Цензура
21 сентября 2021 г.
Семь сорок. Безыдейный, идеологически вредный «Современник»
30 ИЮЛЯ 2021, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО


Афиша спектакля "Первый хлеб" в "Современнике". Иллюстрация: sovremennik.ru

Против театра «Современник» объединились «Ветераны России», «Офицеры России», глава СКР Бастрыкин, Соловьев, «МК» и SERB. Что значит, когда все эти люди идут в поход на театр. Вспомним наше недавнее прошлое

Александр Бастрыкин поручил проверить спектакль «Первый хлеб» московского театра «Современник» после жалобы на монолог героини пьесы уральского драматурга Рината Ташимова в исполнении народной артистки России Лии Ахеджаковой. Глава СК послал театроведов в погонах изучить и дать оценку приведенным в публикациях прессы и обращениях граждан фактов. Ябедники — «Офицеры России», «Ветераны России», а также неустановленное число неустановленных граждан. Всем этим конторам и людям мучительно больно, оттого что в постановке «чрезмерно используется ненормативная лексика» и «неприкрытая пропаганда однополой любви». Впрочем, после того как театр убрал мат из монолога героини Ахеджаковой, ябедники продолжали страдать, теперь уже главным образом из-за оскорбления чувств ветеранов.

Каким образом подчиненные Бастрыкина собираются выполнять его приказ, на момент подготовки данной статьи неизвестно. Видимо, они должны прийти на спектакль, сесть в первый ряд и в момент прочтения того самого монолога взять народную артистку Ахеджакову на месте преступления. Так сказать, с поличным.

На «Современник» и персонально на Ахеджакову идет масштабная атака. Для понимания уровня остервенения приведу несколько цитат из очередного выпуска «соловьиного помета»:

«У нас в театрах засела такая хрень!.. Поляком Коцем срежиссированная… (Тут ведь главное, что поляком, то есть врагом по определению! — И.Я.)

В этом позорище польском говнецом попахивает».

Ну, и наконец:

«Ахеджакова – стареющее посмешище».

Активисты провластной фашистской группировкиSERBпикетируют здание театра «Современник», устраивают акции с похоронными венками, требуют лишить Лию Меджидовну звания народного артиста России. «МК» и другие провластные СМИ пишут разгромные рецензии на спектакль.

Речь идет о спектакле «Первый хлеб», поставленном по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова молодым польским режиссером Бениамином Коцем. В пьесе семья татар и семья узбеков живут в «очень маленьком городе на очень большой реке». Они потерялись в громадных пространствах России и во времени, застряв между архаикой и современными игровыми приставками. Эта пьеса о том, что в условиях тотальной несвободы только похожая на юродивую бабушка Нурия (героиня Ахеджаковой) может позволить себе говорить правду и объявить войну тому, что мешает людям — постоянному воспроизводству войны.



Пьеса Рината Ташимова «Первый хлеб» стала столь ненавистна путинскому официозу и его обслуге, потому что культурно, эстетически противостоит культуре и эстетике государственного победобесия. В том самом монологе на кладбище героиня Ахеджаковой обращается к могиле Героя Советского Союза, участника Второй мировой и спрашивает его, за что он воевал, если война продолжается и ее внук сегодня собирается идти на какую-то очередную войну, затеянную современными победобесами. Этот монолог вызвал ненависть холуев режима не обсценной лексикой, которую убрали, — после этого поток ненависти только усилился. Спектакль ударил в главный нерв, в болевую точку, в кощеево яйцо путинской мифологии. В постоянное, ежедневное 9 мая, которое в путинском режиме перестало быть Днем Победы, а превратилось в беспрерывное «можем повторить!». Ахеджакова вызывает потоки ненависти, потому что она своим монологом бьет прямой наводкой по той войне, которая засела в голове Путина и его холуев.

У «Современника» — давние традиции эстетического культурного протеста. Можно вспомнить «Всегда в продаже» Василия Аксёнова или спектакль «Голый король», поставленный режиссёром Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца, за который в 1960 году после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был разгромлен в коллегии Министерства культуры, а театр лишился сцены в филиале МХАТ.



Риторика того, что сейчас происходит вокруг театра «Современник», заставляет вспомнить постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года, после которого произошло исключение Анны Ахматовой и Михаила Зощенко из Союза писателей СССР и превращение их в неприкасаемых. В этом же ряду — постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели“Великая дружба”»или постановление ЦК от 1 сентября 1946 года о кинематографе, в котором был устроен погром фильма «Большая жизнь» за «фальшивое изображение партийных работников и современного Донбасса», а фильм «Иван Грозный» — за «ложную трактовку образа великого царя», который выглядит «бесхребетником типа Гамлета».

Происходящее в культуре сегодня — ремейк позднего сталинизма с несколькими поправками вроде появления универсальной формулировки про «оскорбленные чувства» и того, что роль коллективного ЦК сегодня играют то РПЦ, то «Офицеры России», то СКР с Генпрокуратурой.

Важный вопрос: почему они пошли громить театр именно сейчас? Не потому ли, почему Сталин послал Жданова на погром театров, кино и журналов именно в конце 40-х?

Сталин уничтожал деятелей культуры всегда, но в довоенные годы это не было отдельным и главным направлением удара, а в конце 40-х погромные антикультурные постановления пошли косяком. И тому были причины.

Поздний Сталин сосредоточился на зачистке культуры, во-первых, потому что к тому времени уже никакой политической оппозиции в СССР не осталось. Все троцкие-бухарины и зиновьевы-каменевы давно были убиты, а их сторонники превращены в лагерную пыль. А вот культурная, эстетическая, стилистическая оппозиция сталинской культуре, сталинской эстетике и сталинскому стилю осталась, а значит, ее надо было искоренять.

Во-вторых, вернувшиеся с войны фронтовики-победители получили возможность посмотреть, как живут люди в «загнивающей» Европе, и это у многих из них вызвало вопросы к «единственно верному» учению. Чтобы эти вопросы не звучали со сцены театров и со страниц прессы, культуре срочно надо было надеть намордник.

Вызовы, стоящие перед путинским режимом сегодня, несколько напоминают те, что стояли перед сталинским режимом в конце 40-х прошлого столетия. Политической оппозиции нет. Кто в тюрьме, кто в эмиграции, кто переключился на личную жизнь. В стране все большую роль стали играть поколения, выросшие при Путине, но к Путину относящиеся негативно. Для них он — отстойный злой дед, который мешает жить. Песенку «Я хочу такого, как Путин!» сегодня не рискуют ставить на федеральных каналах во избежание насмешек.

На первый план выходит культурная, эстетическая и стилистическая оппозиция путинскому официозу, путинскому стилю и путинской официальной мифологии. По ней и наносится главный удар. «Современник» и Ахеджакова явно не последние…


Фото: 1. Афиша спектакля "Первый хлеб" в "Современнике". Иллюстрация: sovremennik.ru
2-3. Фото из соцсетей
4. Wikipedia.org / Shuvaev - собственная работа, CC BY-SA 4.0
.












  • Артём Козлюк: Массовый шатдаун по всей территории страны сделать гораздо сложнее, и крайне нецелесообразно экономически... А вот локальные шатдауны вполне возможны и в мирное время.

  • "Московский комсомолец": Болгарский журналист Христо Грозев... сообщил, что получил сведения от спецслужб о якобы существующем плане замедления в России зарубежного сегмента интернета до 24 Кбит/с.

  • trueadviser: Главная ошибка нынешних властей, то что они считают, что заблокировав альтернативные источники информации, они смогут вещать лапшу людям через соловьиный помет дальше.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
У вас не грузится YouTube? Какая неприятная неожиданность!
14 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Репутация одного из основателей журналистской расследовательской группы Bellingcat Христо Грозева такова, что к его словам, вне всякого сомнения, стоит прислушиваться, а прогнозам доверять. Выступая в начале сентября на конференции имени Леннарта Мери в Таллине, он заявил, что российские власти обладают технологией, способной фактически отрезать Россию от всемирной Сети. Нет никаких сомнений в том, что работы в данном направлении в нашей стране ведутся. Такой сценарий полностью укладывается в общий тренд окончательной «суверенизации» родных пределов...
Прямая речь
14 СЕНТЯБРЯ 2021
Артём Козлюк: Массовый шатдаун по всей территории страны сделать гораздо сложнее, и крайне нецелесообразно экономически... А вот локальные шатдауны вполне возможны и в мирное время.
В СМИ
14 СЕНТЯБРЯ 2021
"Московский комсомолец": Болгарский журналист Христо Грозев... сообщил, что получил сведения от спецслужб о якобы существующем плане замедления в России зарубежного сегмента интернета до 24 Кбит/с.
В блогах
14 СЕНТЯБРЯ 2021
trueadviser: Главная ошибка нынешних властей, то что они считают, что заблокировав альтернативные источники информации, они смогут вещать лапшу людям через соловьиный помет дальше.
Ум, правда и совесть запрещены к выдаче
8 СЕНТЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Фирма, торгующая овечьей шерстью (ее владелец Абдула Умаров), зарегистрировала товарный знак «Умное голосование» по более чем 40 товарным группам, в том числе таким, как «пудра для медицинских целей», «растворитель вагинальный для медицинских целей», «свечи для окуривания» и т.д. Ни один из десятков этих товаров контора Абдулы Умарова не выпускает и очевидно выпускать не будет. Причем тут «УГ» и какой ущерб г-н Умаров понесет в случае использования этого бренда, сам г-н Умаров пояснить не смог, ограничившись пояснением, что «вот захотел и зарегистрировал». Сотрудники Яндекса отвечают журналистам, что в удалении «Умного голосования» из результатов выдачи совершенно не виноваты ни овцы, ни их шерсть...
Прямая речь
8 СЕНТЯБРЯ 2021
Артём Козлюк: Это довольно редкое судебное решение, особенно редко бывает, чтобы товарный знак зарегистрировали так быстро. Обычно заявку рассматривают год, два, а то и больше. 
В СМИ
8 СЕНТЯБРЯ 2021
РБК: В «Яндексе» заявили о намерении оспорить решение суда, однако прямая ссылка на созданный командой Навального сайт «Умного голосования» из поисковой выдачи исчезла...
В блогах
8 СЕНТЯБРЯ 2021
 Anton Ammosov: Хуже того, яндекс ещё подменяют настоящий сайт на фейковый в первой позиции. Будьте осторожны.
Владимир Путин поддерживает мертвых и душит живых
23 АВГУСТА 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ну, мы уже привыкли, что отечественная репрессивная машина максимальный ход набирает к пятнице. Почему так, нам неведомо. Возможно, это наследие древних времен, когда Администрация президента еще переживала из-за медийной реакции на те или иные события. Тут расчет вполне очевиден и примитивен – в выходные многие издания не работают, а за пару дней, глядишь, еще что-нибудь важное произойдет, внимание переключится, и, таким образом, негативная реакция нивелируется. Понятно, что нынче эти резоны выглядят анахронизмом, но, тем не менее, схема продолжает работать.
Прямая речь
23 АВГУСТА 2021
Андрей Колесников: ...мы понимаем, что это в рамках «войны», объявленной государством гражданскому обществу, частью которого являются независимые СМИ.

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В блогах //
Дорогие бананы — дешевая власть // АНТОН ОРЕХЪ
Инфаркт государственной мышцы // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Случай из жизни // АНТОН ОРЕХЪ
Кубанские внештатники // РОМАН ХАХАЛИН
Дело Черного-3: гора родила мышь // АНТОН ОРЕХЪ
Шпионы как мы // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
О пользе правильных скандалов в СМИ // РОМАН ХАХАЛИН
Шел дождь и два президента // ВЛАДИМИР НАДЕИН