Украина
28 марта 2024 г.
Россия – антигерой саммита НАТО, в котором она не участвует
4 СЕНТЯБРЯ 2014, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



Так случилось, что мне пришлось освещать оба саммита НАТО, на которых Россия блистательно отсутствовала. И на которых она играла роль главного героя. Первый раз это было в 1999 году, в разгар натовской операции против Югославии. Всем было очевидно – операция заходит в тупик. Белград не был готов уступить даже под бомбежками. Очевидный общий вопрос был: когда же русские придут? При всем тогдашнем отчуждении было очевидно, что конфликт может быть разрешен исключительно в результате миротворческой инициативы Москвы (которая вскоре и последовала в виде миссии Черномырдина).
Сегодня же, находясь на саммите НАТО в Уэльсе, просто кожей ощущаешь, насколько изменилось отношение к твоей стране. Никто в принципе не ждет от нее никаких миротворческих инициатив. Единственный вопрос, которым сегодня задаются участники встреч лидеров западных государств: когда же русские уйдут? Действия Кремля на Украине практически до основания разрушили область взаимного доверия между нашей страной и Западом. В этой связи чрезвычайно показательно, как здесь отреагировали на путинский мирный план, выдвижение которого явно подгадали к началу натовской встречи в верхах.

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, которого спросили об отношении к этому плану, не стал прибегать к обтекаемым дипломатическим формулировкам: «Сначала о так называемом «мирном плане». Позвольте мне подчеркнуть, что мы приветствуем все усилия, которые направлены на мирное урегулирование кризиса в Украине. Сказав это, я также должен заметить, что главное — это то, что происходит на самом деле. И мы по-прежнему являемся свидетелями российского участия в дестабилизации обстановки в Восточной Украине. Поэтому мы продолжаем призывать Россию отвести свои войска от украинской границы, остановить поток оружия и бойцов в Украину, прекратить поддержку вооруженных боевиков в Украине и начать участвовать в конструктивном политическом процессе. То есть предпринять настоящие усилия для облегчения мирного разрешения кризиса в Украине».
Самое смешное, что российские государственные СМИ этой новости дали следующий заголовок — «Генсек НАТО одобрил мирный план Путина». Ни больше, ни меньше.
Похоже, что Россия надолго перестала быть партнером для НАТО (даже, если иметь в виду тот смысл, который вкладывает в понятие «партнерства» Путин). 3 сентября, в канун саммита, американский президент Барак Обама и британский премьер Дэвид Кэмерон опубликовали статью в лондонской «Таймс». Больше всего меня поразил такой пассаж: «В конечном итоге, работая вместе, мы становимся сильнее, противостоим ли мы России или боремся с ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта» – террористическая организация, которая творит сегодня страшные зверства в Сирии и Ираке – А. Г.). Как видим, путинская политика принесла отменные результаты: нашу страну ставят на одну доску с террористической организацией… Лавров с Рогозиным сколь угодно могут зубоскалить относительно обвинений Запада, но факт остается фактом: Россия оказывается в глухой международной изоляции, которая становится все более жесткой.
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Неслучайно вопрос о том, какая помощь может быть оказана Украине, стал центральным в первый день саммита. Похоже, что Киеву удалось кое-чего добиться в этот критический для нее момент. Как следует из заявления Петра Порошенко в ходе его совместной пресс-конференции с генсеком НАТО, отдельные государства альянса обещали ему поставки вооружений, включая высокоточные вооружения. Это серьезно. Более того, говоря о перспективах вступления в НАТО, Порошенко отметил, что задачей вооруженных сил является достижение полной оперативной совместимости с войсками альянса, что позволит им в будущем воевать плечом к плечу. Сегодня можно только вспоминать с грустью о том, что некогда о такой задаче говорили и наши военные. Что до НАТО в целом, то предполагается учредить четыре фонда, из которых будут финансироваться обеспечение кибербезопасности, тыловое обеспечение украинских войск, создание современных систем управления и лечение раненых в ходе конфликта. Кроме того, натовцы полагают оказывать всемерную поддержку Украине в реформе ее вооруженных сил. Следует констатировать, что Киев как никогда полон желания интегрироваться в евро-атлантические структуры. И это еще один результат действий Москвы.

Другой важной темой на саммите стал Афганистан. Для Североатлантического альянса принципиально важно, чтобы после вывода войск коалиции, который произойдет к началу 2015-го, эта страна не погрузилась бы в хаос. И этот вопрос волнует отнюдь не только высших руководителей НАТО.
Здесь на саммите у меня состоялся любопытный разговор. Надо сказать, все это мероприятие проходит среди немалого количества всевозможной военной техники. Желая продемонстрировать мощь альянса (а заодно создать фон для политиков, делающих заявления, и телевизионщиков, снимающих стенд-апы), британские военные разместили здесь весь свой арсенал – от истребителей вертикального взлета «Харриер» и тяжелых БМП до дронов, размером с крупную стрекозу. И я разговорился с армейским сержантом, который давал пояснения к этой технике. Выяснилось, что он провоевал в Афганистане аж четыре года. Сержант, надо сказать, чрезвычайно дипломатично отвечал на вопросы о том, что он думает о предстоящем выводе войск. Мол, наше дело маленькое, солдатское. Политики пошлют воевать, будем воевать. Прикажут уйти — слава богу. Но в какой-то момент у него вырвалось: «Я точно знаю, что было, когда мы вошли туда, и что теперь оставляем. Я знаю, чем мы заплатили. Хотел бы, чтобы эти жертвы не были напрасными».

Но это, похоже, непростая задача. По мнению руководителей альянса, настоятельно необходимо подписать соглашение о безопасности с руководством Афганистана, которое позволило бы сохранить некоторое количество войск в этой стране (при этом натовские представители настаивают, что этот контингент будет заниматься исключительно подготовкой афганских сил безопасности). Афганистану обещана и солидная экономическая помощь. Проблема только в том, что в этой стране сегодня нет никакого руководства. Посему на саммит в качестве главного представителя Афганистана прибыл министр обороны Бисмила Мохаммади. При этом времени до окончательного вывода войск международной коалиции остается все меньше. Что делает ситуацию весьма критической.  
В переговорах по афганской проблеме участвуют представители центральноазиатских государств. Стоит ли говорить, насколько эта тема актуальна для реального обеспечения безопасности России. Но России нет на саммите, и жизненно важные для нее вопросы обсуждаются без нее…



Благодарим  Наталью Жукову за предоставленные фотографии.














  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».

 

Материалы по теме

В СМИ //
Два лжеца: профессионал и любитель // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Четыре часа лицемерия // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //
Трамп саммит НАТО не испортил // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Посиделки на крови // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО