Что делать?
19 апреля 2024 г.
ОГЭ, ЕГЭ и другие

ТАСС

Недовольство состоянием школьного образования стало общим местом в современном российском обществе. Недовольны преподаватели и учащиеся, ворчат родители, возмущаются журналисты и деятели культуры. Доволен только чиновник, в руках которого это образование оказалось. Поговорим об одной из причин этого недовольства.

С появлением ОГЭ и ЕГЭ, по крайней мере, начиная с 9 класса, школьные уроки в России полностью превращаются в процесс подготовки к этим экзаменам. Для учащихся процесс обучения начинает сводиться к посещению репетиторов, решению тестовых заданий, просмотру видео-уроков и т.д. Сам школьный урок, в котором должно происходить событие — встреча с мыслью, идеей или интуицией, то есть открытие нового — превращается в натаскивание на решение типовых огэшных и егэшных заданий. Потому что никаких других заданий, кроме типовых, эти экзамены не содержат и никаких требований к ученику, кроме соответствия установленному стандарту, не предъявляют. Как посоветовал преподавателям один методист на совещании: «Вы там объясните детям, где и какие слова нужно писать».

Даже такая вещь, как сочинение по литературе, превратилось в стандартную процедуру, требующую от ученика раскрытия некоей проблемы с помощью примеров, почерпнутых из литературных произведений. Вот и пытаются дети на уроках литературы набрать в копилку «аргументы» для сочинений, не вдумываясь в многосложность прочитанного. 

Уже с 5 класса траектория обучения выстраивается так, чтобы в итоге привести к максимальному баллу по ЕГЭ. Любой интерес к предмету подавляется мыслью о том, нужен ли этот предмет для ЭГЭ, и заботой о баллах, которые будут получены на экзамене.Успешная сдача государственного экзамена становится конечной целью всего процесса обучения. Ни у преподавателя, ни у ученика даже не возникает мысли о смысле и истинной ценности знания. 

У учеников не появляется увлеченности учёбой в том числе потому, что они не наблюдают серьезной связи между изучаемой программой и жизнью. Молодые люди убеждаются, что на школьных уроках жизнь, которая «бьет ключом», превращается в набор закостенелых фактов. Почти все люди, имеющие отношение к ЕГЭ, подтвердят, что у экзамена своя собственная логика, которая делит дисциплину как бы на два полюса: есть наука — например,  биология, — в которой существуют актуальные исследования, куча нерешенных вопросов, полярные точки зрения относительно одного и того же предмета; а есть ЕГЭ по биологии, где совершенно своё, заданное видение реальности, не предусматривающее наличие вопрошающего ума, где школьный предмет биология предстаёт как набор бесспорных фактов и утверждений.

ТАСС

Вспомним фразу Аристотеля: «Философия начинается с удивления». Эта формула справедлива для любой отрасли знания. Важнее всего то, что познание начинается с удивления перед внезапно открывшимися фактами. Но в рамках ЕГЭ никому дела нет до таких вопросов — нужно скорее дорешать тест и запомнить очередность типов заданий, чтобы дома перерешать сотни таких же типовых задач. Такой экзамен не требует ни творческих усилий, ни серьезных навыков критического мышления, ни высокой эрудиции. 

В результате ребенок оказывается в ситуации, когда учеба занимает всю жизнь и при этом знаний в голове не остается, информация не систематизируется, ребенок ею не пользуется, почти сразу же после проверочной работы больше 70% материала забывается. Дети чувствуют, что они тратят огромное количество времени на процесс обучения, а знаний всё равно нет.

Слово «education» (образование) происходит от латинского «et-ducere» – «вести вперед». Образование – это то, что открывает учащимся дорогу в будущее, а преподаватель в такой картине мира должен представлять собой наиболее яркий образ проводника в это будущее. Он должен быть не ремесленником, знающим набор методов и приёмов, а тем, кто владеет искусством преподавательской деятельности, кто заражает учащихся своей личностью и своим отношением к окружающему. Между тем превращение школьного образования в систему натаскивания к ЕГЭ рождает тип «пресного» преподавателя, именно ремесленника, которому не нужен блеск в глазах ученика, но который не меньше ученика озабочен баллами, которые будут получены на государственном экзамене.

ТАСС

Вы скажете: а, так это очередной выпад против ЕГЭ, какие, не смолкая, звучали лет 5–7 назад, но примолкли к сегодняшнему дню. Нет, не так. ОГЭ и ЕГЭ нуждаются в совершенствовании, их можно и нужно развивать и совершенствовать. Но зло не в них самих. Зло в том чиновничьем подходе к ним, который превратил результаты этих экзаменов в главный критерий оценки деятельности школы. Именно по этим результатам определяется рейтинг школы начальством. Поэтому и школа оказывается озабочена в первую очередь баллами, которые получат её выпускники. А значит, зачем брать в десятый класс ученика, увлечённого химией, биологией или историей, если у него не всё благополучно с математикой? От греха подальше. 

И учитель тоже хорошо знает, что его работу будут оценивать по результатам государственного экзамена, даже его зарплата будет зависеть от этого. Поэтому если этот учитель не наделён редким сегодня ощущением миссии, для которой он предназначен, если он не ощущает своего призвания, он неминуемо становится винтиком в механизме подготовки к ЕГЭ, в который превратилась школа. Удивительно актуальным оказывается в наши дни принадлежащее В. В. Розанову сравнение школы с «интенсивно работающей фабрикой под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими». А ведь сравнению этому более ста лет. И этот «государственный рабочий» будет большую часть времени на уроке натаскивать на решение стандартных задач, а затем ещё оставлять детей на дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. И ты попробуй не останься!

ТАСС

Понятно, что эта сосредоточенность на готовых истинах и стандартных ответах создаёт непроходимый барьер между школой и живой жизнью за её порогом. Мы всё твердим, что школа должна готовить своих выпускников к жизни за её пределами. Но нет ничего более оторванного от этой жизни с её противоречиями, проблемами и неизбежностью выбора, чем современное российское учебное заведение. Какой выбор, между чем и чем, если истина однозначна и от тебя требуется умение соответствовать установленным стандартам?

Наша школа окончательно перестала быть местом социализации, превратившись в «особо охраняемый режимный объект», откуда после окончания уроков дети хотят поскорее сбежать на свободу, как на «дембель». Выход с детьми за школьный порог превратился в почти неразрешимую задачу для преподавателя. Любая экскурсия, любая поездка за несколько кварталов от школы требует такого количества бумаг, сопровождается такими бюрократическими ухищрениями, что учитель в конце концов машет рукой и зарекается в следующий раз проявлять инициативу. Как и с подготовкой к государственным экзаменам, так и здесь школа озабочена не образованием и развитием учащихся, а тем, чтобы снять с себя всякую ответственность перед детьми и их родителями.

Если пытаться сформулировать суть процессов, происходящих сегодня в российской школе, то слово «омертвление» станет самым точным их определением. «Мёртвый хватает живого», хватает на самом пороге жизни.

1. 06.07.2020. Сдача ЕГЭ по русскому языку в гимназии №183 в Казани. Егор Алеев/ТАСС
2. 10.07.2020. Россия. Екатеринбург. Школьники перед началом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике в школе №65. Из-за пандемии коронавирусной инфекции единые государственные экзамены в 2020 году проводятся позднее, чем обычно, с 3 по 25 июля, и сдают их только те выпускники, которые планируют поступать в вузы. Экзамены проходят очно, но с соблюдением мер против распространения коронавируса. Донат Сорокин/ТАСС
3. 10.07.2020. Россия. Иваново. Сдача ЕГЭ по математике в школе №8 в Иваново. Владимир Смирнов/ТАСС
4. 10.07.2020. Россия. Сдача ЕГЭ по математике в школе №1571 в Москве. Александр Щербак/ТАСС












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».