Актуальный архив
30 июня 2022 г.
Вероятность немыслимого. Тактическое ядерное оружие
14 АПРЕЛЯ 2022, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



«Специальная военная операция по защите ЛНР и ДНР» поставила вопросы, которые еще вчера казались немыслимыми. Обе стороны подозревают друг друга в намерении использовать оружие массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое). При этом, похоже, многие комментаторы не очень понимают, о чем, собственно говоря, идет речь. Попробуем напомнить.

В отличие от стратегических ядерных вооружений, для которых существуют предельно ясные и конкретные определения, характеризуемые прежде всего их дальностью (свыше 5500 километров) и предназначением (стратегическое сдерживание, создание ситуации, когда противник не рискнет напасть), для тактического ядерного оружия (ТЯО) общепринятых и устоявшихся определений нет. Ряд аналитиков считают, что специфика этих вооружений определяется их ограниченной дальностью (согласно российской классификации, до 500 километров). Другие указывают на скромную (по сравнению со стратегическими боеприпасами) мощность этого оружия, составляющую десятки килотонн (хотя мощность модификации американских авиабомб В-61 может составлять и 300 килотонн). Наконец, можно определять это оружие через его предназначение – уничтожение противника и достижение победы на поле боя. Собственно говоря, по своим тактико-техническим характеристикам бомбы, разрушившие Хиросиму и Нагасаки, были тактическим ядерным оружием.

Как только в 1950-е были освоены и пущены на поток основные технологические принципы создания ядерных боеприпасов, наступил настоящий «расцвет» тактического ядерного оружия. Создание стратегических носителей – межконтинентальных ракет, атомных подводных лодок, дальних бомбардировщиков – дело долгое, а главное, очень дорогое. Между тем противостоявшим СССР и США хотелось как можно быстрее использовать революционную технологию для достижения решающего превосходства именно на поле боя. За годы холодной войны были созданы ядерные мины (включая пресловутые «чемоданчики», а на самом деле рюкзаки, бывшие на вооружении спецназа), артиллерийские снаряды, авиабомбы, торпеды, тактические ракеты, а также ракеты противоракетной обороны. Были даже безоткатные орудия, стрелявшие на 2-4 километра миниатюрными боеприпасами 78,7 сантиметров длиной и весом 34,5 килограмма. К концу холодной войны Соединенные Штаты располагали одиннадцатью с половиной тысячью тактических боеприпасов.

Это было чрезвычайно опасное оружие. И не только с точки зрения огромной разрушительной силы таких вооружений (вспомним, опять-таки, о Хиросиме, уничтоженной бомбой мощностью меньше 20 килотонн). Так как ТЯО было оружием поля боя, так или иначе право на его использование делегировалось на нижние этажи военной иерархии. Ядерное оружие постоянно находилось в войсках даже в мирное время. И это было чревато возникновением ядерной войны в результате инцидента.

Что до планов войны, то под использование тактического ядерного оружия была подведена весьма солидная теоретическая база. С 1950-х в США разрабатывалась концепция ограниченной ядерной войны, которая предполагала, что в ходе боевых действий удастся навязать противнику сугубо дозированное использование оружия массового поражения. Авторы этой, заметим, весьма сомнительной теории исходили из того, что угроза уничтожения планеты заставит участников конфликта не переходить за некие, заранее очерченные пределы. Однако компьютерное моделирование, ставшее доступным в 1980-е, приводило к печальному выводу: сторона, которая будет проигрывать, неизбежно применит стратегическое ядерное оружие, и в результате эскалации прекратится жизнь на планете.

Неслучайно, как только закончилась холодная война, Москва и Вашингтон тут же попытались ограничить тактическое ядерное оружие. Даже при наличии политической воли сделать это было очень непросто. Носители ТЯО – артиллерия, боевые самолеты, тактические ракеты, торпеды – могут нести и обычные боеприпасы. При их огромном разнообразии и количественных дисбалансах такой техники в армиях США и России обнаружить общий знаменатель было практически невозможно. Выход был найден в обмене заявлениями Бориса Ельцина и Джорджа Буша-старшего о принятых в одностороннем порядке решениях уничтожить большую часть тактических ядерных боеприпасов и вывести оставшиеся из войск на базы хранения. Стороны уничтожили ядерные боеголовки к имевшимся тактическим ракетам наземного базирования, ядерные артиллерийские снаряды и мины (в том числе носимые заряды), складировали ядерные заряды к ракетам «земля-воздух». ТЯО флота также складировалось и не размещалось на выходящих в море кораблях. Россия полностью перевела тактическое ядерное оружие на свою территорию. США еще в период президентства Дж. Буша-старшего вывели свое ТЯО из Южной Кореи и Японии и большую часть из Европы. Количество оставшихся боеприпасов является тайной и в США, и в России. Эксперты считают, что у американцев осталось лишь около 200 бомб свободного падения, размещенных в шести западноевропейских странах. Западные специалисты полагают, что у России от 1000 до 2000 боеприпасов.

Однако с начала 1990-х дело дальнейшего ограничения ТЯО не продвинулось. Помимо описанных объективных трудностей постепенно портились российско-американские отношения. В качестве предварительного условия начала переговоров Москва выдвинула требование вернуть американские бомбы на территорию США. Что довольно трудно, так как именно эти бомбы считаются в НАТО символом американского ядерного зонтика. В последние годы появилась еще одна проблема. Вашингтон стал подозревать, что Москва исповедует стратегию «эскалация ради деэскалации», то есть намерении использовать в случае конфликта тактическое оружие для того, чтобы вынудить противника согласится на мир на российских условиях. Справедливости ради замечу, что в России обсуждали эту теорию в начале 2000-х, когда отечественные генералы обнаружили, что у них нет средств, чтобы эффективно противостоять американской воздушно-космической операции с использованием крылатых ракет. С тех пор крылатые ракеты в арсенале российской армии появились, и тема использования ТЯО в целях устрашения исчезла со страниц открытых изданий.



В то же время по обе стороны океана дают себя знать те, кого академик Алексей Арбатов называет «ядерными реваншистами», те, кто настаивает, что ядерные вооружения могут быть использованы в войне и что такая война не будет означать гибели человечества. И ТЯО – главный инструмент такой политики. Так в появившемся на короткое время на сайте Объединенного комитета начальников штабов США наставлении по проведению операций с применением ядерного оружия (Joint Publication 3-72, Nuclear Operations) битым словом говорится, что США могут использовать ядерное оружие как оружие поля боя для «создания условий достижения перелома в боевых действиях и восстановления стратегической стабильности». В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утвержденных в 2017 году, было прямо сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором». Так что нельзя исключать, что в условиях новой конфронтации развитие и наращивание тактического ядерного оружия получит новый импульс.

В этой ситуации не слишком разумной инициативой Киева стало заявление Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции о том, что Украина готова выйти из обязательств, которые она взяла на себя по подписанному в 1994 году Будапештскому меморандуму. Согласно этому документу, Украина отказывалась от всего ядерного оружия, которое оказалось на ее территории после распада СССР, и присоединялась к Договору о нераспространении ядерного оружия взамен на гарантии безопасности и суверенитета, которые ей дали ядерные державы – Россия, США и Великобритания. Из заявления украинского президента можно было сделать вывод, что Киев намерен создать ядерное оружие.

Однако стоит ли за этим нечто большее, чем пустые угрозы? Следует признать, что у Киева нет проблем со средствами доставки ядерного оружия. В городе Днепр (в прошлом Днепропетровск) находится знаменитый «Южмаш» – самое большое в мире производство стратегических баллистических ракет. Именно там была создана знаменитая СС-18, тяжелая ракета, способная нести свыше 10 ядерных боеголовок. По данным СМИ, до кризиса 2014 года специалисты «Южмаша» осуществляли гарантийное сопровождение российских стратегических ракет. Таким образом, на заводе достаточно компетенций для создания носителя. Устройство ядерной боеголовки не представляет секрета. В Харькове находится знаменитый Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт» (ННЦ ХФТИ), где работы над атомной бомбой шли еще в 1940-м. Можно уверенно предположить, что создание простого ядерного взрывного устройства не является проблемой для специалистов института.

Главной проблемой является отсутствие у Украины оружейных расщепляющихся материалов – урана-235 или плутония, обогащенных до уровня свыше 90 процентов. Для получения урана необходимо создать сложное производство с каскадом специальных центрифуг, которые обеспечили бы выделение урана-235 от урана-238 в природном уране. По мнению специалистов, для создания такого производства потребуются многомиллиардные вложения и долгие годы строительства специального оборудования, которое невозможно закупить. Аналогичная ситуация и с плутонием. Его можно выделить из отходов атомных электростанций. Однако в смеси радиоактивных отходов плутоний составляет около одного процента. И опять-таки его извлечение требует специального оборудования, чрезвычайно сложного и дорогого. Следовательно, и получение плутония заняло бы долгие годы.

При этом следует иметь в виду, что Украина является куда более открытым обществом, чем Северная Корея, которой удалось втайне подготовиться к производству ядерного оружия, а потом выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. На всех атомных объектах Украины регулярно проходили инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Нет сомнений, что работы по созданию ядерного оружия (которые при любых обстоятельствах рассматривалось бы международным сообществом как серьезнейшая угроза) были бы выявлены и пресечены задолго до перехода к практической стадии их реализации.



Фото: 1. Photo courtesy of National Nuclear Security Administration / Nevada Site Office - This image is available from the National Nuclear Security Administration Nevada Site Office Photo Library under number XX-34.This tag does not indicate the copyright status of the attached work. A normal copyright tag is still required., Общественное достояние

2. mil.ru
.












  • Леонид Гозман: Как бы ни складывались обстоятельства, никто не захочет идти на реальные риски ради принципов справедливости и воздания. Хотя кто-то вполне может верить в обратное.

  • Новая газета: Суд ООН рассматривает споры либо с обоюдного согласия сторон, которые признали его юрисдикцию, либо на основании конкретного международного договора.

  • ratrussian: Да, «новый Нюрнберг», где бы он ни проходил, будет в 2 раза представительнее процессов 1945-1949 годов: 42 страны против 23 восемьдесят лет назад.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
СССР к 1984 году. Упущенное время
24 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
В конце 1950-х — начале 1960-х годов отчетливо обозначился спад темпов экономического развития СССР. Замедлился рост национального дохода, за 1961–1965 годы он вырос лишь на 5,7% — намного меньше, чем в предыдущую пятилетку. Этого было явно недостаточно для решения обостряющихся социально-экономических проблем. По официальной статистике за счет роста производительности труда было получено 62% прироста промышленной продукции, а 38% — за счет быстро возраставшей численности работников... Экономисты вели поиски новой хозяйственной модели с начала 1960-х годов, когда обнаружились первые признаки снижения темпов экономического роста. Необходимость перемен ощущало и советское руководство.
СССР к 1984 году. Социальная политика
23 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
В 1970–1980-е годы нараставшее отставание СССР от стран с рыночной экономикой переросло в системный кризис, обостривший социальные проблемы. В начале брежневского правления жизненный уровень хотя и медленно, но повышался. Сутью своеобразного молчаливого «соглашения» между брежневским режимом и населением стала ориентация общества на потребительские стандарты. «Нефтяные» деньги, заменив ресурсы, поступавшие из традиционного сектора, позволили несколько приблизить уровень жизни в СССР к уровню жизни в развитых капиталистических странах. 
СССР к 1984 году. Зарождение правозащитного движения
22 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
Советская власть опиралась на эффективную систему государственной безопасности, исправно служившую политическому руководству страны. Все большевистские руководители, начиная с Ленина, считали политические репрессии правомерным и эффективным элементом политики. Наибольшего могущества органы госбезопасности достигли при Сталине. «Вождь народов» и его ближайшее окружение широко использовали аппарат госбезопасности в политических целях. Сталин сам инициировал массовые репрессии 1930-х годов, вникал во все их детали.
СССР к 1984 году. Преимущества социализма — лозунги и реальность
20 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
Тезис о преимуществах социализма активно эксплуатировался советской пропагандой с первых лет советской власти. В работах и выступлениях Ленина социализм представал как строй, в отличие от капитализма, способный на стадии зрелости «обеспечить полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества». Официальной целью социалистического производства провозглашалось благо каждого человека. Однако на практике экономический рост с первой пятилетки обеспечивался за счет наступления на благосостояние основной массы населения, а ленинская трактовка целей экономического развития страны оставалась теоретическим идеалом...
СССР к 1984 году. Официальная идеология и реальное мировоззрение партийной номенклатуры
17 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
Партийная номенклатура стала тем «троянским конем», который разрушил изнутри советскую систему. К началу 1980-х годов ее интересы, бывшие реальным двигателем эволюции системы, источником ее планов и программ развития, окончательно разошлись с официально провозглашаемым курсом социально-экономического развития и официальными коммунистическими ценностями. Номенклатурный принцип подбора кадров основывался не на профессионализме, а в первую очередь на политической лояльности. На должности назначались «свои люди», включая родственников и знакомых.
СССР к 1984 году. КПСС как партия-государство
16 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
Сложившаяся к началу 1980-х годов система власти в СССР существенно отличалась от системы власти дореволюционной России и от западных парламентских систем. Созданные в 1905–1917 годах революционным творчеством народа Советы мыслились лидерами большевиков как альтернатива «буржуазной» системе разделения властей — «продажной и прогнившей» парламентской системе, демократические процедуры которой, по их мнению, противоречили установке на партийное руководство массами и идее государства как орудия насильственного утверждения нового общественного строя.
СССР к 1984 году. Советская тоталитарная система
15 ИЮНЯ 2022 // ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
Советский правозащитник Андрей Амальрик летом 1969 года случайно выбрал для названия своего критического эссе о советской системе 1984 год. В реальной истории этот год действительно оказался рубежным, кануном перестройки, последовавшими за ней обвальным крахом социалистических институтов и распадом СССР. В отличие от 1913 года, ставшего символом наивысшего развития романовской империи, 1984 год — символ застоя и деградации империи советской, квинтэссенция несостоятельности идей и принципов, положенных в ее основу.
Мечта о возмездии и справедливости. Пока что не очень достижимая
27 МАЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Кризис международного права налицо. Общих правил поведения, с которыми согласны все государства, уже не существует. Военная сила остается единственным аргументом в конфликтах между странами. Пострадавшие и им сочувствующие постоянно говорят и пишут о том, что их обидчиков «ждет Гаага», имея, очевидно, в виду Международный уголовный суд, штаб-квартира которого находится в Нидерландах. Однако обоснованы ли надежды на некую высшую справедливость, которая должна быть обеспечена международным «богом из машины»?
Прямая речь
27 МАЯ 2022
Леонид Гозман: Как бы ни складывались обстоятельства, никто не захочет идти на реальные риски ради принципов справедливости и воздания. Хотя кто-то вполне может верить в обратное.
В СМИ
27 МАЯ 2022
Новая газета: Суд ООН рассматривает споры либо с обоюдного согласия сторон, которые признали его юрисдикцию, либо на основании конкретного международного договора.