Итоги года
05 декабря 2024 г.
Итоги года. Со мной все ясно



Предложение написать итоги года для «ЕЖа» сначала вызвало у меня некоторую растерянность. Писать о политике в российское издание мне показалось трудным, ведь я не был в России три с половиной года и не только российскую, будем считать, политику, но и вообще российскую жизнь больше не чувствую, а сделанные на большом расстоянии наблюдения постороннего человека вряд ли кому-то интересны. Но тут подоспели некоторые новости, которые я ощутил как касающиеся меня лично.

Сначала в последние дни декабря я послушал интервью с Сергеем Гуриевым, которое он к тому же дал моему собственному сыну в подкасте «Короче». Так вот, популярный экономист и уважаемый оппозиционер назвал людей, сомневающихся в способности России в короткий исторический срок встать на путь прогрессивного цивилизационного развития, русофобами. А в первые дни уже 2021 года тот же самый термин в отношении людей, имеющих взгляды, похожие на мои, употребил Дмитрий Быков. Так как Гуриев и Быков наверняка не сговаривались, то получается, что, во-первых, сам термин «русофоб» в российском оппозиционном мейнстриме приобрел не только право на существование, но и вполне уверенную, фундированную направленность, во-вторых, так теперь обозначают конкретную группу инакомыслящих не только кремлевские пропагандисты, но и адепты «прекрасной России будущего».

Вообще говоря, ничего особенно удивительного такой поворот событий для меня не содержал. Свою чужеродность по отношению к вышеупомянутому мейнстриму противников путинского режима я ощутил не один год назад. Если что-то меня и удивило, то это именно термин «русофоб», который к тому же прозвучал от назвавшего себя русофилом осетина Гуриева и любящего кокетничать своим еврейским происхождением Быкова. И именно этот термин простимулировал меня подвести итоги 2020-го, а может быть и не только, года, и объясниться.

Здесь же, в «ЕЖе», в 2014 году я опубликовал несколько колонок, где писал о том, что Российская Федерация полностью и окончательно вернулась к многовековой политике агрессии, захватов и оккупации по отношению к соседним странам и народам, что с неизбежностью не просто влечет, а требует закручивания гаек и подавления инакомыслия внутри. Все это и происходит самым естественным и закономерным в России образом, и для того, чтобы констатировать происходящее, даже необязательно там бывать. Вот что мне не кажется закономерным и естественным, так это то, что из обсуждения оппозиционной повестки дня вопросы оккупированных Россией территорий практически исчезли, много говорится о взаимоотношениях с США и старой Европой, а оккупированные территории Грузии, Молдовы, и даже Украины почти никто не вспоминает.

Грустно и очень симптоматично, что из разговоров не раз уже мною упомянутого мейнстрима исчезли такие слова, как Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Донбасс и даже Крым. Я позволю себе напомнить, что у России, конечно, всегда было темное прошлое, тяжелое настоящее и светлое будущее, но вопрос о том, предполагается ли нынешняя «прекрасная Россия будущего» соблюдающей не только собственное законодательство, но и международное право, по-прежнему актуален. И да, разумеется, Крым — не бутерброд с колбасой, но он представляет из себя пример законченной, государственной подлости, реального вероломства сталинско-гитлеровского стиля, потому что претензии на Крым в 1994 году Россия обменяла на украинский ядерный арсенал, гарантировав территориальную целостность Украины подписью собственного президента. Сделка была заключена, ядерное оружие из Украины увезли в Россию, и пока статус-кво по Будапештскому договору не восстановлен, любая Россия будущего останется клятвопреступником и международным подонком.

Конечно, и за эти рассуждения тоже меня можно называть русофобом, собственно, как я уже сказал, некоторое удивление вызвало не то, что меня так назвали, а тот, кто меня так назвал.

С другой стороны, я понимаю, что говорить друг другу приятные слова — занятие гораздо более привлекательное. Неслучайно, когда Гуриев выступал уже не в роли интервьюируемого, а сам брал интервью у Навального, он задавал ему только ласковые вопросы. А когда заметил, что Алексея Анатольевича не раз упрекали в этническом национализме, то удовлетворился ответом, что давно уже не упрекали. Помимо того, что упрекать в чем бы то ни было человека, которого все время судят, арестовывают, штрафуют, обливают зеленкой и, наконец, чуть ли не до смерти травят новичком, в принципе как-то не очень, глупо все время повторять одно и то же. Ну да. Навальный националист, это для меня привычный факт и, кстати говоря, не упрек, а констатация. Проблема совершенно не в том, что на свете существуют националисты, и даже не в том, что благодаря другим своим качествам, которые нелепо ставить под сомнение — политическому таланту, смелости, мужеству, обаянию, удаче, — Навальный стал безусловным лидером антипутинской оппозиции. Неглавная проблема в том, что заметные спикеры оппозиции тоже пытаются делать из своей аудитории дураков, утверждая, что он вообще не националист. А главная проблема в том, что оппозиция практически законченным образом стала именно и только антипутинской. В то время как для меня основным объектом противостояния является вовсе не Путин, а именно историческая Россия во всех ее модификациях, от Дмитрия Донского и Ивана III до нынешней без сколько-нибудь заметных перерывов.

Да, находясь далеко и не имея ни возможности, ни сильного желания посетить места моих детства и юности, я довольно отстраненно воспринимаю ругань в адрес своих не очень многочисленных единомышленников и самого себя. Да, то, что я теперь являюсь русофобом и для правящего, и для оппозиционного российского мейнстрима — это, скорее, забавный, чем какой-либо еще факт моей биографии. Я, разумеется, в наступившем году и вообще в этой жизни желаю всего наилучшего, прежде всего моим родным и близким, в том числе в России, но также и всем моим друзьям и знакомым, а среди моих российских друзей нет тех, кто так или иначе не противостоит ее нынешней власти. Но если что в этой сфере и является итогом года, так это ощущение того, что я многим из них не нравлюсь так же, как идеологам и теоретикам, окормляемым, во всех смыслах, со Старой площади. Ладно, я переживу.

Искренне ваш,

русофоб

Фото: pixabay.com

 












  • Максим Блант: Если суммировать итоги года, то самый неожиданный итог состоит в том, что коронавирус не закончился.

  • «Московский комсомолец»: Враг снаружи, и мы отлично подходим на его роль…

  • Глеб Яровой: Я думаю, это план на 2022 год (ну точно не позднее марта 2024 г.) - лишать гражданства за политические вщгляды. Можно даже автоматизировать процесс...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги-2021. Аресты, аресты, аресты — и ликвидации
11 ЯНВАРЯ 2022 // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
Прошлый год никак нельзя назвать скучным, события развивались динамично, правда, не в очень оптимистичном направлении. И на этот раз не только для независимых журналистов и оппозиционных политиков, но и для российских элит. Арест после неудавшегося побега Марины Раковой, вице-президента Сбербанка, бывшей замминистра просвещения, а затем и задержание ее мужа, разлученные с родителями маленькие дети — это новый уровень жестокости власти против своих же.
Итоги - 2021. Быть от России независимым либо дружественным. Вот в чем вопрос
9 ЯНВАРЯ 2022 // АРКАДИЙ ДУБНОВ
Начать надо за здравие, а за упокой, как водится, потом. Так вот, 2021-й, впрочем, как и 2020-й, был для постсоветского пространства, хотя бы для одной его части, ошеломительно удачен. Конечно, я имею в виду Туркмению. Только туда, в этот Аллахом спасаемый уголок мирового пространства, как нам сообщают, вот уже второй год, благодаря отчаянным пассам местного Аркадага (Покровителя по-туркменски), никакой штамм вражеского ковида так ни разу не залетел. Мы привыкли с жалостью относиться к городским сумасшедшим, может показаться, что и к мировому сумасшедшему так тоже можно. Но тут другое, этот людей травит и мучает уже 15 лет, а миру все нипочем…
Итоги 2021. Итоги окаянного года
9 ЯНВАРЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Радикальная зачистка страны: Навальный в тюрьме, его штабы и «Открытая Россия» МБХ ликвидированы, оба «Мемориала» уничтожены, «Яблоко» самоубилось, выборов больше нет. Кремль грозит войной и предлагает Западу капитулировать. Это все – подготовка. К чему? Ответ дает понимание того, к какому агрегатному состоянию вещества относится В.В. Путин. 2021 год – легкая добыча для подведения итогов. Все очевидно. Худший год для нормальных людей, год триумфа для подонков. Попробуем заглянуть за фасад этой очевидности и понять, что за процессы идут во власти и в обществе и к чему Путин готовит Россию. Об этом и о главном выводе, который можно извлечь из событий этого года, я скажу в конце.
Уроки 2021. «Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит»
8 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что принес нам 2021 год? Обычно авторы пишут об инфляции, о падении жизненного уровня простых граждан. О том, что историческая память народа власть предержащими целенаправленно уродуется и искажается. Из страны выдавлены миллионы критически мыслящих. Зато в редакциях российских СМИ музыку заказывают приспособленцы и негодяи. Многие наши сограждане уже пребывают в страхе и боятся выказывать свое отношение к авторитарной власти, к произволу силовиков и противоправным приговорам российских судов. Все это так, хотя, объективно, уровень доверия россиян к авторитарной власти упал и продолжает снижаться. В России неизбежно наступит время радикальных перемен.
Итоги-2021. Нисхождение во мрак
7 ЯНВАРЯ 2022 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Ничто явленное однажды не исчезает из мира. Это наглядно видно в России на событиях последнего времени. Уровень насилия, произвола и абсурдности происходящего в нашем социуме во многом напоминает обстановку позднесоветских лет. Налицо, впрочем, лишь сходство в атмосфере, в некоторых методах подавления инакомыслия. Нет в стране царящей коммунистической Идеологии с ее всепроницаемым цинизмом, превращавшим общество в царство мертвых. Однако когда умные головы говорят нынче, что мрак, обрушившийся на российское общество, достиг предела и вот-вот рассеется, они явно выдают желаемое за реальность.
Итоги - 2021. Интервью с собой
6 ЯНВАРЯ 2022 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Иногда на острые ответы решается только внутреннее «я».– Давайте о традиционном. Так каковы итоги? – Положим, про итоги все и так догадываются. Но я вам скажу такую вещь: в середине 90-х я спорил со своим товарищем, который прямо входил в самое горнило российской власти, причем не просто входил, а со своей идеей строительства нового государства. Я не хочу сейчас называть его фамилию, но только чтобы не переключать внимание на личность. Главное, о чем был спор. На мой взгляд, и я ему об этом говорил, уже тогда началось скольжение от высокой планки ожиданий, порожденных антикоммунистическим переворотом августа 1991 года, куда-то вниз. И в принципе все с этим наблюдением соглашались...
Итоги - 2021. Россия – Украина – США: ультиматум или запрос?
5 ЯНВАРЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Проблема России, влияющая на принятие как стратегических, так и в определенной степени тактических внешнеполитических решений, в том числе и по украинскому вопросу, заключается в разрыве между официальными приоритетами и общественными настроениями, который будет усиливаться в связи со сменой поколений. И ситуация в российском обществе отличается как от Востока, так и от Запада. В Китае и Индии очевиден взлет национализма, оформившийся, соответственно, при Си Цзиньпине и Нарендре Моди. Основой национализма в этих странах является экономический рост, в числе бенефициаров которого – образованная молодежь, ориентированная на ценности самореализации и при этом укрепление позиций своей страны в мире.
Итоги-2021. Что было, что будет и чем сердце успокоится?
4 ЯНВАРЯ 2022 // ЛЕОНИД ГОЗМАН
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ? Ничем не успокоится. Впереди у нас испытания, сравнимые с Великой отечественной, предотвратить их мы не можем. Но мы можем пройти их достойно, сохранив самоуважение и внутреннюю свободу. Если это нам удастся, то после того, как все рухнет — а никто не знает, когда это произойдет, но точно произойдет в обозримом будущем, — есть шанс построить новую страну. Или, точнее, вернуться на тот магистральный путь человеческого развития, с которого нас столкнули в 1917-м, а потом еще раз в нулевые. Если у кого есть возможность заказать другого Деда Мороза, буду очень признателен. С Новым Годом!        
Итоги-2021. Взлетаем в пропасть
3 ЯНВАРЯ 2022 // АНТОН ОРЕХЪ
Обычно под конец года не только подводят итоги – веселые и не очень, – но и выражают надежду на лучшее, на приятные новости, на то, что плохое уйдет, а хорошее наступит. Я тоже так делаю обычно. Но не в этот раз. Нет ни капли оптимизма и ни одной позитивной мысли в преддверии наступающего 2022 года.   Уходящий год простился с нами ликвидацией «Мемориала». В том, что его ликвидируют, у меня не было ни малейших сомнений. Когда Путин достал на СПЧ справочку, что среди миллионов имен реальных жертв репрессий в списки «Мемориала» попали (по ошибке, которая к тому моменту уже была исправлена!) три пособника нацистов – стало всё ясно.
Итоги-2021. Отделение для буйных
2 ЯНВАРЯ 2022 // НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Может быть, когда-нибудь и даже скоро мы будем вспоминать уходящий 2021 год с грустной ностальгией: как-никак войны нет, быт все ещё буднично стабилен. Но сейчас прощаемся с ним совершенно без сожалений. Ничего хорошего не вспомню. Пандемия началась раньше, но как-то укрепилась. Вроде бы и репрессии не сейчас начались, но стали более массовыми и какими-то уже нездорово привычными. Что точно изменилось – это стилистика режима, по-видимому, он достиг молочно-восковой спелости. Исчезло ощущение стыда, на все стало плевать, и внутри, и вовне – гори все ясным пламенем.