Что делать?
21 января 2022 г.
Дорога в никуда
11 ЯНВАРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Дайджест по материалам прессы.

У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее сообщение:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.
Пациенты умирают от рук таких врачей.
Здания разрушаются от рук таких инженеров.
Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации».

 

Кризис школьного образования и социал-дарвинизм

В списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1%. Выше России – Болгария, Хорватия, Румыния. Алжир, Мавритания. Рядом с Россией – Парагвай, Таджикистан. Тринидад и Тобаго.

Высокое место по уровню знаний мы исторически занимаем, начиная с конца 1950-х годов. Но с того момента Россия, пятясь назад по уровню образования, с 3-го места в мире, которое занимала, опустилась до 33-го (Аганбегян А. Г. // Экономические стратегии. 2017. № 3).

Реформа образования в России в последние десятилетия строилась вокруг мировоззренческой установки, лучше всего выраженной бывшим министром образования А. Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

В плоть российского общества внедряется социал-дарвинизм, система образования в России перестаёт быть гуманитарной, человечной, все сильнее строится на принципах жесткого отсева и отбора: к высшему образованию будут допущены только сильнейшие, конкурентоспособные и платёжеспособные. Мер, которые позволили бы успешно развиваться школьникам с особыми наклонностями, не принимается.

ТАСС

Результаты кризиса в системе образования предсказуемы. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Ребенок должен просто выбрать один из четырех вариантов ответа. Так экзаменуют и на ЕГЭ, и на промежуточных контрольных работах в процессе обучения. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезет. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми

Учителя в России не являются высокооплачиваемыми уважаемыми специалистами, как в Финляндии. В государственных школах это чаще всего посредственности, заваленные отчетностью, чья нищенская зарплата зависит от отношения к ним руководства. Они с готовностью исполняют противозаконные указания, например, предупреждают школьников  не ходить на митинги сторонников Навального. Безропотно участвуют в избирательных комиссиях, послушно делают вбросы бюллетеней и подделывают фальшивые  протоколы.



По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рособрнадзором, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают! «Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, — рассказывает бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение».

За последние годы в стране закрыто более 25 тыс. школ, 8,5 тыс. больниц и 5 тыс. поликлиник. Такие меры ведут к тому, что малые города и села просто брошены на произвол судьбы и вымирание. Это говорит о том, что существующая система государственного образования себя дискредитировала и уверенно идет к общему краху, уступая место частным школам. А все ли имеют возможность устроить своего ребенка в частную школу, за учебу в которой необходимо платить огромные деньги? Безусловно, НЕТ! Тестирование выпускников школ показывает удручающую картину.

Школы должны приносить прибыль!

Падение цен на нефть, гонка вооружений, вывоз олигархами миллиардов в развитые страны и как следствие недостаток бюджетных средств заставили путинскую клику потребовать, чтобы школы перешли на самоокупаемость. Подготовленыы программа школьной реформы и проект нового закона о платном школьном образовании.

Все школы предполагается разделить по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. Базовые предметы пока останутся бесплатными в необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию.

Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму. Будут введены так называемые платные профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Российские школы превратятся  в некие организации, приносящие прибыль властвующим казнокрадам.

Введение платных школ с 2017 года было отложено в связи с президентскими выборами. Впрочем, отложено на год-полтора. Ясно одно: нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало. Напомним, что в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре школьное образование бесплатное!

Отток детей в частные школы

Вместе с тем интерес состоятельных людей к частным школам и репетиторству подтверждает факт тяжелого кризиса государственной системы образования. Она себя дискредитировала и движется к полному краху. Об этом говорят общественники, эксперты и сами учителя.

 В 2017 году продолжается отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Устаревшие замшелые методы обучения, консервативный подход к совершенно новым детям с иными целями и запросами – это заставляет неравнодушных родителей искать для детей альтернативные формы обучения. Главным препятствием на этом пути является стоимость обучения. Многим просто не по карману отдать ребенка в частную школу и даже нанять репетитора. И все равно популярность и того, и другого огромна.

ЕГЭ

ЕГЭ не учитывает особенности умственного устройства детей,  предъявляя ко всем предельно жесткие одинаковые требования. Но ведь есть люди, склонные к математике и точным наукам, а есть прирожденные гуманитарии! И не факт, что будущему прекрасному хирургу потребуется знание тригонометрии. Мы уже отмечали, что в Финляндии, чье школьное образование признано лучшим, оценок не выставляют вообще, а преподаватели, работая с каждым школьником индивидуально, дают им разные по трудности задания. Система ЕГЭ жестко отсекает школьников определённого склада, вовсе не глупых и бесталанных, и ввергает детей в состояние стресса, не оставляя права на ошибку.

ТАСС

Согласно исследованию экспертных мнений, проведённому Центром научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 г., с введением ЕГЭ существенно снизился уровень подготовки школьников и студентов, эффективность системы образования в целом упала более чем в два раза. Красноречиво об этом свидетельствуют и результаты последних школьных олимпиад: в международном зачёте количество медалистов среди российских школьников резко снизилось. Таким образом, лучшие российские школьники стали сильно уступать своим сверстникам из других стран. Это весьма информативный и тревожный показатель, который говорит, конечно, не об отсутствии рвения и талантов у ребят, а о кризисе системы их подготовки. 

Разве в образовании человека получение знаний — главное? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?! В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол творцов и изобретателей! Сами знания не дают абсолютно ничего, если нет возможности применить их с пользой. Умный человек отличается от глупого не количеством  знаний (человек, который много знает, не всегда является умным — часто он всего лишь просто эрудированный), а умением находить нужные знания и применять их с пользой и эффективностью.

Задача обучения не вбить в голову ребенку кучу всякой ерунды (хотя и это тоже), а повысить его культурный и интеллектуальный уровень до приемлемых для общества величин. Именно приемлемых для общества. Нужно было обществу в 60-х годах освоение космоса — так кружки юного техника и юного радиолюбителя были чуть ли не в детских садиках. А потом обществу вдруг потребовались гуманитарии, последствия этого мы сегодня и наблюдаем. А студенты маленькой  Голландии и Китая, который еще недавно был неграмотной аграрной страной, строят роботов и проводят серьезные исследования. А что делает большинство наших студентов? И не надо говорить, что мы занимаем первые места в олимпиадах по программированию. 5-6 человек, которые составляют команду-победителя — это очень мало в масштабах нашей страны. Это практически ничего. И еще интересно, сколько из них после окончания ВУЗа останутся работать в России?

ТАСС

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Философ Г. Спенсер решительно заявлял: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку — схоластику. Это особенно видно в наш информационный  век, когда любые уже известные и необходимые данные можно найти в интернете. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для/ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

Еще в середине 1960-х годов россиян поражали отличия экзаменов в вузах Чехословакии и России. У нас студент должен был вызубрить несколько десятков  фактов и формул, написать их на доске по требованию экзаменатора и получить оценку. В Чехословакии экзамен по такому  предмету, как «усилители радиоприемников» длился целый день. Можно было пользоваться учебниками и справочниками. Но студент получал реальную задачу, например, спроектировать каскад радиоприемника под заданные параметры. Рассчитать необходимые параметры и  выбрать элементы, создать принципиальную схему и даже предложить, как создать плату  каскада «в металле». По сути, от него требовали знаний, которые потребуются ему, когда он будет работать в КБ.

Попытки перенять опыт чехов в СССР тогда с треском провалился, студентов, призывающих к реформе, – наказали. Но и сегодня в наших школах и вузах, в отличие от развитых стран, нет желания обучить молодых практике применения полученных знаний. Вызубрил, сдал и забудь!


Фото: 1. Игорь Евдокимов/Интерпресс/ТАСС, 2. Александра Мудрац/ТАСС, 3. Кадр видеосъемки регистратора на избирательном участке в Н. Новгороде (2016г.)/Youtube.com, 4. Артем Геодакян/ТАСС, 5. Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».
Борьба с коррупцией в Канаде
15 ЯНВАРЯ 2022 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Уровень коррупции в любой стране тесно связан с господствующими в обществе отношениями, с принятыми в нем порядками и обычаями, с характером режима власти. Там, где в условиях политической конкуренции правящая партия вынуждена добиваться роста жизненного уровня населения, там коррупция объективно властям мешает. Им приходится с ней реально бороться, как борются с ней в Канаде. Но там, где коррупционные доходы служат клеем, скрепляющим вертикаль авторитарной власти, там редкие процессы над коррупционерами служат лишь декорацией, скрывающей истинную природу авторитарного режима. Однако нам уже сегодня полезно знать об успешном опыте борьбы с коррупцией в демократических странах. Придет время, когда Россия свернет на европейский путь развития. И этот канадский опыт нам пригодится.
Как шведы борются с коррупцией, с «капитализмом для своих»
29 ДЕКАБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Коррупция — одно из главных препятствий на пути устойчивого развития страны. Она тормозит рост экономики, подрывает доверие к государству, отрицательно сказывается на демократических институтах и благосостоянии людей, деморализует общество. Власти практически всех стран декларируют свою борьбу с коррупцией. Однако реалии выглядят по-разному. В демократических странах, где есть реальная конкуренция и соперничество различных политических партий, коррупция воспринимается властью как угроза.
Есть ли лекарство от авторитарной власти?
6 ДЕКАБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли считать нас европейцами? Если судить по цвету кожи, то да. Но если судить по обычаям, по правилам жизни, то вряд ли. Ни политических свобод, ни конкуренции партий, ни реального разделения властей в России нет. Да и по опросам очень мало россиян знают, что такое система сдержек и противовесов во власти. А европейцы знают и используют… Обратимся к истории. Чем отличались индейцы доколумбовой эпохи от европейцев? Индейцы не знали колеса, повозок. Грузы на ослов вьючили. Да и письменности толком у них не было, десятичного исчисления не знали. А дворцы и пирамиды строили…
Еще раз о пользе разделения властей
6 ДЕКАБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Опросы граждан свидетельствуют, что подавляющее большинство россиян не понимают сути такого лекарства от автократии, как система сдержек и противовесов во власти, как настоящее, а не фиктивное разделение властей. Возможно эта статья кому-то пойдет на пользу Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти во всех современных демократических государствах. Главная цель разделения властей — не допустить монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к нарушению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается...
На пороге перехода… К чему?
5 НОЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
По данным Forbs, 55 российских миллиардеров хранят свои деньги в офшорах, в местах, недоступных российской власти. В Лондоне сегодня живут примерно 250 тыс. семей богатых выходцев из России, которые ничем не ограничены в расходах вывезенных денег. А широкие слои россиян находятся в положении жителей колонии, из которой соотечественники-колонизаторы выкачивают капиталы и переезжают жить в комфортные страны Запада. Там у них теперь место хранения заначки или общака. Можно ли представить себе нечто подобное при советской власти? А в период царствовании Ивана Грозного? 
Еще немного о финской школе
17 ОКТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
В последние два десятилетия финская школа привлекает к себе пристальное внимание педагогов и ученых из разных стран. Финские школьники регулярно показывают очень высокие результаты международного тестирования. Не является исключением и Россия. Здесь в последнее время опубликовано множество материалов, посвященных финскому образованию. Остановимся на некоторых его аспектах. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни.
Эстония. Реформа образования
14 ОКТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
По результатам международного теста для школьников PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год, который проводится раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, Эстония заняла среди 79 стран 4 место по естественно-научной грамотности, 5 – по читательской и 8 – по математической. Выше нее нет ни одной европейской страны – только Китай, Сингапур, Макао, Гонконг, Тайвань и Япония. Россия заняла 33, 31 и 30 места, соответственно. Показатель неуспеваемости у эстонских школьников, определенный тем же тестированием, самый низкий в Европе.
Надежды юношей питают
23 СЕНТЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что нас всех ждет? Мировая война с ядерными бомбардировками, конец человечества? Или люди сумеют обуздать свой природный инстинкт борьбы с соседями за территорию и смогут весь мир сделать похожим на ЕС? А что ждет россиян? Представляется, что рано или поздно многим россиянам жить в нищете и бесправии станет невыносимо, народ взбунтуется и потребует перемен. Такова логика развития цивилизации. А нам  полезно сознавать, на каком уровне развития находится российское общество и что предстоит сделать, чтобы наша жизнь стала  достойной.
Финляндия. Сравним и сделаем выводы
14 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Финляндия – небольшая страна, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Мурманской областями и Республикой Карелия. Финляндия находилась в составе России с 1809 по 2017 год. Население Финляндии – 5,5 миллионов человек – сосредоточено в основном в южных и центральных частях страны. Внутренний валовый продукт (ВВП) Финляндии по номиналу составляет 48810 дол. (15 место в мире), по паритету покупательной способности (ППС) 50748 дол. (21 место).

 

Материалы по теме

Возражать не сметь! // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Как работает американская школа // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Нарастание противоречий и движение к кризису политической системы // ДМИТРИЙ ФУРМАН
Монахи научат детей семейной жизни // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Группа риска: новые горизонты // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Недорогое удовольствие // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Хогвартс по-русски // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
ЕГЭ по любви к Родине // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Поэтом можешь ты не быть... // АЛЕКСАНДР БУРОВ
Назад в будущее // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН