно жить братьям вместе. Но опыт показывает, что устройство общинной жизни вокруг прихода при нынешней редакции церковного Устава (против которой, к слову, воевал все последние годы исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм) чревато многими горестями и потерями.

Православие является важным элементом идентификации россиян. С этим утверждением не поспоришь. При этом приходская общинная жизнь самой большой в России конфессии иссякает. Практикующие верующие, по самым оптимистическим подсчетам, составляют порядка 10%. На самом деле их сильно меньше — 1-2%. И будет еще меньше.

И именно перед ними стоит вопрос: что делать? На первый взгляд все достаточно просто: нужно вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 годов. На этом соборе прописывались не только обязанности, но и права священников и мирян, которые сегодня явным образом попираются. Но как добиться выполнения этих решений на практике?

Можно переформулировать вопрос и иначе: что нужно сделать для того, чтобы Христос, а не митрополит имя рек управлял Церковью.

Христос не играл с идентичностью и не воевал с культурой. И не служил интересам государства. Хотя, признаемся честно, и оппозиционером Он тоже не был. Он просто звал за собой — в Царство добра и правды.


Скриншот материалов сайта www.yeisk.info














  • Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.

  • АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.

  • Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
И мощи, и немощи
14 ИЮНЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
На «Кропоткинской» объявляют: «Очередь в храм Христа Спасителя от станции “Парк культуры”». Но оказывается, еще дальше — от Министерства обороны на Фрунзенской набережной. До храма Христа Спасителя отсюда почти три километра. Впрочем, на этом отрезке очереди как таковой нет — есть лишь рамки, за которые можно пройти. 27 мая, суббота, половина второго, народ еще, видно, только собирается. Рядом с министерством встречаю группу паломников из Нижегородской области, из города Володарска. Они уже отстояли свое и направляются в сторону автобуса. Приехали почти всем приходом, 49 человек. Это не первая их паломническая поездка: были и у пояса Богородицы, и когда в Москву привозили Дары волхвов, с готовностью рассказывает Андрей; на вид ему лет 30 с небольшим, с ним одиннадцатилетняя дочь.
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка
12 МАЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием. В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру Руслану Соколовскому.
«Я всего лишь матерился»: дело Соколовского
11 МАЯ 2017 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Чем ни закончится процесс по делу Руслана Соколовского (приговор вынесут 11 мая в одном из райсудов Екатеринбурга), результатом станет очередное скатывание российского общества в бездну помрачения. 28 апреля прокурор потребовал дать подсудимому 3,5 года лагеря общего режима. Статьи УК (148 и 282), по которым судят 23-летнего блогера, отличаются резиновыми формулировками. Между тем поражает убожество полемики, разгоревшейся вокруг случая Соколовского. «Уголовное дело как расплата за слова в видеороликах — варварство», — возмущается свидетель защиты, политзаключенная советской эпохи Елена Санникова.
Прямая речь
11 МАЯ 2017
Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.
В СМИ
11 МАЯ 2017
АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.
В блогах
11 МАЯ 2017
Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".
За что гонят Свидетелей Иеговы
24 АПРЕЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.
В дом пришли убийцы
30 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887-1937», в которой приняли участие автор монографии и литературовед Мариэтта Чудакова. Анатолий Жураковский — знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключенным, занимался просвещением народа и работой с молодежью.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
29 МАРТА 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.
Открытое письмо жителей блокадного Ленинграда
28 МАРТА 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, жители блокадного Ленинграда, хотим высказать наше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Считаем такое решение скоропалительным и неоправданным, поскольку все последние годы под куполом собора благополучно сосуществовали музей и церковь. Проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ. Кроме того, не стоит забывать, что в тяжелейшие блокадные дни именно в подвалах Исаакия были размещены эвакуированные из пригородных музеев бесценные экспонаты Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины. Здесь же нашли приют и сотрудники этих музеев. Это наша общая история, которую мы как блокадники считаем недопустимым забывать при принятии судьбоносных решений.