Медиафрения
28 мая 2016 г.
Медиафрения. Операция «Отпор»
2 ФЕВРАЛЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

«Всю минувшую неделю российские информационные войска вели тяжелые оборонительные бои», — примерно так должна была прозвучать первая фраза сообщения от Советского информбюро, если бы в 1961 году данная организация не прекратила свое существование. Кстати, если посчитать, сколько вранья нагородило Совинформбюро за 20 лет своей жизни, потянет на мировой рекорд. Вряд ли найдется в мире медиа, которое умудрялось долгое время лгать, начиная с самой первой фразы. «Говорит Москва», — доверительно сообщал советскому народу Юрий Борисович Левитан, вещая сначала из Свердловска, а затем из Куйбышева. Эту славную традицию — «ни слова правды» — унаследовали от Совинформбюро нынешние путинские медиа.

Правда же заключалась в том, что главным содержанием российских СМИ в конце января стал отпор вражеской вылазке британской телекомпании Би-Би-Си, показавшей фильм «Тайные богатства Путина», в котором президент России был назван главным коррупционером планеты.

В операции «Отпор» спешили отметиться все мало-мальски заметные фигуры российской политической и медийной сцены. Причем, совершенно не обязательно было говорить что-то членораздельное насчет того, почему именно имярек считает фильм плохим и лживым, а Путина, наоборот, хорошим и честным. Достаточно было просто сказать, что вот он (она) имярек так думает, и все, поставили птичку, проходи, давай следующего.

Вот, например, прямой наследник Совинформбюро, РИА «Новости», сообщает сенсацию: «Яровая назвала лживым заявление Минфина США в адрес Путина». Вот такая неожиданная новость. То есть все с нетерпением ждали, как Яровая отнесется к тому, что глава американской финансовой разведки назвал Путина коррупционером: согласится или отвергнет. А Яровая взяла и не согласилась. Не поверила Минфину США и внезапно поддержала Путина. Примерно на таком уровне было большинство новостей и комментариев в рамках операции «Отпор».

Но были и более содержательные сообщения. Например, колонка Максима Соколова под названием «Граф Монте – Путин», опубликованная в «Известиях» 28.01.2016. Автор задает наивный вопрос: «А зачем В.В. Путину эти несметные миллиарды, и как он будет ими владеть, пользоваться и распоряжаться?» И тут же рассудительно отвечает себе, наивному: «В своем теперешнем статусе он и без формального титула собственности имеет богатые возможности для реализации своих прихотей – «Я опущусь на дно морское, я поднимусь под облака etc».

Вероятно, известинский сочинитель не вполне отчетливо уяснил то, чему он дает отпор, не расслышал главный вывод фильма британских телевизионщиков, а именно: «Путин может требовать все, что ему заблагорассудится. Поэтому любая точка зрения, обозначающая его состояние, бессмысленна. Путин считает все, что находится на территории России, своим».

Сами российские СМИ, включая федеральные телеканалы, в ежедневном режиме подтверждают этот главный вывод фильма Би-Би-Си о том, что все в России, включая тигрят, белух, стерхов, спортсменов и спортсменок, средства государственного бюджета, «частное» имущество олигархов, все это находится в безраздельном владении Путина. И именно этот главный вывод вражеского фильма в рамках операции «Отпор» никто не оспорил. Поскольку невозможно оспорить то, чему ты каждый день сам даешь бесчисленные свидетельства.

ИГРА В ПОДДАВКИ

Операции «Отпор» была посвящена большая часть «Воскресного вечера» с Владимиром Соловьевым. Сначала депутат Вячеслав Никонов рассказал, что британская пресса всегда так себя ведет и вот уже триста лет атакует лидеров России. Правда, буквально в следующую минуту депутат Вячеслав Никонов опроверг себя, заявив, что никогда в отношении лидеров СССР ничего похожего не было. После чего он сообщил, что «Россию начинают хвалить, когда она слабая и рассыпается», и, соответственно, ругают тех наших лидеров, которые делают Россию сильной.

Депутату Никонову, видимо, не приходила в голову мысль, что в отношении большинства лидеров СССР западная пресса ничего похожего не писала по той банальной причине, что лидеры СССР ничего похожего не делали. Про коллекцию изделий западного автопрома у Брежнева писали. А про миллиардные состояния, нажитые друзьями Ленина и Сталина, а также Хрущева и Брежнева не писали, поскольку таковых друзей, ставших миллиардерами благодаря близости к советским вождям, просто не было. Среди советских вождей были маньяки и палачи, были самодуры и невежды, но патологических стяжателей, поставивших в качестве главной цели конвертацию большой власти в очень большие деньги, — таких на вершине советской власти не было. Коррупция была, но, во-первых, в размерах на несколько порядков меньших, а во-вторых, не в главных кабинетах страны, а уровнем пониже: на уровне Чурбанова, Медунова, глав республик Средней Азии и ниже. И именно поэтому западная пресса ничего не писала о коррупции Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева. Поскольку западная пресса способна ошибаться и быть тенденциозной, но тотальная ложь — это прерогатива тоталитарных и авторитарных режимов.

Впрочем, невнятность и сбивчивость мысли главных спикеров современного правящего режима новостью не является. Некоторой новостью стала уже совершенно откровенная игра в поддавки тех, кого на политические ток-шоу приглашают для того, чтобы они изображали из себя альтернативную, оппозиционную точку зрения. В частности, в шоу Соловьева это были американцы Николай Злобин и Майкл Бом. Впрочем, Злобин всегда, якобы представляя США, на деле усердно забивал голы в свои ворота. Бом же, пусть и неумело, но все же пытался отстаивать позицию страны, гражданином которой он является. В этот раз оба включились в дружный хор тех, кто наперебой осуждал фильм Би-Би-Си как лживый и бездоказательный.

Злобин на протяжении всей передачи пытался подчеркнуть, что США тут вообще ни при чем, поскольку фильм британский. А главное, что фильм слабый, поэтому россиянам не надо обращать на него внимание.

Участники операции «Отпор» в студии Соловьева все время как будто нарочно оставляли американцев наедине со своими пустыми воротами, как будто упрашивали их забить гол. Американцы упорно делали вид, что не замечают пустых ворот оппонента и стремились забить побольше голов в свои.

Вот Вероника Крашенинникова возмущенно восклицает: «В чем обвиняют Путина? В том, что он своих друзей из Питера перевел в Москву? Так то же самое делают и американские президенты, которые приводят в Белый дом команды из своих земляков».

В этот момент просто напрашивался вопрос о том, какие американские аналоги соответствуют чудесному превращению в миллиардеров всех этих ротенбергов, ковальчуков и тимченок, предпринимательский гений которых вдруг волшебным образом проснулся лишь в тот момент, когда их давний знакомец Путин стал президентом. И благодаря знакомству с какими президентами США заработали свои миллиарды Билл Гейтс, Уоррен Баффетт или Ларри Эллисон.

Несмотря на то, что эта парочка американцев, играя в поддавки, фактически почти во всем соглашалась с соловьевской стаей, сам их вид членов стаи раздражал и провоцировал на агрессию. Причем, агрессия и истерические крики в этот раз исходили не только от тех, кто, как, например, политолог Дмитрий Куликов, обычно ради этого и приглашается в студию. Тут в истерику сорвался режиссер Карен Шахназаров, который у Соловьева обычно исполнял роль мудрого и рассудительного гуру. «Ну, что вам от нас надо?!», — надрывался «великий русский мыслитель», обращаясь к Майклу Бому и Николаю Злобину. «Ну что вы к нам лезете?! Ну, что вы всех учите?!», — орал он в лицо оторопевшим американцам, которые почему-то не нашли ни слова пусть не в оправдание, а хотя бы в объяснение позиции своей страны.

Не смогли, например, объяснить российским телезрителям, что это именно российское государство «влезло» в Украину, украло у нее кусок территории. Что это именно российские телеканалы и другие российские медиа на протяжении двадцати лет учат украинцев, как им надо жить в их собственной стране. А в последние два года делают это в совершенно неприличных формах и масштабах. Именно российские СМИ и российская дипломатия в последнее время пытаются заботливо поучать европейцев, как им сохранить свою идентичность. Что выглядит особенно смешно и неприлично со стороны представителей страны, на глазах теряющей свой научный, культурный, образовательный и экономический потенциал. Страны, в которой национальная идентичность все больше строится на имперской идее, от которой шарахаются все ближние и дальние соседи.


Фото: Россия. Тыва. 26 июля 2013 года. Президент России Владимир Путин во время рыбалки в одном из национальных заповедников Тывы. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский


















  • Сергей Пархоменко: Успех тут измеряется не так, как обычно... Алёна Солнцева: Сейчас патриотический ресурс многие попытаются монетизировать... Денис Заруцкий: Кто они такие и кому это надо, решайте сами.

  • Lenta.ru: Проект может обеспечить «творческо-музыкальный ресурс для идеологических задач, стоящих перед руководством страны в работе с электоратом».

  • Живан Рассветов-Русских: ПУТИНУ ПРЕДЛОЖИЛИ СОЗДАТЬ ИНКУБАТОР КОБЗОНОВ И ТИМАТИ.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Сам с собою. Громко
24 МАЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Российское телевидение продолжает осваивать все новые сферы человеческого бытия, которые ранее не становились объектами освещения медиа. Одно из таких всем известных явлений, про которые до недавнего времени не было принято говорить публично, это самоудовлетворение. Наверняка в каких-то передачах о здоровье доктора рассказывали родителям о том, как надо относиться к этому явлению. Но так, чтобы выводить эту тему на самую широкую аудиторию, делать ее предметом пристального общественного внимания, до этого как-то не доходило.
Медиафрения. Реквием и пустота
17 МАЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе ВГТРК праздновал свой 25-летний юбилей. Так, во всяком случае, было объявлено. Правда, ВГТРК была учреждена 14.07.1990 года, то есть юбилярша почти на год старше, чем было объявлено. Впрочем, возможно, начальство считает, что барышне уже пора скрывать свой возраст. В любом случае, торжество было пышным. Пришел Путин, выпил шампанского и рассказал, как высоко он ценит работу журналистов вообще и свободу слова в частности. В свете некоторых событий минувшей недели эти слова звучали несколько… Впрочем, о грустном чуть позже, а сначала о хорошем.
Медиафрения. Альтернатива миру
10 МАЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
У них была Вторая мировая – у нас Великая Отечественная. Они 8 мая отметили День Скорби, Памяти и Примирения – мы 9 мая праздновали День Победы. У них главным лозунгом было «Никогда больше!» – у нас некоторые несли плакаты «Можем повторить!», и этот лозунг не вызывал массового протеста. Путин в своей речи ничего не сказал о главных союзниках нашей страны: США и Великобритании, зато нашел место для угрожающих интонаций в адрес тех, с кем 71 год назад вместе освободили планету от фашизма.
Медиафрения. Подлость как государственная политика
4 МАЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Есть распространенное заблуждение, что развитие свойственно только свободным демократическим странам, а авторитарные режимы фашистского типа статичны и лишены динамики. Это ошибка. На примере путинского режима можно видеть, как фашизм эволюционирует, меняет формы, обрастает новыми щупальцами, присосками и ядовитыми шипами. Особенно наглядно это проявляется в такой важнейшей составной части режима, как телевещание.Вся вторая половина апреля в стране прошла под знаком культа лидера ЛДПР. Народ готовили к двум праздникам: предстоящему Дню Победы и юбилею Ж. Причем второму торжеству явно отдавалось предпочтение.
Медиафрения. Идолы прошлого и настоящего
26 АПРЕЛЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На зачищенном до стерильности медийном поле на минувшей неделе вновь обнаружены сорняки. Естественно, начата прополка. На ликвидацию одной сорняковой группы, а именно агрегаторов новостей, была брошена Госдума, которая в первом чтении приняла-таки закон, обязывающий эти новостные агрегаторы проверять каждую новость на достоверность. Когда этот закон еще только вносился в Госдуму, депутатам подробно и очень понятно, как детям, объясняли, что крупнейшие новостные агрегаторы, такие как «Яндекс.Новости», это просто роботы, которые в автоматическом режиме обрабатывают публикации из 50 тысяч СМИ и в автоматическом же режиме выстраивают свою новостную линейку. Требовать от робота, чтобы он проверял каждую публикацию на достоверность, примерно то же самое, что пытаться заставить автомобиль инкассаторов находить фальшивые купюры среди миллионов перевозимых денежных банкнот.
Медиафрения. В предвкушении окончательного счастья
19 АПРЕЛЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Завершая роман, над воплощением которого Владимир Владимирович Путин трудится вот уже 17-й год, Джордж Оруэлл описал, как главный герой Уинстон Смит обрел наконец полное счастье: «Долгожданная пуля входила в его мозг. Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди. Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата». Минувшая неделя показала, на какой стадии находится работа Путина по воплощению оруэлловского сценария.
Медиафрения – 149. Политическое столоверчение
12 АПРЕЛЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Будущее для хозяев жизни в путинской России непонятно и неприятно. Они, оседлавшие настоящее, ощущают, как оно уже потихоньку начинает выскальзывать из-под обширных ягодиц. Подземные богатства необратимо падают в цене. Роскошь европейских курортов и западных столиц становится для многих из них недоступной. Перспектива остаться один на один с ограбленным народом без возможности в случае чего сбежать в уютную маленькую страну совершенно не радует. Отсюда огромное желание повернуть время вспять. Вернуться в прошлое. На век – другой назад.
Медиафрения. Криминальный оркестр
5 АПРЕЛЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Писатель от слова «писать». Пишут многие, правда, продукт получается разный. Лев Толстой писал роман с 1863 по 1869 год, получилась «Война и мир». Марсель Пруст начал «В поисках утраченного времени» в 1909-м и так и не успел завершить до своей смерти в 1922-м, 13-ти лет не хватило. А кто-то испачкал дверь туалета или стену лифта за три секунды, и готов продукт творчества. Журналистика — это сфера более высоких скоростей, чем литература, но такой журналистский жанр, как расследование, требует трех компонентов: честности, таланта и времени. Если нет ни того, ни другого, ни третьего, если надо быстро измазать дерьмом того, кого считаешь врагом и на эту работу никого, кроме энтэвэшников под рукой не находится, то получается то, что получилось в минувшую пятницу.
Медиафрения. Понты и язык тела
29 МАРТА 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Минувшая неделя была для Кремля полна триумфов. Во-первых, взяли Пальмиру. Что на самом деле отрадно. Но, если судить по российским новостям и комментариям, Пальмиру брал Путин лично. По крайней мере, в сюжете об этом событии в «Вестях недели» у Дмитрия Киселева слово «Путин» звучало намного чаще слова «Пальмира». И Путина в этой связи показывали больше, чем кого-либо еще. Второй триумф, вернее, серия триумфов в той же программе Киселева была озаглавлена как «Очередь в Кремль». Это про то, как высокопоставленные чиновники разных стран толпились в приемной Путина, а он их всех принимал. «Какая изоляция? Какая страна-изгой? Все к нам кланяться приехали, не могут ничего без России и без Путина!» — репликами подобного содержания и подобных интонаций были переполнены комментарии российских СМИ.
Медиафрения. Герои русской весны
22 МАРТА 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Те проблемы, а пожалуй что и муки, которые испытывают сегодня менеджеры и сотрудники российских государственных медиа, можно назвать неучтенными потерями информационных войн. На наших глазах формируется потерянное поколение пропагандистов. «Потерянным поколением» называли на Западе молодых людей, вернувшихся с фронтов Первой мировой. Трагедия этих парней, не умевших адаптироваться к мирной жизни, породила целую литературу середины ХХ века. Герои Хемингуэя и Дос Пассоса, Ремарка и О`Хары стали символами немногословного благородства одиночек на фоне безысходности судьбы и надвигающегося кошмара еще более жуткой войны.