Рецессия в России
11 декабря 2024 г.
Цены вырастут, доходы – нет
27 АВГУСТА 2014, МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития пересмотрело в худшую сторону прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие три года. Практически все показатели (кроме инфляции) снижены. Экономический рост на этот год опустился до уровня статистической погрешности – 0,5%. Реальные зарплаты во втором полугодии снизятся, а в следующем году останутся практически неизменными. Зато цены в этом году вырастут на 7-7,5% вместо планировавшихся ранее 6%. В 2015 году инфляция должна составить 6-7% по сравнению с 5% из предыдущего варианта прогноза. Рост цен и фактическая заморозка доходов населения приведут к резкому замедлению розничной торговли. Россия по-прежнему будет страдать от оттока капитала (прогноз на этот год – 100 миллиардов долларов). Инвестиции упадут на 2,4%.

Формальная причина ухудшения прогноза – секторальные санкции Запада и российские ответные санкции. Робкую надежду на стабилизацию ситуации и возобновление роста Минэкономразвития возлагает на 2016-17 годы.

Минфин, которому на основании этого прогноза предстоит верстать бюджет, считает цифры Минэкономразвития неоправданно завышенными. Не устраивает финансовое ведомство заложенная в прогнозе цена на нефть на уровне 100 долларов за баррель. По словам директора департамента Минфина Максима Орешкина, цена барреля российской нефти марки Urals уже несколько недель держится ниже этой «круглой» цифры и к концу года может установиться на уровне 90-95 долларов. При этом совокупность факторов на мировых рынках энергоносителей не дает никаких оснований считать, что цены в обозримом будущем вырастут. Скорее наоборот. Стабилизация ситуации в Ираке и рост добычи в Ливии могут привести к дальнейшему снижению цен.

Прогноз главного макроэкономического ведомства России фиксирует максимально возможное ухудшение экономической ситуации, которое могут позволить себе чиновники, не рискуя лишиться теплых кресел. По итогам первого полугодия в стране уже зафиксирована техническая рецессия, и надежды на восстановление роста во втором полугодии более чем призрачны. И без того не блещущий оптимизмом прогноз будет выполнен лишь при чрезвычайно удачном стечении обстоятельств и невероятно благоприятном сценарии развития событий.

При этом попытки возложить ответственность за развивающийся кризис на антироссийские санкции выглядят не слишком убедительно. Особенно в свете опубликованной накануне публикации прогноза статьей главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, в которой тот констатирует, что стагнация в российской экономике началась еще в 2012 году. И явилось это следствием слабости самой экономики и принятой на вооружение тупиковой моделью развития, делавшей ставку на рост государственных расходов и инвестиций и игнорировавшей улучшение институтов.

В результате государство оказалось заложником неснижаемых социальных расходов, финансировать которые с каждым годом все труднее. Даже при нынешних ценах на нефть бюджет в ближайшие годы будет дефицитным. А источников на покрытие расширяющейся дыры на горизонте не наблюдается. Повышать налоги в этой ситуации для экономики губительно. Это только углубит и без того предопределенную рецессию. Единственная возможность сбалансировать бюджет – сократить госрасходы.

Однако очевидно, что предложение Улюкаева умерить аппетиты министерств и ведомств – не более, чем благие пожелания. Политически мотивированных расходов у страны в последнее время становится все больше, и ничто не указывает на то, что в обозримом будущем что-то изменится. К десяткам миллиардов на восстановление Крыма и Севастополя прибавляются сотни миллиардов на поддержку компаний и банков, пострадавших от международных санкций. Российские антисанкции требуют экстренных вложений в поддержку импортозамещения «отечественным производителем». Свои «копилки», вроде Фонда национального благосостояния, правительство уже выгребает и готовится к конфискации пенсионных накоплений.

Так что более актуальным становятся два вопроса: что будет делать правительство, когда деньги ограбленных граждан подойдут к концу, и что это будет за правительство.


Фотография ИТАР-ТАСС














  • Максим Блант: Есть много факторов, которые работают на то, что в долгосрочной перспективе цены на нефть, по меньшей мере, не будут расти, а скорее будут падать...

  • "Российская газета": Рубль, вероятно, продолжит свое движение вниз на фоне опасений по поводу падения цен на нефть и возможного введения новых американских санкций против России.

  • koka_lermont: О том, что нефть может подешеветь, надо было думать пока она была дорогая, потому что Китай за эти годы построил экономику, даже не имея денег от нефти.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Цены на нефть падают. Угроза санкций растет
12 НОЯБРЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
На фоне заявления Саудовской Аравии о том, то страна готова рассмотреть вопрос о снижении уровня добычи нефти, в понедельник нефтяные котировки немного подросли. Однако, учитывая, что весь последний месяц цена на нефть неизменно падала, опустившись к концу минувшей недели к показателям ранней весны этого годы (ниже 70 долларов за баррель), и беря во внимание общеэкономическую конъюнктуру, большинство аналитиков сходится во мнении, что в среднесрочной перспективе сохранится общий тренд на снижение котировок. И хотя сведения о неких предварительных договоренностях в рамках ОПЕК о снижении добычи нефти на прошлой неделе в прессу просочились...
Прямая речь
12 НОЯБРЯ 2018
Максим Блант: Есть много факторов, которые работают на то, что в долгосрочной перспективе цены на нефть, по меньшей мере, не будут расти, а скорее будут падать...
В СМИ
12 НОЯБРЯ 2018
"Российская газета": Рубль, вероятно, продолжит свое движение вниз на фоне опасений по поводу падения цен на нефть и возможного введения новых американских санкций против России.
В блогах
12 НОЯБРЯ 2018
koka_lermont: О том, что нефть может подешеветь, надо было думать пока она была дорогая, потому что Китай за эти годы построил экономику, даже не имея денег от нефти.
Страховой случай
10 АПРЕЛЯ 2018 // МИХАИЛ ХОМЯКОВ
Нынешний обвал рубля и российского фондового рынка был предопределен. Предопределен еще тогда, когда стало очевидно: система нереформируема, ее крах неизбежен. Гадать, до каких высот поднимется курс доллара и до каких глубин опустятся котировки российских акций, бессмысленно. Поскольку разболтанная государственная машина, определяющая состояние того, что по инерции называется российской экономикой и что экономикой уже по сути не является, не только нереформирума, но и непредсказуема. В этих условиях можно, конечно, попытаться заработать на росте доллара или падении акций, можно попытаться поймать «отскок» и заработать на этом. Но при этом надо иметь в виду, что «правила игры» в любой момент могут измениться, превратив доход в потери. 
Новое экономическое платье для Путина
12 АПРЕЛЯ 2016 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Путин, похоже, бросает на борьбу с кризисом последние стратегические резервы. В день, когда было обнародовано положение о Росгвардии, новом ударном кулаке, предназначенном для силового подавления протестов, журналистам стало известно и о переговорах бывшего министра финансов Алексей Кудрина с Кремлем. Нет, пока что ни о премьерской и ни даже о министерской должности речи не идет. По данным газеты РБК, главного либерала его величества уговаривают написать новую экономическую программу для Путина. Для этого в его распоряжение предполагается предоставить Центр стратегических разработок, у которого, по мнению властей, «хороший имидж»
В СМИ
12 АПРЕЛЯ 2016
«Коммерсант»: Однако в марте 2016 года выяснилось, что заявки ведомств на расходы не покрыты резервами правительства, заложенными в действующий бюджет 
В блогах
12 АПРЕЛЯ 2016
Andy Goodwin: опа...НЭП грядёт! говорят Кудрин напишет новую экономическую программу для Ролдугина. старая, типа уже не канает.
Прямая речь
12 АПРЕЛЯ 2016
Максим Блант: Обращение к Кудрину явно демонстрирует, что Путин готов к разрядке напряжённости в отношениях с инвесторами, с Западом, а также с умеренной либеральной тусовкой
Есть ли у российской экономики будущее, в принципе?
20 ЯНВАРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший вторник эксперты Bank of America опубликовали исследование, в котором говорится о некоторых перспективах российской экономики и ее финансовой системы. Так, американские специалисты посчитали, что при средней цене нефти 25 долларов за баррель исполнение отечественного бюджета в бездефицитном формате возможно только в том случае, если доллар в нашей стране будет стоить 210 рублей. А трехпроцентный дефицит достигается при курсе 140 рублей за один доллар США.  Здесь уместно напомнить, что российский бюджет на 2016 год сверстан из расчета на то, что нефть в текущем году будет стоить 50 долларов за баррель при курсе доллара в 63,3 рубля.