Культурное наследие
19 марта 2024 г.
Творец и власть. Трудности перевода

ТАСС

«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: “Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства”». Это цитата из «Правил жизни режиссера Кирилла Серебренникова», опубликованных журналом Esquire.

23.05.2017 власть ответила. На своем языке. В квартиру режиссера Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли люди в масках и провели обыски. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупных размерах». Суммы украденного называются разные: от 200 миллионов рублей до 35 миллионов долларов.

Источник в Минкульте РФ сообщил «Медузе», что все происшедшее — следствие прокурорской проверки, которая прошла в 2015 году по жалобам прокремлевских активистов из фонда «Искусство без границ». Представитель фонда Андрей Грознецкий очень возмущался и призывал «прекратить издевательство над классикой и моду на разврат», а также требовал лишать развратников бюджетного финансирования и давать государственные деньги только «настоящим художникам». В данный момент Грознецкий отрицает связь между обысками в «Гоголь-центре» и своим протестом против содержания спектаклей этого театра. Газета «Ъ» также считает, что люди в масках искали в театре и на квартире режиссера не аморалку, а деньги.

На сайте Следственного комитета написано, что «пока не установленными лицами из числа руководства АНО “7 студия” с 2011 по 2014 годы были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей». Конец цитаты.

Во время обысков к театру «Гоголь-центр» подтянулся православный активист Энтео с плакатом, где было написано требование наказать тех, кто порочит русское искусство, оскорбляет чувства и расхищает народное добро. Энтео очень радовался и объяснил собравшимся, что следующим будет руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.

Между миром, в котором живет режиссер Серебренников, и миром, в котором живут следователи, прокуроры, судьи и православные активисты, зияет бездонная пропасть.  Это пропасть между творцом и паразитами. Режиссер Кирилл Серебренников — один из тех, кого можно назвать гордостью современной русской культуры. Его фильмы и спектакли за последние полтора десятилетия получили все мыслимые отечественные и многие зарубежные премии, от «ТЭФИ» (получена в те годы, когда ее получать было еще не стыдно) до «Золотой маски» и премий Каннского кинофестиваля и «Кинотавра».

АНО «Седьмая студия» была создана режиссером Кириллом Серебренниковым на основе экспериментального актерско-режиссерского курса, набранного им в 2008 году в Школе-студии МХАТ. На бюджетные деньги, которые были выделены, «Седьмая студия» создала несколько десятков спектаклей. Некоторые из них тоже отмечены профессиональными премиями. В понимании следователей и православных активистов эти деньги «похищены».

Вина Кирилла Серебренникова в глазах российских следователей, судей и православных активистов доказана задолго до суда. Она в том, что режиссер Кирилл Серебренников, во-первых, эталонный либерал, а во-вторых, эталонный российский патриот. Такое сочетание в современной России не прощается. Поскольку если ты участвуешь во всех протестных акциях последних лет и подписываешь все письма против «закона подлецов», преследования Бахминой, «Пусси Райот» и т.д., как это делает режиссер Серебренников, то ты должен немедленно валить в свою Америку. А если ты этого не делаешь, то тебе место в тюрьме. И совершенно неважно, за что ты туда будешь отправлен, за оскорбление чувств или за похищение бюджетных средств.

В мире, в котором живут российские следователи, прокуроры, чиновники и православные активисты нормально и правильно, когда государственная «Роснефть» путинского приятеля Сечина закупает икорницы по 83 тысячи рублей за штуку и вилочки по 11 тысяч за штуку. В мире, в котором живут все эти добрые люди, невозможно представить себе обыски в доме Сечина, который, ничего сам не создав и не придумав, купил жене яхту за 8,6 миллиарда рублей и строит дом за 3,8 миллиарда рублей. Потому что Сечин со своими яхтами, домами, икорницами и вилочками, а также обслуживающими его следователями, прокурорами и православными активистами — по одну сторону пропасти, а режиссер Кирилл Серебренников со своими спектаклями и фильмами — по другую. И не будет между ними ни мостов, ни диалога, ни понимания.

 
Фото: Россия. Москва. 2 февраля 2017. Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников на пресс-конференции, посвященной планам театра на 2017 год. Вячеслав Прокофьев/ТАСС

 

 

 












  • Матвей Ганапольский: Российское общество называют крайне консервативным. В этом нет ни унижения, ни оскорбления — просто констатация.

  • Народные новости: Российская журналистка, ведущая шоу "60 минут" Ольга Скабеева... видит в новом девизе отсылку к рекордному росту числа гомосексуалистов-участников Олимпиады.

  • Yksy: Мне кажется, это как то разъяснять надо широко, столько проблем от того, что люди не знают как вести себя в подобной ситуации.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Гомофобия — оплот путинизма. Его главная духовная скрепа
28 ИЮЛЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Жительница Санкт-Петербурга потребовала увести детей-аутистов с детской площадки. Скабеева и ее «эксперты» заклеймили Олимпиаду в Токио как площадку для пропаганды ЛГБТ и радостно обсмеяли министра транспорта США, за то что он гей. Гомофобия как оплот режима и главная духовная скрепа Несколько миллионов просмотров набрало видео о том, как в Петербурге супруга предпринимателя Наталья Липская выгоняла с детской площадке детей-аутистов из центра «Какая разница». «Детей уводите отсюда… Больные дети должны…» — командным голосом диктует «хозяйка жизни».
Прямая речь
28 ИЮЛЯ 2021
Матвей Ганапольский: Российское общество называют крайне консервативным. В этом нет ни унижения, ни оскорбления — просто констатация.
В СМИ
28 ИЮЛЯ 2021
Народные новости: Российская журналистка, ведущая шоу "60 минут" Ольга Скабеева... видит в новом девизе отсылку к рекордному росту числа гомосексуалистов-участников Олимпиады.
В блогах
28 ИЮЛЯ 2021
Yksy: Мне кажется, это как то разъяснять надо широко, столько проблем от того, что люди не знают как вести себя в подобной ситуации.
«Сегодня хоронят Жванецкого». Чушь. Как его похоронишь?
9 НОЯБРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Михаил Жванецкий. Поколение моего отца. Когда Усатый сдох, им всем около двадцати. Студенты. Впереди новая жизнь. Они не шагали по Москве. По Москве шагали следующие, что на десять лет моложе. Те, которые в начале пятидесятых еще дети. А эти осторожно выглянули в приоткрывшуюся дверь. Увидели солнце, почувствовали ветер на лице, на какое-то время поверили, что их ждет прекрасное будущее. А в итоге всю жизнь прожили в гнилом зловонном болоте. Бескрайнем, тоскливом и беспросветном. Их отцы (поколение моего деда) были хохмачами. Такая вот почти истеричная реакция на страх. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2020
Алёна Солнцева: Жванецкий сразу претендовал на некую картину мира. Это было заметно и когда его исполнял Райкин, и когда он читал свои тексты сам. 
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2020
Коммерсант: В условиях пандемии коронавируса COVID-19 прощание будет закрытым. Место похорон назовут после церемонии прощания.
В блогах
9 НОЯБРЯ 2020
Виталий Портников: Со Жванецким окончательно уходит и то, что мы привыкли называть одесской культурой юмора - то, что на самом деле было еврейской традицией...
Собор устоял. Цивилизация – тоже
16 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Мне представляется, что реакция общественности на пожар Собора Парижской богоматери должна быть подвергнута подробному социо-культурному анализу. Очень интересно было бы узнать мнение компетентных ученых, почему вдруг архитектурный и исторический памятник в центре французской столицы оказался столь важным для огромного числа людей. Важным до такой степени, что перспективу его потери трагически восприняли даже те, кто, может быть, знаком с этим архитектурным шедевром только по фотографиям и художественным произведениям. Апокалиптические настроения в русском сегменте Фейсбука царили до той самой минуты, пока не выяснилось, что самых страшных последствий ужасного пожара удалось избежать...
Прямая речь
16 АПРЕЛЯ 2019
Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...