Что делать?
24 июня 2021 г.
ОГЭ, ЕГЭ и другие

ТАСС

Недовольство состоянием школьного образования стало общим местом в современном российском обществе. Недовольны преподаватели и учащиеся, ворчат родители, возмущаются журналисты и деятели культуры. Доволен только чиновник, в руках которого это образование оказалось. Поговорим об одной из причин этого недовольства.

С появлением ОГЭ и ЕГЭ, по крайней мере, начиная с 9 класса, школьные уроки в России полностью превращаются в процесс подготовки к этим экзаменам. Для учащихся процесс обучения начинает сводиться к посещению репетиторов, решению тестовых заданий, просмотру видео-уроков и т.д. Сам школьный урок, в котором должно происходить событие — встреча с мыслью, идеей или интуицией, то есть открытие нового — превращается в натаскивание на решение типовых огэшных и егэшных заданий. Потому что никаких других заданий, кроме типовых, эти экзамены не содержат и никаких требований к ученику, кроме соответствия установленному стандарту, не предъявляют. Как посоветовал преподавателям один методист на совещании: «Вы там объясните детям, где и какие слова нужно писать».

Даже такая вещь, как сочинение по литературе, превратилось в стандартную процедуру, требующую от ученика раскрытия некоей проблемы с помощью примеров, почерпнутых из литературных произведений. Вот и пытаются дети на уроках литературы набрать в копилку «аргументы» для сочинений, не вдумываясь в многосложность прочитанного. 

Уже с 5 класса траектория обучения выстраивается так, чтобы в итоге привести к максимальному баллу по ЕГЭ. Любой интерес к предмету подавляется мыслью о том, нужен ли этот предмет для ЭГЭ, и заботой о баллах, которые будут получены на экзамене.Успешная сдача государственного экзамена становится конечной целью всего процесса обучения. Ни у преподавателя, ни у ученика даже не возникает мысли о смысле и истинной ценности знания. 

У учеников не появляется увлеченности учёбой в том числе потому, что они не наблюдают серьезной связи между изучаемой программой и жизнью. Молодые люди убеждаются, что на школьных уроках жизнь, которая «бьет ключом», превращается в набор закостенелых фактов. Почти все люди, имеющие отношение к ЕГЭ, подтвердят, что у экзамена своя собственная логика, которая делит дисциплину как бы на два полюса: есть наука — например,  биология, — в которой существуют актуальные исследования, куча нерешенных вопросов, полярные точки зрения относительно одного и того же предмета; а есть ЕГЭ по биологии, где совершенно своё, заданное видение реальности, не предусматривающее наличие вопрошающего ума, где школьный предмет биология предстаёт как набор бесспорных фактов и утверждений.

ТАСС

Вспомним фразу Аристотеля: «Философия начинается с удивления». Эта формула справедлива для любой отрасли знания. Важнее всего то, что познание начинается с удивления перед внезапно открывшимися фактами. Но в рамках ЕГЭ никому дела нет до таких вопросов — нужно скорее дорешать тест и запомнить очередность типов заданий, чтобы дома перерешать сотни таких же типовых задач. Такой экзамен не требует ни творческих усилий, ни серьезных навыков критического мышления, ни высокой эрудиции. 

В результате ребенок оказывается в ситуации, когда учеба занимает всю жизнь и при этом знаний в голове не остается, информация не систематизируется, ребенок ею не пользуется, почти сразу же после проверочной работы больше 70% материала забывается. Дети чувствуют, что они тратят огромное количество времени на процесс обучения, а знаний всё равно нет.

Слово «education» (образование) происходит от латинского «et-ducere» – «вести вперед». Образование – это то, что открывает учащимся дорогу в будущее, а преподаватель в такой картине мира должен представлять собой наиболее яркий образ проводника в это будущее. Он должен быть не ремесленником, знающим набор методов и приёмов, а тем, кто владеет искусством преподавательской деятельности, кто заражает учащихся своей личностью и своим отношением к окружающему. Между тем превращение школьного образования в систему натаскивания к ЕГЭ рождает тип «пресного» преподавателя, именно ремесленника, которому не нужен блеск в глазах ученика, но который не меньше ученика озабочен баллами, которые будут получены на государственном экзамене.

ТАСС

Вы скажете: а, так это очередной выпад против ЕГЭ, какие, не смолкая, звучали лет 5–7 назад, но примолкли к сегодняшнему дню. Нет, не так. ОГЭ и ЕГЭ нуждаются в совершенствовании, их можно и нужно развивать и совершенствовать. Но зло не в них самих. Зло в том чиновничьем подходе к ним, который превратил результаты этих экзаменов в главный критерий оценки деятельности школы. Именно по этим результатам определяется рейтинг школы начальством. Поэтому и школа оказывается озабочена в первую очередь баллами, которые получат её выпускники. А значит, зачем брать в десятый класс ученика, увлечённого химией, биологией или историей, если у него не всё благополучно с математикой? От греха подальше. 

И учитель тоже хорошо знает, что его работу будут оценивать по результатам государственного экзамена, даже его зарплата будет зависеть от этого. Поэтому если этот учитель не наделён редким сегодня ощущением миссии, для которой он предназначен, если он не ощущает своего призвания, он неминуемо становится винтиком в механизме подготовки к ЕГЭ, в который превратилась школа. Удивительно актуальным оказывается в наши дни принадлежащее В. В. Розанову сравнение школы с «интенсивно работающей фабрикой под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими». А ведь сравнению этому более ста лет. И этот «государственный рабочий» будет большую часть времени на уроке натаскивать на решение стандартных задач, а затем ещё оставлять детей на дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. И ты попробуй не останься!

ТАСС

Понятно, что эта сосредоточенность на готовых истинах и стандартных ответах создаёт непроходимый барьер между школой и живой жизнью за её порогом. Мы всё твердим, что школа должна готовить своих выпускников к жизни за её пределами. Но нет ничего более оторванного от этой жизни с её противоречиями, проблемами и неизбежностью выбора, чем современное российское учебное заведение. Какой выбор, между чем и чем, если истина однозначна и от тебя требуется умение соответствовать установленным стандартам?

Наша школа окончательно перестала быть местом социализации, превратившись в «особо охраняемый режимный объект», откуда после окончания уроков дети хотят поскорее сбежать на свободу, как на «дембель». Выход с детьми за школьный порог превратился в почти неразрешимую задачу для преподавателя. Любая экскурсия, любая поездка за несколько кварталов от школы требует такого количества бумаг, сопровождается такими бюрократическими ухищрениями, что учитель в конце концов машет рукой и зарекается в следующий раз проявлять инициативу. Как и с подготовкой к государственным экзаменам, так и здесь школа озабочена не образованием и развитием учащихся, а тем, чтобы снять с себя всякую ответственность перед детьми и их родителями.

Если пытаться сформулировать суть процессов, происходящих сегодня в российской школе, то слово «омертвление» станет самым точным их определением. «Мёртвый хватает живого», хватает на самом пороге жизни.

1. 06.07.2020. Сдача ЕГЭ по русскому языку в гимназии №183 в Казани. Егор Алеев/ТАСС
2. 10.07.2020. Россия. Екатеринбург. Школьники перед началом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике в школе №65. Из-за пандемии коронавирусной инфекции единые государственные экзамены в 2020 году проводятся позднее, чем обычно, с 3 по 25 июля, и сдают их только те выпускники, которые планируют поступать в вузы. Экзамены проходят очно, но с соблюдением мер против распространения коронавируса. Донат Сорокин/ТАСС
3. 10.07.2020. Россия. Иваново. Сдача ЕГЭ по математике в школе №8 в Иваново. Владимир Смирнов/ТАСС
4. 10.07.2020. Россия. Сдача ЕГЭ по математике в школе №1571 в Москве. Александр Щербак/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Послание народу России от ведущих учёных-экономистов страны и мира
6 МАЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, сообщество экономистов, работающих в ведущих университетах России и за ее пределами, крайне обеспокоены траекторией развития Российской Федерации в последние годы. Мы считаем, что политические репрессии, отсутствие сменяемости власти и политической конкуренции уже привели к катастрофическим последствиям для российской экономики и дорого обойдутся ей в ближайшие годы. Мы требуем освободить Алексея Навального и прекратить незаконное преследование его сторонников и участников мирных протестных акций.1. «Потерянное десятилетие» – отсутствие экономического роста в 2010-х годах и угроза еще одного потерянного десятилетия – это невосполнимое экономическое отставание на многие годы вперед...
Гири на ногах россиян
8 МАРТА 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Если опросить прохожих, зачем политическая конкуренция нужна лично им, то большинство затруднится с ответом. Ведь живем же мы фактически без нее, оппозиция в Госдуме – фикция, россияне в подавляющем большинстве в деятельности политических партий не участвуют, надеются на доброго царя-президента. И почти никто не связывает болезнь, поразившую наше общество – повальную коррупцию – с отсутствием в Госдуме и региональных парламентах реальной оппозиции. Но действительно, может ли политическая конкуренция стать лекарством от этой заразы – коррупции?
Разговор за праздничным столом. О прозрачности доходов и оттоке капитала из России
24 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как обычно, 23 февраля друзья собрались за праздничным столом. С женами. Выпили, закусили и ударились в политику… Первым начал Лева. Он всегда старается ухватиться за главное. Вот и на этот раз его вопрос — прямо в десятку: Лев, физик: Господа! Мы с женой, еще до этой пандемии, в Финляндию к знакомым ездили. Пока туда пускали. И немало удивились. Вот где люди богато живут! Простые граждане, не тузы, не олигархи! Я даже не поленился и потом из Википедии цифры выудил. Оказалось, что у финнов уровень оплаты труда в пять раз выше, чем у россиян! И это примерно при тех же ценах и на еду, и на квартиры. А образование бесплатное, причем лучшее в мире! У финнов средняя зарплата 3400 долларов в месяц, а у нас всего 630! Хотя залежей газа и нефти в Финляндии нет. Почему такая разница?
О роли личности самодержца
18 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Массовые демонстрации в поддержку Алексея Навального, беспредел силовиков, задержание тысяч протестующих, судебные процессы над ними — все это свидетельствует о том, что в России сохраняется исторически сложившаяся форма власти — самодержавие. Диктатура, при которой властитель несет ответственность только перед самим собой за все свои дела и прегрешения. А страна — его большое имение. В развитых странах президентом или премьером народ выбирает политиков и экономистов, цель которых экономическое и культурное развитие страны. И реализуют эти лидеры свои полномочия в рамках разделения властей, системы сдержек и противовесов, когда исполнительная власть контролируется избранниками народа. В постсоветских странах все устроено иначе.
С Ельциным нам повезло!
3 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Людям всегда нужен вожак, лидер. Мы же существа стадные. Но лидер может завести свой народ в болото нищеты, вооружив при этом армию ядерным оружием, как сделал это в Северной Корее Ким Чен Ин. А может, как Ли Кван Ю, привести народ Сингапура к высочайшему уровню жизни населения. Ленин и Сталин затащили нас в болото административно-командной системы, а Ельцин вывел Россию к рынку, к конкуренции – двигателю прогресса. Встань во главе России Зюганов, Лигачев или Романов, мы бы до сих пор барахтались в советской трясине. Нам действительно повезло с Ельциным!
Фашизм – угроза всему человечеству
2 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Путин в своей недавней on-line речи в Давосе в дипломатической форме повторил свою прежнюю угрозу погубить человечество, которое, по его мнению, без российской империи просто не должно сохраниться. Есть вероятность, что он действительно может дать приказ о начале процедуры самоубийства, ведь имеющихся в его распоряжении запасов ядерного оружия хватит на то, чтобы много раз уничтожить все живое на Земле.  А инстинктивная готовность подчиненных выполнить приказ начальства и нажать кнопку — поразительна. Те, кто смотрел на YouTube видеоролик «4 Случая, когда человечество едва не уничтожили», это видели.
Застенчивые сторонники Трампа и застенчивые единороссы: общее и различия
8 ДЕКАБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
После выборов в США заговорили о таком явлении, как застенчивые (shy) сторонники Трампа. Нет, конечно, многие избиратели-республиканцы ведут себя сейчас очень активно. Но социологи выявили и небольшую группу тихих и скрытых.  В связи с этим вспоминаются выборы последних лет у нас, когда выдвиженцы «Единой России» старались не афишировать принадлежность к своей партии. Общее в обоих случаях налицо: речь идет о правящей партии, представитель которой является президентом страны. Посмотрим, близки ли эти случаи и насколько.
Интересы лидеров. Китай и Россия
3 ДЕКАБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Мы понимаем, что уровень жизни зависит не только от нашего желания творить и усердно работать, но и от способности перенимать достижения других. Достижения в технике, в общественных отношениях, в правилах жизни — деньги, акционерные общества, парламентаризм, разделение властей, независимость суда… Но мы осознаем и роль личностей в истории: Сталина — в развязывании массового террора, Петра Первого — в европеизации России, Путина — в... Для любых форм модернизации важно лидерство. 
Единый день голосования в Америке. Экономно, оптимально и демократично. А в СНГ?
23 ОКТЯБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
3 ноября — день выборов президента США. Среди многочисленных особенностей у американских выборов есть одна, которая в России остается в тени, не вызывает вопросов и обсуждения. В этот день будет избираться не только президент! Будут переизбраны весь состав Палаты представителей, треть Сената, губернаторы в одиннадцати штатах, члены парламентов штатов в 86 из 99 верхних и нижних палат, члены верховных судов в 35 штатах, будут проведены штатные референдумы и много разнообразных местных выборов.
Можно ли жить достойнее?
18 ОКТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Речь идет не о богатстве предпринимателя, согласного дать взятку чиновнику ради своих привилегий на рынке, и не о доходах чиновника, готового оградить взяточника от конкурентов, а об уровне жизни простых россиян, повысить который можно, только блокируя такие сделки. Уровень жизни народа во все времена зависел от сложившихся в стране отношений власть имущих и простых людей.