Что делать?
08 декабря 2021 г.
Эстония. Реформа образования
14 ОКТЯБРЯ 2021, ВИКТОР МИХАЙЛОВ

 

По результатам международного теста для школьников PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год, который проводится раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, Эстония заняла среди 79 стран 4 место по естественно-научной грамотности, 5 – по читательской и 8 – по математической. Выше нее нет ни одной европейской страны – только Китай, Сингапур, Макао, Гонконг, Тайвань и Япония. Россия заняла 33, 31 и 30 места, соответственно. Показатель неуспеваемости у эстонских школьников, определенный тем же тестированием, самый низкий в Европе. Только 10% из них показали неудовлетворительные результаты по математике и чтению, и менее 5% – по естественно-научным дисциплинам. Кроме того, треть школьников из семей с самым низким достатком показали самые высокие результаты, что свидетельствует о равном доступе к образованию семей с разными доходами. В отличие от некоторых стран Восточной Европы, Эстония сумела сохранить советский всеобщий равный доступ к образованию.

Конечно, рейтинг PISA – не единственный. Однако он в наибольшей степени показывает, насколько школьное образование в той или иной стране соответствует общемировой тенденции: нацеленность на решение реальных проблем, а не абстрактных задач. Этим тест PISA отличается от более «классических», «академических» рейтингов, например, PIRLS и TIMSS, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, в которых Россия показывает гораздо лучшие результаты. Успешное выполнение заданий PISA требует, как правило, креативности, умения применять свои знания на практике, комплексного подхода к решению проблемы, а не только хорошего знания стандартных формул и правил.

Как все это удалось достичь маленькой Эстонии? По мнению многих аналитиков, основными факторами эффективной образовательной политики Эстонии являются децентрализация, постоянный контроль знаний учащихся и, как говорилось выше, ориентация образования на  решение реальных проблем.

Эстония стала первой постсоветской страной, начавшей процесс децентрализации образования еще в 1993 году. За основу была принята финская модель образовательной политики. Школам была предоставлена широкая финансовая, организационная и административная автономия. Ответственность за обеспечение услуг среднего образования в Эстонии была переложена на муниципалитеты и школы. Правительство страны и Министерство образования и научных исследований отвечают за государственную образовательную политику и общую стратегию развития системы образования. Министерство проектирует национальную учебную программу, определяет условия и принципы финансирования, устанавливает требования к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров, определяет минимальную зарплату учителей и ведет надзор за реестром заведений в школьной сети.

Директора эстонских школ имеют высокий уровень полномочий по принятию кадровых решений и планированию бюджета школы. Директор эстонской школы ответствен за назначение и увольнение преподавателей и другого персонала, определение их обязанностей, условий обслуживания и заработной платы. Сейчас Эстония имеет один из самых высоких уровней децентрализации финансирования школьного образования в сравнении с другими странами ОЭСР.

Вместе с тем переход к расширенной школьной автономии сопровождался усилением контроля. На национальном уровне школы контролируются регулярными инспекциями и дополнительными мерами подотчетности, за внедрение которых ответственны Министерство образования и научных исследований и департаменты образования муниципалитетов.

Разработка политики в сфере образования прозрачна, публична и обычно сопровождается консультациями с заинтересованными сторонами. Разработанные министерством материалы рассматриваются целым рядом объединений, среди которых Ассоциации муниципалитетов, городов, директоров школ, преподавателей, родителей, частных школ, представители бизнеса и многие другие. В процессе совместного обсуждения вносятся замечания и коррективы, которые учитываются при принятии нормативного акта. В информационной системе министерства, составленной по результатам проверок, собираются все данные о результатах работы как муниципалитетов, так и отдельных школ (включая оценки учеников, общий уровень успеваемости в каждом классе и т.д.). К процессу сбора информации привлекаются также сторонние независимые организации.

Среднее образование в Эстонии бесплатное, с учеников не собирают деньги за учебники, школьные обеды или транспортировку. В муниципальных школах обучаются более 95% всех детей школьного возраста. Наибольшая доля расходов муниципалитетов, в среднем от 35 до 38%, приходится на услуги образования. Более половины средств приходит в виде целевых грантов от правительства. Гранты покрывают расходы на заработную плату педагогического персонала, школьные обеды и учебники.

Муниципалитеты весной предоставляют директорам школ бюджетные планы на следующий финансовый год. Прежде чем получить окончательное одобрение органов местного самоуправления, бюджеты муниципальных школ просматривают избираемые попечительские советы, состоящие из родителей, учителей, учеников и внешних образовательных экспертов. Решения по оплате труда директор выносит на обсуждение с союзом учителей и попечительским советом, и только потом их передают для официального утверждения. Законность действий директора школы по использованию бюджетных средств в рамках учебного заведения регулируется законодательством и уставом школы.

Таким образом, школы, действуя в рамках определенной правительством образовательной политики, самостоятельно планируют свою работу, исходя из своих возможностей и потребностей. Попечительские советы оценивают и контролируют деятельность директора и преподавателей, высказывают свое мнение о качестве образования и коллегиально внедряют предложения по его совершенствованию.

Государство организует тесты и экзамены после каждой ступени образования. Например, после 3-го класса проводится национальный тест. За него не ставят оценки, это обратная связь для учителя и учеников, чтобы понять, получили они нужные знания или нет. В школе обычно не ставят оценки до 4 класса – учитель может лишь устно описать достижения ученика.

Директор школы и учитель в Эстонии имеет достаточно большую свободу действий. Эстонские учителя могут уделять внимание тому, что считают нужным, потому что строгой программы в эстонских школах нет. Государство устанавливает «компетенции», которые дети должны получить в школе, дальше – почти полная свобода. Каждый знает, какие цели надо достигнуть, но как именно это сделать – дело каждого конкретного учителя. Например, важно, чтобы по математике ребенок после третьего класса знал определенные вещи. А вот что именно школьник для этого будет делать с 1 по 3-й класс – решает учитель.

Подготовка к школе начинается ещё в садике, к ней относятся очень серьёзно. По окончании детского сада ребенок получает карту готовности к школе, в которой описаны результаты его развития в целом ряде компетенций. В результате такой подготовки к первому классу дети умеют читать, могут пересказать прочитанное, написать простой диктант, складывают и вычитают в пределах 10, имеют представление о том, где они живут, о разных явлениях природы и т.д. Сама форма школьного обучения – урок и то, как на нём нужно себя вести, – тоже им знакома, и они понимают, чего ожидать в первом классе.
Учительская зарплата в Эстонии – национальный приоритет, она должна быть такой же, как средняя зарплата в стране у человека с высшим образованием. Любое правительство, какие партии в него бы ни входили, старается поддерживать такой уровень зарплат.

Значительно обновлена школьная инфраструктура – для этого с конца 90-х годов привлекались иностранные инвестиции – фонд FARA, норвежские и шведские фонды. Когда Эстония стала членом ЕС, стали доступны фонды ЕС. По оценкам, в школьную инфраструктуру за последние 18 лет было инвестировано около 500 миллионов евро.

Ориентация образования на решение конкретных задач придает учебе в эстонской школе свою специфику. Здесь очень любят смешивать несколько предметов в один урок, что дает школьникам возможность понять, как использовать знания для решения реальных проблем реальной жизни.

Например, учителя труда, программирования и изобразительного искусства проводят общий урок, где детям надо создать разноцветную гирлянду: написать для нее программу, загрузить ее на микроконтроллер, а потом подсоединить к нему провода с лампочками.

Также учителя могут, например, провести урок физики на английском или совместить с математикой в виртуальной среде. Считается, что именно такие задания подходят для современных детей, которые «больше не хотят бессмысленно учить формулы, потому что их и так можно посмотреть в интернете».

Еще один принцип, который Эстония позаимствовала у Финляндии – это равенство. В Финляндии есть установка учить каждого, она существует в лютеранских странах еще со времен шведской империи, когда открывались первые общественные школы. Если учитель уделяет внимание всем детям, а не только «олимпиадникам», то есть шанс поднять общий уровень класса или школы. К тем, кто послабее, существует индивидуальный подход. Если ребенок не успевает освоить материал вместе со всем классом, помощник учителя занимается с ним отдельно или в маленькой группе.

Эстонские дети привыкают к компьютерам с первого класса. В первом классе дети программируют робота-пчелку, в восьмом работают с микроконтроллерами, а в десятом пишут программы для видеоигр. Как минимум один урок в неделю по каждому предмету проходит в виртуальной среде.

Технику обеспечивает либо государство, либо самоуправление. По данным Министерства образования, на каждые семь учеников – как минимум один ноутбук. И это касается всех школ в стране, а не только столичных. В эстонском обществе без цифровых навыков не выжить, 98% услуг госучреждений предоставляются в цифровом формате"

Школьное образование включено в программу «Электронная Эстония» (e-Estonia): компьютеры учителей, школьной администрации, родителей и самих школьников подключены к системе e-Kool, которая позволяет отслеживать домашние задания и оценки, предупреждает о предстоящих контрольных и важных школьных событиях. Родители могут направить через эту систему справку о болезни ребёнка, отслеживать личные достижения школьника и уровень его знаний и подготовки в сравнении с другими учениками (их данные выводятся анонимно) и средними показателями класса.

Параллельно государство вкладывает в обучение учителей – по 4,3 миллиона евро в год. 54% учителей в стране – старше 50. Компьютерами владеют не все.



Конечно, в эстонской школе существуют определенные проблемы и трудности. Например, эстонские дети достаточно продвинуты в техническом плане, но у них нет социальных навыков, чтобы справиться с угрозами в интернете. За безопасностью детей в интернете следят специальные полицейские – веб-констебли, которые отвечают на вопросы школьников прямо в соцсетях, а иногда приходят на уроки и отвечают на различные вопросы.

Детей учат правильному поведению в виртуальной среде, учат не доверять первому попавшемуся источнику, проверять достоверность информации, смотреть разные источники.

Активно обсуждается проблема буллинга в школе – проблема, признанная эстонским Министерством образования и уполномоченным по правам ребёнка. Внедряется программа KiVa по борьбе со школьным насилием. Эта научно-обоснованная программа была разработана в 2007 году в Университете Турку по заказу и при поддержке Министерства культуры и образования Финляндии и на сегодняшний день активно используется не только там, но и в более чем 20 странах по всему миру.

Примерно треть населения Эстонии – русские. И русские дети преимущественно учатся в русских школах. Традиционно русскоязычные школьники показывают более низкие результаты PISA, чем их эстоноязычные сверстники, хотя после перехода на обучение на эстонском языке (в муниципальных школах, в том числе в русских гимназиях, на государственном языке должно преподаваться не менее 60% предметов) этот разрыв стал сокращаться. В числе причин низких результатов в первую очередь называют проблему билингвальности. С десятого класса русские дети учатся на двух языках, что теоретически может осложнять усвоение предмета. Кроме того, в русских школах уходит много дополнительных часов на изучение эстонского языка. Эстонские школы могут пустить эти часы на физику или математику. Плюс, на русском языке учебных материалов меньше, чем на эстонском.

Еще одна проблема – это дискомфорт, который дети чувствуют из-за загруженности и постоянных тестов. Младшие школьники, по наблюдениям психологов и родителей, хорошо относятся к школе, но с возрастом настрой меняется. Становясь старше, дети задают вопросы: зачем столько домашних заданий и контрольных? При сравнительно высоких показателях различных проверок знаний дети не удовлетворены тем, как проходит их школьная жизнь. Это может быть связано с высоким уровнем «соревновательности», а также осознанием того, что школьные успехи напрямую связаны с их возможностями в будущем.

Результаты опубликованного в 2015 году исследования качества жизни и благополучия школьников показали, что немногие эстонские дети чувствуют себя счастливыми в школе. Так, только 36% опрошенных эстонских школьников смогли согласиться с утверждением «мои учителя слушают меня и уважают моё мнение». Хуже результат только у Германии – 35%. С утверждением «я люблю ходить в школу» согласны 23% опрошенных эстонских детей (для сравнения, в Эфиопии любят ходить в школу 84% опрошенных, в Непале – 69%, в Турции – 62%, в Норвегии – 38%).

Цель, сформулированная в «Стратегии Эстонии в сфере образования и науки на 2021–2035 гг.», размещенной на официальном сайте Министерства образования и научных исследований (www.hm.ee), – сформировать в Эстонии к 2035 году сбалансированное и сплоченное общество, обеспечить уменьшение неравенства и рост благополучия.

Для достижения этой цели Стратегия предполагает развивать в первую очередь навыки приспособляемости и саморуководства, социальные навыки, критическое мышление и креативность, предприимчивость и упорство, поскольку жизненная среда меняется все быстрее.

Далее цитата. «В процессе обучения во главу угла ставятся интересы учащегося, обучение предполагает сотрудничество и направлено на повышение способностей и поддержку каждого учащегося, его самореализацию и умение успешно реализовываться в разных ролях. Важные ключевые слова – содержательность учебы, автономия учащегося и учителя, тесное сотрудничество, сознательная и систематизированная обратная связь между всеми участниками учебного процесса. Больше прежнего ценится радость от посещения школы – субъективное благополучие людей, задействованных в учебном процессе. Если свобода выбора и ответственность учащегося растут, то растет и риск того, что более слабые останутся в стороне. Все большее значение приобретает то, насколько учитель умеет быть наставником для своего ученика, ментором, который помогает сформировать образовательный путь и поддерживает учащегося в ходе процесса получения образования. К 2035 году будут преобразованы государственные учебные программы дошкольного и общего образования. При этом исходят из задач современного подхода к обучению, то есть поддерживают самостоятельность учащихся, помогают им быть открытыми и готовыми к учебе на протяжении всей жизни, отличаться мотивированностью и способностями самостоятельно находить возможности для самореализации».

Так в Эстонии видят будущее своей школы.

 

При подготовке статьи использованы материалы сайтов https://news.myseldon.com,https://mel.fm, https://sputnik-meedia.ee, https://rus.delfi.ee, www.bbc.com, www.hm.ee, https://thepage.ua. https://eadaily.com.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Есть ли лекарство от авторитарной власти?
6 ДЕКАБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли считать нас европейцами? Если судить по цвету кожи, то да. Но если судить по обычаям, по правилам жизни, то вряд ли. Ни политических свобод, ни конкуренции партий, ни реального разделения властей в России нет. Да и по опросам очень мало россиян знают, что такое система сдержек и противовесов во власти. А европейцы знают и используют… Обратимся к истории. Чем отличались индейцы доколумбовой эпохи от европейцев? Индейцы не знали колеса, повозок. Грузы на ослов вьючили. Да и письменности толком у них не было, десятичного исчисления не знали. А дворцы и пирамиды строили…
Еще раз о пользе разделения властей
6 ДЕКАБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Опросы граждан свидетельствуют, что подавляющее большинство россиян не понимают сути такого лекарства от автократии, как система сдержек и противовесов во власти, как настоящее, а не фиктивное разделение властей. Возможно эта статья кому-то пойдет на пользу Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти во всех современных демократических государствах. Главная цель разделения властей — не допустить монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к нарушению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается...
На пороге перехода… К чему?
5 НОЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
По данным Forbs, 55 российских миллиардеров хранят свои деньги в офшорах, в местах, недоступных российской власти. В Лондоне сегодня живут примерно 250 тыс. семей богатых выходцев из России, которые ничем не ограничены в расходах вывезенных денег. А широкие слои россиян находятся в положении жителей колонии, из которой соотечественники-колонизаторы выкачивают капиталы и переезжают жить в комфортные страны Запада. Там у них теперь место хранения заначки или общака. Можно ли представить себе нечто подобное при советской власти? А в период царствовании Ивана Грозного? 
Еще немного о финской школе
17 ОКТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
В последние два десятилетия финская школа привлекает к себе пристальное внимание педагогов и ученых из разных стран. Финские школьники регулярно показывают очень высокие результаты международного тестирования. Не является исключением и Россия. Здесь в последнее время опубликовано множество материалов, посвященных финскому образованию. Остановимся на некоторых его аспектах. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни.
Надежды юношей питают
23 СЕНТЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что нас всех ждет? Мировая война с ядерными бомбардировками, конец человечества? Или люди сумеют обуздать свой природный инстинкт борьбы с соседями за территорию и смогут весь мир сделать похожим на ЕС? А что ждет россиян? Представляется, что рано или поздно многим россиянам жить в нищете и бесправии станет невыносимо, народ взбунтуется и потребует перемен. Такова логика развития цивилизации. А нам  полезно сознавать, на каком уровне развития находится российское общество и что предстоит сделать, чтобы наша жизнь стала  достойной.
Финляндия. Сравним и сделаем выводы
14 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Финляндия – небольшая страна, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Мурманской областями и Республикой Карелия. Финляндия находилась в составе России с 1809 по 2017 год. Население Финляндии – 5,5 миллионов человек – сосредоточено в основном в южных и центральных частях страны. Внутренний валовый продукт (ВВП) Финляндии по номиналу составляет 48810 дол. (15 место в мире), по паритету покупательной способности (ППС) 50748 дол. (21 место).
О коррупции
10 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВЛАДИМИР МАРАХОНОВ
Обсуждение коррупции всегда было очень популярно у нас в России. Видеоролики Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о золотых унитазах и алмазах, которых не счесть в каменных пещерах скромных российских чиновников и правоохранителей, набирают миллионы просмотров. Руководство страны тоже обеспокоено этим вопросом: например, совсем недавно, 16 августа, был подписан указ президента Российской Федерации о Национальном плане противодействия коррупции. Т. е. наш президент придает проблеме коррупции общенациональное значение. Однако, если вы попробуете провести на эту тему опрос граждан на улице, вы натолкнетесь на некоторые странности.
Эстония. Можем позавидовать
6 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Эстония — небольшая страна с населением чуть более 1,33 млн человек, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Псковской областями. Эстония была в составе России по 1918 год, а затем входила в состав СССР с 1940 года до его распада в 1991-м. ВВП Эстонии на душу населения в 2019 году по номиналу 23 758 долл. (41-й), по ППС — 38 540 долл. (38-й). Среди посткоммунистических стран Эстония является одной из самых развитых. В 2019 году по ВВП на душу населения (номинал) она занимала 2-е место после Словении,по ВВП на душу населения (ППС) — 3-е место после Словении и Чехии (2019 год).
Сдержки и противовесы. Позиционные конфликты
4 СЕНТЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Диалог на кухне вечером Она: Мы тут с подругами поспорили о позиционных конфликтах. Нужны ли они? Если работник порядочный и работает хорошо, зачем ему конфликт? Он: Посмотрим правде в глаза. Человек, нашедший денежную купюру на тротуаре, вряд ли побежит искать того, кто ее потерял. Такова природа человека. А многие наши чиновники не откажутся от взятки, например, за согласование завышенной сметы на строительство дороги. Хотя такая смета лишит нас средств на строительство еще одной дороги. По оценке Transperancy International, по уровню коррупции Россия — один из лидеров в мире! И корень зла — в нашей культуре…
Как учат уму-разуму малых в Эстонии
2 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
В Эстонии создана достаточно продуманная система дошкольного образования. В настоящее в стране есть сады с преподаванием на эстонском языке, на русском и смешанные, то есть предоставляющие двуязычную систему образования и обучения. Так, в столице страны Таллинне существует около 130 детских садов, примерно 80 из них предлагают обучение детей на эстонском языке, примерно 30 – на русском, около 20 садов смешанные. Всего в Эстонии действуют 106 детских садов с обучением на русском языке, их посещают более 11 тысяч детей. Примерно 93% садиков – муниципальные, остальные – частные.