Выборы
14 октября 2024 г.
Выборы в Госдуму — тихо и грязно
16 СЕНТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Сегодня, 16.09.2019, завершается период агитации в думской кампании, который длился 28 дней. Завтра — день тишины. Послезавтра выборы. Про содержательную сторону выборов напишу отдельно, а сейчас про форму и внешние характеристики того, что за эти 28 дней 14 партий, принимающих участие в выборах, пытались сообщить 111,6 миллиона избирателей (109,7 живут внутри России, 1,9 — за ее границами).

О том, что нынешняя думская кампания — самая тихая и незаметная в новой истории России, не отмечал за эти дни только ленивый. Причины на поверхности: власть очень не хочет, чтобы на эти выборы кто-то пришел. В смысле, кто-то, кроме тех, кого власть пригонит строем. Понять обитателей Кремля можно: жить стало заметно хуже, а ощущение восторга от покражи Крыма уже не такое острое. Сказать людям по большому счету нечего. Отсюда и дата, и время дебатов, и в целом небольшое, в сравнении с предыдущими кампаниями, количество сюжетов на эту тему в государственных СМИ.

Партии, естественно, заинтересованы в мобилизации своего электората, поэтому вкладываются в продвижение. По сравнению с выборами 2011 года общий объем партийных денег, потраченных на телевизионную рекламу, несколько уменьшился: в 2016-м — 200,9 млн рублей, в 2011-м было потрачено 206,2 миллиона. Здесь и далее данные TNS MEDIA и Агентства ARENA(HAVAS). Лидируют в этой кампании по затратам на телевизионную рекламу  «Единая Россия» — 35,5 млн руб., ЛДПР — 33,4 млн и Партия роста – 22,6 миллиона. В 2011-м тройка лидеров выглядела так: ЛДПР — 77,1 млн руб., «Единая Россия» — 59,1 млн, «Справедливая Россия» — 46,5 миллиона.

Эти цифры, естественно, не являются реальным отражением присутствия партий в телевизоре, поскольку в ток-шоу, итоговых, информационно-аналитических и новостных программах представители четырех отрядов партии власти фигурируют постоянно, причем делают это совершенно бесплатно и задолго до начала агитационной кампании. Представители «Единой России» вообще практически не вылезают из телевизора круглый год.

Я бы не стал называть эту кампанию самой грязной в новейшей истории российского парламентаризма. Выборы 1999 года по уровню грязи вполне конкурентоспособны. Достаточно вспомнить тотальную войну Доренко против сустава Примакова в эфире Первого канала (тогда ОРТ) и локальные войны против «Яблока» (сюжеты «Гомосексуалисты за Явлинского» и т.д. в эфире государственного телеканала). Кстати, эти грязные войны оказались эффективны: и «Отечество — вся Россия» и «Яблоко» тогда получили намного меньше голосов, чем им предсказывали на старте кампании.

В кампании 2016 года грязи было, наверное, рекордное количество, но она была какой-то мелкой и не талантливой. Одним словом, нынешней грязи явно не хватало креатива. Наверное, больше всего так называемой федеральной грязи было вылито на ПАРНАС: как минимум пять чернушных фильмов и программ на федеральных телеканалах. По округам больше других обливали грязью «Яблоко» и КПРФ. В Тушинском одномандатном округе Москвы, где от «Яблока» идет Дмитрий Гудков, распространялась фальшивая газета «Совершенно секретно», на первой полосе которой размещен материал «Ху ю а, мистер Гудкофф?», где избирателям сообщили, что Тушинский округ стал тренировочным лагерем майдана, а также опубликован совершенно дикий антисемитский материал о руководителе избирательного штаба Гудкова Максиме Каце. Естественно, никакого отношения к реальной газете «Совершенно секретно» это изделие не имеет.

В целом таких «подметных газет» в эту кампанию было довольно много, но те из них, которые удалось посмотреть, были настолько бездарно и топорно сделаны, что вполне могут вызвать обратный эффект, повышая узнаваемость кандидата, ставшего объектом очернения, и вызвать желание в знак протеста проголосовать за жертву такой грубой провокации.

Крайне грязную кампанию ведет в Медведковском округе столицы лидер партии «Зеленые» Митволь против «яблочника» Бабушкина, не меньшие потоки грязи выливаются на Валерия Рашкина (КПРФ) который идет по Люблинскому округу и первым номером от КПРФ по Москве. Есть сведения о запредельно грязных кампаниях, которые ведутся против Рыжкова (от «Яблока») в Барнаульском округе и против Бароновой в Центральном округе столицы.

Есть гипотеза, что в условиях общей апатии и отстраненности населения от выборов партии должны вложить в агитационное послание только одну мысль, причем очень простую, поскольку, якобы, больше голова избирателя вмещать отказывается. Если эта гипотеза верна, то самый правильный подход к агитации продемонстрировала «Единая Россия» и ПАРНАС.

 «Единая Россия» не говорит своему избирателю ничего, кроме того, что она — партия Путина. Это доказывается тем, что Путин работает у них диктором, который озвучивает агитационные ролики. У ПАРНАСа самой выигрышной является простая мысль, что это партия «против Путина». Эту идею лучше всех проводит Вячеслав Мальцев, который обещает «посадить царя на кол» и дудит клаксоном на Игоря Коротченко, когда тот мешает ему говорить. Выступления Михаила Касьянова, кстати, неожиданно яркие и убедительные, тем не менее, не столь последовательно и прямолинейно проводят эту линию. Если гипотеза «одна мысль в одной голове» верна, то ПАРНАСу следовало бы проводить кампанию более однозначно, даже в ущерб содержательности. Однако ядро тех, для кого неважно как, главное, чтобы против Путина, эта агитация может побудить голосовать за ПАРНАС.

Самый лучший рекламный ролик, по общему мнению экспертов, был у «Яблока». Это видео про ручку «Новый яблочный девайс». Не случайно в первые же часы ролик набрал более миллиона просмотров. Самоирония плюс одна простая ясная идея, плюс призыв к действию: хочешь изменить будущее — ручку в руки и ставь «галку» против «Яблока». В результате получилась эталонная реклама в условиях данной кампании. Ролик «Без слов», где Явлинский один сидит на стуле и молча показывает листки с краткими яблочными тезисами, набрал в первые часы полмиллиона просмотров и вправе претендовать на второе место в конкурсе вирусной рекламы на этих выборах.

Вирусная реклама «Справедливой России» может служить примером освоения денег. Мультфильмы про «Дебаттлы» в стиле рэп, в которых мультяшный Миронов побеждает мультяшных Зюганова и Ж., сделаны настолько натужно, неостроумно и в целом топорно, что их просто физически тяжело досмотреть до конца.

Агитационная кампания КПРФ громоздка, монументальна и тяжеловесна, собственно, как и должен выглядеть обломок советской цивилизации. Газеты «Правда» с обилием красной краски, по нескольку штук в почтовый ящик, плюс попытки использовать Интернет и кубы, при полном непонимании, что это такое и как этим пользоваться. В итоге цель достигнута — обломкам советской цивилизации среди населения напомнили, что в бюллетене есть их партия. Придут все, как в советские времена. Партия Ж. в рекламе не нуждается, хотя ее много. Просто Ж., подобно МММ, и есть реклама в чистом, дистиллированном виде. Реклама без объекта рекламирования.

В целом четыре думские партии заинтересованы в том, чтобы никакой агитационной кампании не было, и они могли бы сохранить свои места в ГД. И этот интерес сквозит во всех их выступлениях. Попытки оппозиционных партий что-то сказать населению, которое в целом не настроено слушать и при этом еще и преодолевать сопротивление власти, создающей помехи для разговора с гражданами, в итоге приводят к тому, что сам разговор получается как сквозь вату — довольно экстремальное занятие. Результаты этих попыток увидим 19.09.2016.

 

Фото: Россия. Брянская область. 16 сентября 2016. В поселке Красный камень. Виктор Драчев/ТАСС













  • Константин фон Эггерт: Победа социал-демократов в Германии – событие для Путина хорошее. Эта партия известна своей давней приверженностью диалогу с Россией любой ценой. 

  • Радио "Свобода": ...младшие партнёры по будущей коалиции – "Зелёные" и "Свободные демократы" – более критично настроены по отношению к Москве, чем партии нынешней коалиции. 

  • Вадим Трухачёв: Представляется, что с Германией по итогам выборов в ней могут возникнуть трудности. Слишком уж плохо относятся к нам "зелёные" и СвДП...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Парламентские выборы в Германии
28 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
26 сентября прошли очередные парламентские выборы в Германии. По итогам будет сформировано правительство и выдвинут канцлер, который сменит на посту Ангелу Меркель, занимавшую эту должность на протяжении последних 16 лет. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) победила, набрав 25,7% голосов. Вторую по численности фракцию сформирует блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), за него свои голоса отдали 24,1% избирателей. Это исторически худший результат консерваторов за всю историю. Всего в Бундестаг нового созыва проходят шесть политических объединений...
Прямая речь
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Константин фон Эггерт: Победа социал-демократов в Германии – событие для Путина хорошее. Эта партия известна своей давней приверженностью диалогу с Россией любой ценой. 
В СМИ
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Радио "Свобода": ...младшие партнёры по будущей коалиции – "Зелёные" и "Свободные демократы" – более критично настроены по отношению к Москве, чем партии нынешней коалиции. 
В блогах
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Вадим Трухачёв: Представляется, что с Германией по итогам выборов в ней могут возникнуть трудности. Слишком уж плохо относятся к нам "зелёные" и СвДП...
Пришли за коммунистами. Зюганов созрел, чтобы составлять списки для депортации
27 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Говорят, что вербовщиков из спецслужб учат ни в коем случае не унижать будущего агента. Даже, если он соглашается сотрудничать под давлением, в результате шантажа, ни в коем случае нельзя лишать его чувства собственного достоинства. Опыт учит: агент, потерявший самоуважение, нестабилен психологически, непредсказуем и, в конечном счете, опасен. Владимир Владимирович явно не хочет следовать правилам, которым его, наверное, учили в спецшколах. Ему хочется наслаждаться публичным самоунижением тех, кто мог бы представлять для него потенциальную опасность.  
Прямая речь
27 СЕНТЯБРЯ 2021
Аббас Галлямов: В КПРФ продолжится тот же тренд, который мы наблюдаем в последние два года. Партия продолжит медленно радикализовываться. 
В СМИ
27 СЕНТЯБРЯ 2021
«Независимая газета»: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на улицу 25 сентября не вышел, на встрече с президентом РФ жестких претензий предъявлять не стал.
В блогах
27 СЕНТЯБРЯ 2021
Алексей Шичков: Итоги этого митинга такие. Было ощущение, что я попал во времена Хрущева. Кпрф вообще не чувствует своего избирателя. Дико оторваны от реальности. 
Выборы в Госдуму насмерть рассорили оппозицию
21 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ни на какие компромиссы власть не пошла. Зачистка была проведена тщательная и поголовная. Ни один кандидат, чья позиция по ключевым политическим вопросам взывает малейшие сомнения, в новый состав нижней палаты Парламента не вошел. В этот раз в качестве последнего фильтра было использовано электронное голосование. С его помощью за бортом оказались ранее лидировавшие по итогам офлайн голосования яблочник Сергей Митрохин, член команды Максима Каца Анастасия Брюханова, выдвиженец от КПРФ Михаил Лобанов и еще несколько коммунистических кандидатов.
Прямая речь
21 СЕНТЯБРЯ 2021
Андрей Колесников: Объединение и в дальнейшем невозможно, кроме того, вообще становится трудно определить, что такое «демократические партии».