Цензура
11 декабря 2024 г.
Немолчащее большинство
31 ОКТЯБРЯ 2016, СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

В теме «Райкин против Хирурга и Кадырова» либеральные публицисты описали почти все правильно, добавить практически нечего. При этом ни у кого, конечно, не осталось сомнения, что нынешнюю революционность Кости Райкина вызвало механическое (в результате торможения российской экономики) сокращение общественного пирога, на кусок которого претендовали деятели искусства. И ни у кого, конечно, не осталось сомнения, что его резкие слова о цензуре выражали консолидированное недовольство интеллигенции тем, что власть путинской политической корпорации опирается на новых хунвейбинов и красных кхмеров (ряженых казаков, патриотов от сохи и квазиправославных), чтобы регулировать политические процессы внутри творческой среды. Тогда как «творческая интеллигенция», как ей всегда казалось, соблюдала свою часть контракта – лишний раз не высовывалась, про Крым почти не говорила, иногда даже соглашалась позировать в качестве доверенного лица Несменяемого. А то, что иногда что-то себе позволяла в своем узком кругу, так на некоторую фронду имела право, как она считала, даже при советской власти. Искусство ведь оно вообще слегка политично, поскольку, отражая все на свете, бывает, что отражает так же и власть. Синдром, так сказать, шута.

Но все хорошее когда-нибудь кончается, и контракт нарушала именно «корпорация», это надо четко понимать. Когда Костя Райкин заговорил о цензуре, о том, что кураторы, а иными словами, представители государственных (государевых) денег ведут себя с «творцами» по-хамски и стараются финансировать лишь идеологически выверенный продукт, что тупые «общественники» там и сям спускаются с поводка (ключевое слово «спускаются»), чтобы «лопатами и вилами выправить дефект» не по своей прямой профессии (однако не лезут же они в реактор, там и убить может), он опять же не покушался на основы режима, а делился впечатлением, доступным многим. Оттого-то, слушая Райкина, некоторые дамы не смогли сдержать слез, ведь в устах артиста общее место приобрело значение яркого перформанса, за что мы артистов и любим.

Диспозиция таким образом сложилась предельно ясно. С одной стороны, заслуженный артист, какие бы у него ни были недостатки, а с другой — подозрительный мотоциклист (ангел бури, по выражению Проханова), региональный царек, про которого рассказывали, что он кому-то голову самолично отпилил бензопилой, вертухаи всех мастей (или потомки вертухаев), сексоты и мракобесы. Считать это спором «о нравственности в искусстве» можно только в очень большом помутнении ума. При этом Райкин и иже с ним очевидно были неправы, когда все прошлое десятилетие старательно занимали конформистскую позицию и думали, что пронесет, а деградация общества не заденет. И, очевидно, правы сегодня, когда зафиксировали растущие противоречия творческого цеха с базовыми установками режима, возвращающего нас «эту мерзкую книжку читать».

Но есть еще один участник спора, про которого все забывают. И он поистине ужасен. Это большинство.

Обычно про большинство говорят, что оно безмолвствующее. Однако в нашем случае оно отнюдь не безмолвствует. Поразительно, с какой скоростью оно превратило Костю Райкина, от которого все эти шестнадцать лет практически ничего не было слышно «плохого», в ненавистного Макаревича. Почему? Да и что им Гекуба, то есть Райкин или Макаревич?

Я думаю, здесь сыграла извечная ненависть русского охлоса к своей элите. Тем более к достаточно беззащитной элите, с которой путинские комиссары сняли печать неприкосновенности. На самом деле режим предпринял «гениальную», хотя и несколько повторяющуюся в русской и иностранной истории штуку – он определил идеологические островки и круг вопросов, в котором позволил рулить неравнодушной общественности и погонять там ожиревших элитократов. Точно так же как большевики после октябрьского переворота позволили студентам ставить оценки своим профессорам, а китайским хунвейбинам сублимировать свою социальную неполноценность в «культурной революции».

И точно так же как на международной арене режим пытается представить дело так, будто бы Путин возглавил мировой антиглобалисткий поход (куда? зачем? Бог весть), на внутренней арене «хирурги» и прочие православные казаки пытаются представить дело так, будто бы они получили карт-бланш на поход за общественную нравственность против либерализма. Но хуже всего, что этот мифический «поход» оказался сопряжен с оживлением бацилл всего самого отвратительного, что есть в так называемом русском народе. Надеюсь все-таки, что не во всем народе, а в некой его подделке. А именно, ксенофобии (этот «народ» тут же посоветовал райкиным заткнуться и отправиться в Биробиджан). Отвращения к хорошему образованию, образованным людям и «чистому» труду («либералы, мать их, геи и педофилы!»). Представления искусства и культуры как неких содержанок (военного комплекса и сырьевых раньте, не иначе). А заодно потребовал себе и всем остальным строгих рамок, то есть отменить ненавистную свободу. «Владимир Владимирович, верните нам крепостное право!»

Особо доставляет дискурс о праве налогоплательщиков хамить другим налогоплательщикам. Так, про «простое возмущение граждан тому, что на их налоги на государственных площадках систематически демонстрируются грязные акты педофилии и оскверняются религиозные святыни», в частности пишет налогоплательщик Энтео, уж не знаю, какие материальные блага он создает и где. Но этот дискурс не чужд и либералам, что уж совсем странно, поскольку должны же они понимать, что в стране, живущей в основном на сырьевую ренту и продажу оружия, главный распорядитель и есть неявный владелец активов. По-видимому, он так же является и единственным значимым налогоплательщиком, что никак не перебьешь в текущих обстоятельствах. Следовательно, защита демократии с этих позиций выглядит достаточно абсурдной.

 И все это, безусловно, часть крымской трагедии, которая заключалась не только в том, что рассыпалось братство народов, а так же и в том, что аннексия чужого пробудила в российском охлосе демонстративное презрение к этическим табу. Несомненно, он воспринял это как глобальную санкцию унижать все интеллигентное и топтаться на всем передовом. Иногда это еще называют восстанием архаики против недостижимого (в том числе и интеллектуально) модерна. При этом патриотическая архаика, безусловно, не может быть так уж близка путинской корпорации, все равно стоящей одной ногой на ненавистном Западе. И Мединскому с Райкиным легче помириться, чем участвовать в плясках Энтео с Залдостановым. Однако варвары, тем не менее, сокрушили Рим, наплевав на логику прогресса, и не факт, что разбуженную с корыстными целями стихию теперь удастся загнать обратно.

Фото: Павел Смертин/ТАСС

 












  • Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...

  • Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 

  • Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Время стукачей
22 МАРТА 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Своим недавним заявлением по поводу необходимости очищения от «нацпредателей», которых великий русский народ «выплюнет на панель как мошку, случайно залетевшую в рот», Путин запустил два родственных процесса. Во-первых, открыл шлюзы народной инициативы. Во-вторых, освободил и направил в нужное русло энергию административного творчества. Оба этих бурных потока имеют одно содержание – стукачество. Движение «павликов морозовых», «дятлов» и «барабанщиков» на глазах приобретает массовый характер.
В СМИ
22 МАРТА 2022
Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 
В блогах
22 МАРТА 2022
Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 
В СМИ
4 МАРТА 2022
Фонтанка.ру: В российских школах прошёл урок «Защитники мира», в котором государство объяснило происходящее на Украине детям. 
Время назад
29 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В этот день 99 лет назад, 29 декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании СССР. Его подписали РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация). Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Владимир Путин называет происшедший 30 лет назад распад СССР распадом исторической России, угрожает вторжением Украине, требует от Запада гарантий ее невступления в НАТО и пытается поглотить Беларусь. Голова Путина повернута в прошлое. И в какой-то степени ему удалось повернуть время в России назад. Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал международное историко-просветительское общество «Мемориал».
Прямая речь
29 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...
В СМИ
29 ДЕКАБРЯ 2021
Коммерсант: «Разумеется, мы будем опротестовывать решение Верховного суда РФ всеми доступными нам путями. И мы найдем законные способы продолжать нашу работу»,— сообщил сам «Мемориал».
В блогах
29 ДЕКАБРЯ 2021
Кирилл Мартынов: Ликвидацией Мемориала это государство превратило себя в вечного экзистенциального врага для всех, кто задумывался о том, что случилось со страной в 1930-е.
Принципиальная борьба с голой задницей
1 НОЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Когда, объясняя пытливым зарубежцам суть отечественной внутренней политики, главный начальник завел речь о «здоровом консерватизме», – «чур, меня, чур!», я возопил я внутренне. При этом вашего покорного слугу в силу возраста (увы, увы), образования и воспитания как раз и следует отнести к консерваторам (хочется верить, «здоровым»). Сознаюсь, у меня вызывает стойкое раздражение любое публичное обсуждение проблем, которые я отношу к интимной сфере. Причем это касается не только чьих-то гомосексуальных отношений и ориентации, но, не смейтесь, и гетеросексуальных тоже. 
В СМИ
1 НОЯБРЯ 2021
«Новая газета»: В целях защиты сакральных городских видов в России начали сажать…