Медиафрения
29 марта 2017 г.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

zlatkovsky.ru

30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора.

Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.

Про манипулирование страной с помощью телевизора написаны все предыдущие 196 выпусков «Медиафрении»; в этой, в нескольких зарисовках, на актуальных примерах чуть больше расскажу о двух других аспектах воплощенной антиутопии.

Об инвалидах и уродах

История с безногим танцором Евгением Смирновым, участником шоу «Минута славы», вызвала у многих ощущение постановки, срежиссированного спектакля. Особенно если учесть последний, пятый, акт этой «пьесы», а именно: выбор инвалида первой группы, певицы Юлии Самойловой, с детства прикованной к инвалидной коляске, в качестве российского участника конкурса «Евровидение», который будет проходить в Киеве.

На фоне изумительной гнусности этого последнего решения меркнут все предыдущие мерзости, поскольку если все, что происходило на шоу «Минута славы» и вокруг него, можно считать фактами личных биографий Познера и Литвиновой, то отправка Юлии Самойловой в Киев была актом политическим, хорошо продуманным, точно рассчитанным ударом ниже пояса. Авторство этого решения приписывают Эрнсту. Возможно, и так. Но, в любом случае, сквозь это решение проглядывает иезуитская улыбочка Путина, с которой он говорил, что в Крыму наши военные будут стоять за спинами женщин и детей, предоставляя украинцам выбор: либо стрелять в своих, либо сдаться. В плане морального выбора аналогия полная, только без явной крови. Допустить Юлию Самойлову в Киев — значит нарушить собственный закон, поскольку певица выступала в оккупированном Крыму. Не пускать — подарить путинскому ТВ несколько часов бесплатного счастья, во время которых ведущие будут вопить о зверствах укрофашистов, воюющих с певицей в инвалидной коляске. Плюс наверняка будет предпринята попытка найти отклик в мировом общественном мнении, и нет гарантий, что эта попытка окажется полностью провальной.

Что же касается гадости, которую Первый канал сотворил с инвалидом Евгением Смирновым, то тут представляет интерес поведение Познера и Эрнста. Рената Литвинова, у которой публичное амплуа — эстетствующая «кривляка-ломака», просто строго соответствовала избранной роли. Ее брезгливое фырканье по поводу того, что у танцора нет одной ноги: «А нельзя пристегнуть эту, вторую?» — ничуть не разрушает целостность образа. Познер, признаться, немного удивил. К гибкости его позвоночника все привыкли. Непонятно, зачем было напяливать дурацкий колпак.

Человек, изображающий из себя интеллектуала-западника, первым делом выступает против участия в шоу инвалида, что не только в корне противоречит современным нормам морали, требующим максимально поощрять самореализацию людей с ограниченными возможностями, но и демонстрирует полное отсутствие у данного персонажа логики. Ибо в данном шоу заведомо, по правилам этого конкурса, на равных участвуют дети, женщины, мужчины и инвалиды обоих полов. И вот человек, согласившийся судить данное шоу, вдруг заявляет, что считает правила, в соответствии с которыми участник-инвалид допущен, неверными. Это как если футбольный арбитр начнет гнать с поля вратаря, поскольку он, вратарь, имеет право играть руками, а остальные игроки нет. Причем претензии высказываются не создателям правил, а участнику игры.

Дальнейшее поведение Познера выглядит еще более чудно. Через неделю, 11.03.17, Познер надвигает дурацкий колпак поглубже. Шоу «Минута славы» решает вернуться к ситуации с безногим танцором, приглашает Евгения Смирнова на сцену и дает слово Познеру. Тот так же выходит на сцену и сообщает, что хочет принести свои извинения, но не за свою позицию, а за то, как она была понята. Евгений Смирнов пожимает протянутую руку, но при этом объясняет мэтру, оказавшемуся на поверку не только моральным уродом, но и изрядным глупцом, что он в сложившихся обстоятельствах не будет продолжать участвовать в шоу. Познер, вместо того чтобы просто извиниться и уйти со сцены, вдруг принимается объяснять Смирнову, что он, оказывается, неправ и должен продолжать участвовать в конкурсе. То есть человек проголосовал против участия инвалида в конкурсе, только что подтвердил, что мнения своего не изменил, а теперь требует, чтобы тот участвовал.

И это еще не все. 13.03.17 Познер публикует на «Эхе Москвы» текст под названием: «…И не оспоривай глупца», в котором, во-первых, заявляет, что он не извинялся перед Смирновым, хотя видео с его извинениями видели миллионы, а во-вторых, называет глупцами тех, кто осудил его за высказывания в адрес танцора-инвалида 4.03.17. И, наконец, последний штрих. Первый канал уволил сотрудника, который просматривал номера, прежде чем допустить участников к конкурсу. То есть по умолчанию признал правоту Познера и Литвиновой. Вопреки утверждению ведущего конкурса, что участие в «Минуте славы» людей с ограниченными возможностями всячески приветствуется.

Все эти истории могут кому-то показаться пустяками: ведь никто не умер. Действительно, человек получил лишь моральную травму. Проблема в том, что телевизор в любом случае задает стандарт морали и способа поведения, особенно если этот стандарт задает человек, претендующий на статус гуру. В данном случае Владимир Познер, который довольно долго и довольно многими воспринимался в этом качестве, убедительно показал, что он не только морально ущербен, но и, мягко говоря, неумен.

Вчерашние живые в хоре мертвецов

Обитатели российского телевизора намного свободнее в выборе слов, чем в былые времена советские пропагандисты. Тогда была идеология и единственно верное учение, теперь нет ни того, ни другого. Тогда были десять сталинских ударов, и не дай бог насчитать девять или придумать одиннадцатый. Написано, что у марксизма три источника и три составные части, а у пятилеток третий год решающий, а четвертый определяющий, — и нечего умничать, если не хочешь вылететь из обоймы. Шаг в сторону — побег, прыжок на месте — попытка улететь. Было известно, что в Югославии — кровавая клика Тито-Ранковича, а в Китае — ревизионизм и культ личности Мао, но никому в голову не могло прийти произнести, а тем более написать, «кровавая клика Мао». Сегодня не в пример свободнее. На одном канале, например, Украину ругают бандеровской хунтой, а на другом работают культурные люди и вежливо называют жителей соседней страны нацистской сволочью.

Но при всем плюрализме, царящем в путинском телевизоре, какой-то минимальный порядок там присутствует. Вот, например, в конце минувшей недели было установлено, что в США вернулись времена маккартизма. И все дружно стали произносить это слово: «маккартизм». Ни один не сбился и не сказал, например, что «США во власти ку-клукс-клана». Сохранилась все-таки хоть какая-то дисциплина. Но и место плюрализму тоже есть. Вот, например, Дмитрий Киселев в «Вестях недели» от 12.03.17 сообщил, что в Америке «онанизм-маккартизм». И пояснил, что эти американцы сами себя накручивают. А часом позже в программе Соловьева «Воскресный вечер» про «онанизм» никто ни разу не сказал, все только про маккартизм говорили.

Депутат Никонов сразу нагнал жути. Оказывается, в Америке этот маккартизм был намного страшнее, чем репрессии в СССР. По словам депутата Никонова, 10 миллионов американцев прошли процедуры декоммунизации и после этого кошмара «в Америке не осталось ни одного левого профессора».

Забавно, конечно, когда внук самого кровавого сталинского палача, абсолютного рекордсмена по числу лично подписанных расстрельных списков, рассказывает об ужасах маккартизма, приводя непонятно откуда взятые цифры и абсурдные факты насчет полного искоренения «левых профессоров». С учетом того, что маккартизм был действительно достаточно неприятным явлением, число реально пострадавших от него соотносится с числом жертв сталинских репрессий примерно как численность населения государств Монако и Китая. А кроме того, внук Молотова забыл сказать, что маккартизм просуществовал сравнительно недолго и был разрушен силами демократических журналистов и общественных деятелей, которые в течение одного года превратили Маккарти в политический труп.

Свою лепту в разоблачение Запада внес «общественный деятель Израиля» Яков Кедми, который объяснил, что «то, что сегодня делают с Россией на Западе, напоминает “Протоколы сионских мудрецов”». «Мы, — сообщил Яков Кедми, — передали знамя сионских мудрецов кремлевским мудрецам». Яков Кедми сменил в шоу Соловьева другого пропутинского израильтянина — Авигдора Эскина. На первых порах казалось, что он менее оголтелый. Но российский телевизор так устроен, что всякий, кто туда попадает, стремительно утрачивает человеческий облик и приобретает черты говорящего мертвеца. Как иначе человек с развитым еврейским самосознанием может сравнить фальшивые «Протоколы сионских мудрецов», ставшие благословлением на погромы и геноцид евреев, с борьбой американского общества против попыток путинской России разлагающе влиять на США, как это уже успешно происходит по отношению к ряду европейских стран? Может ли Яков Кедми, например, указать хотя бы примерную численность пострадавших от «протоколов кремлевских мудрецов», чтобы их можно было бы сравнить с «сионскими протоколами»? И заодно хотелось бы узнать у Якова Кедми, куда он спрятал свою совесть.

Яркий пример того, как человек довольно здравомыслящий за короткий период пребывания в телевизоре становится неотличим от местных зомби, — это Сергей Станкевич. Он всегда стремился занять нишу «голубя мира», человека либеральных взглядов, который, тем не менее, стремится к сотрудничеству с режимом с целью его облагораживания, влияния на этот режим. Желательно изнутри.

И вот что стало с Сергеем Борисовичем. Ему слово: «Это (то, что происходит в США — И.Я.) не охота на ведьм. Это ведьмы вышли на охоту». Станкевич не просто влился в общий хор, обличающий «современный маккартизм», наряду с Кургиняном, Никоновым, Кедми и Соловьевым, но и стал в нем исполнять одну из сольных партий. «Происходит (в США — И.Я.) повышение градуса параноидальности», — вещает «либерал» Станкевич. И далее уже творчески развивает тему: «Там сложилась организованная медийная группировка — ОМГ. Не путать с ОПГ!».

В фильме «Бегущий человек» герой Арнольда Шварценеггера сумел сломать сценарий тоталитарного телевизора. В реальной жизни этот финал также неизбежен. И для этого совсем не обязательно иметь голливудские бицепсы.



Иллюстрация Михатла Златковского/zlatkovsky.ru













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Какие акции? Какой протест? На – обыщи!
27 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путинский официоз остался в середине 20-го века. В 1962 году можно было не рассказать в СМИ про Новочеркасский расстрел, благодаря чему страна об этом не узнала, а с советской властью ничего не случилось. В 1986-м медийный бойкот Чернобыля, пусть не сразу, но стал одним из ударов, которые в конечном итоге режим разрушили. Действовать подобным образом в 2017-м — значит совсем не понимать, который век на дворе. 
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.
Медиафрения. Малахольные
21 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Спешу поделиться радостной вестью: в России свобода слова – есть! И никакие усилия Кремля накинуть намордник на рты Дмитрия Киселева и его коллег не помешают им этот намордник немедленно сгрызть и тут же, выплюнув ошметки, продолжить нести слова правды населению. На минувшей неделе было объявлено, мол, Кремль передал приказ федеральным телеканалам прекратить поминать всуе имя Дональда нашего Трампа. «Трампа больше нет!» — такова была суть новой политики, объявленной кремлевскими цензорами. 
Медиафрения. Российская журналистика в легендах и перьях
14 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе случился большой урожай хороших новостей. Одну из них сообщил депутат Госдумы от «Единой России» Милонов во время крестного хода в поддержку передачи Исаакия Гундяеву. Милонов поделился с собратьями по русскому миру радостной вестью, объявив, что: «Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям».
Медиафрения. РУС ТВ: лгать, зомбировать и потешать
7 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Создатель Би-би-си сэр Джон Райт сформулировал миссию этой вещательной компании следующим образом: «Информировать, просвещать и развлекать». Ее главный принцип был изложен в Королевской хартии и «Руководстве для продюсеров» — это принцип беспристрастности. Во многом благодаря выполнению этой миссии и следованию этому принципу Би-би-си стала медийным флагманом цивилизации Запада. Би-би-си как первому в мире общественному вещателю в 2022 году исполнится сто лет, и за долгое время ее существования были случаи отступления от принципа беспристрастности, но всякий раз удавалось вернуться к этому принципу и к той миссии, которая была заложена при создании компании.
Медиафрения. Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!
31 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В период с 20 по 28 января 2017 года жители Центрального округа Москвы стали обращать внимание на странные звуки, доносившиеся из-за зубчатых стен Кремля. Сначала, особенно днем, они были еле слышны. В ночь с 20 на 21 января звуки стали слышнее, и стало ясно, что это песня, причем очень жалобная, и люди с хорошим слухом узнали мелодию Дунаевского и слова Рождественского в песне к кинофильму «Карнавал». Но голос был не актрисы Ирины Муравьевой, а совсем наоборот, мужской и немного гнусавый. Причем он скорее не пел, а призывно декламировал: «Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!».
Медиафрения. Трамп и расширение патриотического сознания
24 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В 60-х годах прошлого века в США на гребне левацко-анархической волны возникло увлечение психотропными веществами, в частности, тяжелым психоделиком ЛСД. Доктор Тимоти Лири, который считался ЛСД-гуру, активно пропагандировал практики «расширения сознания», его призыв к молодежи «Включайся, настройся, выпадай!» стал руководством к действию и основой жизненной программы для значительной части молодежи, вовлеченной в культуру хиппи и другие ветки движения «Новой эры».
Медиафрения. «В Америке гражданская война, доллар падает!»
17 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
О хорошем. Тут есть как минимум три новости. Во-первых, кончились наконец каникулы у главных российских телелжецов и они занялись любимым делом. В этом есть и хорошая сторона, поскольку ожидание неприятности порой хуже, чем сама неприятность. Помните историю про двух студентов, отличника и бездельника, живших в соседних комнатах в общежитии? Бездельник имел обыкновение, вернувшись с попойки за полночь, бросать в стену башмаки, сначала один, потом второй. Однажды у него после первого башмака внезапно проснулась совесть, и он решил второй башмак не бросать...