Актуальный архив
19 марта 2024 г.
Вероятность немыслимого. Тактическое ядерное оружие
14 АПРЕЛЯ 2022, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



«Специальная военная операция по защите ЛНР и ДНР» поставила вопросы, которые еще вчера казались немыслимыми. Обе стороны подозревают друг друга в намерении использовать оружие массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое). При этом, похоже, многие комментаторы не очень понимают, о чем, собственно говоря, идет речь. Попробуем напомнить.

В отличие от стратегических ядерных вооружений, для которых существуют предельно ясные и конкретные определения, характеризуемые прежде всего их дальностью (свыше 5500 километров) и предназначением (стратегическое сдерживание, создание ситуации, когда противник не рискнет напасть), для тактического ядерного оружия (ТЯО) общепринятых и устоявшихся определений нет. Ряд аналитиков считают, что специфика этих вооружений определяется их ограниченной дальностью (согласно российской классификации, до 500 километров). Другие указывают на скромную (по сравнению со стратегическими боеприпасами) мощность этого оружия, составляющую десятки килотонн (хотя мощность модификации американских авиабомб В-61 может составлять и 300 килотонн). Наконец, можно определять это оружие через его предназначение – уничтожение противника и достижение победы на поле боя. Собственно говоря, по своим тактико-техническим характеристикам бомбы, разрушившие Хиросиму и Нагасаки, были тактическим ядерным оружием.

Как только в 1950-е были освоены и пущены на поток основные технологические принципы создания ядерных боеприпасов, наступил настоящий «расцвет» тактического ядерного оружия. Создание стратегических носителей – межконтинентальных ракет, атомных подводных лодок, дальних бомбардировщиков – дело долгое, а главное, очень дорогое. Между тем противостоявшим СССР и США хотелось как можно быстрее использовать революционную технологию для достижения решающего превосходства именно на поле боя. За годы холодной войны были созданы ядерные мины (включая пресловутые «чемоданчики», а на самом деле рюкзаки, бывшие на вооружении спецназа), артиллерийские снаряды, авиабомбы, торпеды, тактические ракеты, а также ракеты противоракетной обороны. Были даже безоткатные орудия, стрелявшие на 2-4 километра миниатюрными боеприпасами 78,7 сантиметров длиной и весом 34,5 килограмма. К концу холодной войны Соединенные Штаты располагали одиннадцатью с половиной тысячью тактических боеприпасов.

Это было чрезвычайно опасное оружие. И не только с точки зрения огромной разрушительной силы таких вооружений (вспомним, опять-таки, о Хиросиме, уничтоженной бомбой мощностью меньше 20 килотонн). Так как ТЯО было оружием поля боя, так или иначе право на его использование делегировалось на нижние этажи военной иерархии. Ядерное оружие постоянно находилось в войсках даже в мирное время. И это было чревато возникновением ядерной войны в результате инцидента.

Что до планов войны, то под использование тактического ядерного оружия была подведена весьма солидная теоретическая база. С 1950-х в США разрабатывалась концепция ограниченной ядерной войны, которая предполагала, что в ходе боевых действий удастся навязать противнику сугубо дозированное использование оружия массового поражения. Авторы этой, заметим, весьма сомнительной теории исходили из того, что угроза уничтожения планеты заставит участников конфликта не переходить за некие, заранее очерченные пределы. Однако компьютерное моделирование, ставшее доступным в 1980-е, приводило к печальному выводу: сторона, которая будет проигрывать, неизбежно применит стратегическое ядерное оружие, и в результате эскалации прекратится жизнь на планете.

Неслучайно, как только закончилась холодная война, Москва и Вашингтон тут же попытались ограничить тактическое ядерное оружие. Даже при наличии политической воли сделать это было очень непросто. Носители ТЯО – артиллерия, боевые самолеты, тактические ракеты, торпеды – могут нести и обычные боеприпасы. При их огромном разнообразии и количественных дисбалансах такой техники в армиях США и России обнаружить общий знаменатель было практически невозможно. Выход был найден в обмене заявлениями Бориса Ельцина и Джорджа Буша-старшего о принятых в одностороннем порядке решениях уничтожить большую часть тактических ядерных боеприпасов и вывести оставшиеся из войск на базы хранения. Стороны уничтожили ядерные боеголовки к имевшимся тактическим ракетам наземного базирования, ядерные артиллерийские снаряды и мины (в том числе носимые заряды), складировали ядерные заряды к ракетам «земля-воздух». ТЯО флота также складировалось и не размещалось на выходящих в море кораблях. Россия полностью перевела тактическое ядерное оружие на свою территорию. США еще в период президентства Дж. Буша-старшего вывели свое ТЯО из Южной Кореи и Японии и большую часть из Европы. Количество оставшихся боеприпасов является тайной и в США, и в России. Эксперты считают, что у американцев осталось лишь около 200 бомб свободного падения, размещенных в шести западноевропейских странах. Западные специалисты полагают, что у России от 1000 до 2000 боеприпасов.

Однако с начала 1990-х дело дальнейшего ограничения ТЯО не продвинулось. Помимо описанных объективных трудностей постепенно портились российско-американские отношения. В качестве предварительного условия начала переговоров Москва выдвинула требование вернуть американские бомбы на территорию США. Что довольно трудно, так как именно эти бомбы считаются в НАТО символом американского ядерного зонтика. В последние годы появилась еще одна проблема. Вашингтон стал подозревать, что Москва исповедует стратегию «эскалация ради деэскалации», то есть намерении использовать в случае конфликта тактическое оружие для того, чтобы вынудить противника согласится на мир на российских условиях. Справедливости ради замечу, что в России обсуждали эту теорию в начале 2000-х, когда отечественные генералы обнаружили, что у них нет средств, чтобы эффективно противостоять американской воздушно-космической операции с использованием крылатых ракет. С тех пор крылатые ракеты в арсенале российской армии появились, и тема использования ТЯО в целях устрашения исчезла со страниц открытых изданий.



В то же время по обе стороны океана дают себя знать те, кого академик Алексей Арбатов называет «ядерными реваншистами», те, кто настаивает, что ядерные вооружения могут быть использованы в войне и что такая война не будет означать гибели человечества. И ТЯО – главный инструмент такой политики. Так в появившемся на короткое время на сайте Объединенного комитета начальников штабов США наставлении по проведению операций с применением ядерного оружия (Joint Publication 3-72, Nuclear Operations) битым словом говорится, что США могут использовать ядерное оружие как оружие поля боя для «создания условий достижения перелома в боевых действиях и восстановления стратегической стабильности». В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утвержденных в 2017 году, было прямо сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором». Так что нельзя исключать, что в условиях новой конфронтации развитие и наращивание тактического ядерного оружия получит новый импульс.

В этой ситуации не слишком разумной инициативой Киева стало заявление Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции о том, что Украина готова выйти из обязательств, которые она взяла на себя по подписанному в 1994 году Будапештскому меморандуму. Согласно этому документу, Украина отказывалась от всего ядерного оружия, которое оказалось на ее территории после распада СССР, и присоединялась к Договору о нераспространении ядерного оружия взамен на гарантии безопасности и суверенитета, которые ей дали ядерные державы – Россия, США и Великобритания. Из заявления украинского президента можно было сделать вывод, что Киев намерен создать ядерное оружие.

Однако стоит ли за этим нечто большее, чем пустые угрозы? Следует признать, что у Киева нет проблем со средствами доставки ядерного оружия. В городе Днепр (в прошлом Днепропетровск) находится знаменитый «Южмаш» – самое большое в мире производство стратегических баллистических ракет. Именно там была создана знаменитая СС-18, тяжелая ракета, способная нести свыше 10 ядерных боеголовок. По данным СМИ, до кризиса 2014 года специалисты «Южмаша» осуществляли гарантийное сопровождение российских стратегических ракет. Таким образом, на заводе достаточно компетенций для создания носителя. Устройство ядерной боеголовки не представляет секрета. В Харькове находится знаменитый Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт» (ННЦ ХФТИ), где работы над атомной бомбой шли еще в 1940-м. Можно уверенно предположить, что создание простого ядерного взрывного устройства не является проблемой для специалистов института.

Главной проблемой является отсутствие у Украины оружейных расщепляющихся материалов – урана-235 или плутония, обогащенных до уровня свыше 90 процентов. Для получения урана необходимо создать сложное производство с каскадом специальных центрифуг, которые обеспечили бы выделение урана-235 от урана-238 в природном уране. По мнению специалистов, для создания такого производства потребуются многомиллиардные вложения и долгие годы строительства специального оборудования, которое невозможно закупить. Аналогичная ситуация и с плутонием. Его можно выделить из отходов атомных электростанций. Однако в смеси радиоактивных отходов плутоний составляет около одного процента. И опять-таки его извлечение требует специального оборудования, чрезвычайно сложного и дорогого. Следовательно, и получение плутония заняло бы долгие годы.

При этом следует иметь в виду, что Украина является куда более открытым обществом, чем Северная Корея, которой удалось втайне подготовиться к производству ядерного оружия, а потом выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. На всех атомных объектах Украины регулярно проходили инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Нет сомнений, что работы по созданию ядерного оружия (которые при любых обстоятельствах рассматривалось бы международным сообществом как серьезнейшая угроза) были бы выявлены и пресечены задолго до перехода к практической стадии их реализации.



Фото: 1. Photo courtesy of National Nuclear Security Administration / Nevada Site Office - This image is available from the National Nuclear Security Administration Nevada Site Office Photo Library under number XX-34.This tag does not indicate the copyright status of the attached work. A normal copyright tag is still required., Общественное достояние

2. mil.ru
.












  • Леонид Гозман: Как бы ни складывались обстоятельства, никто не захочет идти на реальные риски ради принципов справедливости и воздания. Хотя кто-то вполне может верить в обратное.

  • Новая газета: Суд ООН рассматривает споры либо с обоюдного согласия сторон, которые признали его юрисдикцию, либо на основании конкретного международного договора.

  • ratrussian: Да, «новый Нюрнберг», где бы он ни проходил, будет в 2 раза представительнее процессов 1945-1949 годов: 42 страны против 23 восемьдесят лет назад.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Внешняя политика. Вывод войск из Афганистана
28 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
В 1988 году внешняя политика СССР окончательно оформилась в виде концепции «нового политического мышления». В апреле 1988 года в Женеве была подписана советско-американская Декларация о международных гарантиях выполнения договоренностей по Афганистану и советско-американское Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану. Советский Союз согласился вывести с афганской территории свои войска, а США приняли на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в дела этой страны после вывода оттуда советского контингента.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Развенчание социалистического мифа
27 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
В условиях гласности партия ослабила традиционный контроль партии над Церковью. Это было связано не столько с отказом от атеизма как одного из постулатов коммунистической идеологии, сколько с намерением продемонстрировать Западу приверженность демократическим свободам, среди которых свобода вероисповедания не казалась такой опасной. Русская православная церковь рассматривала происходившее в стране как возможность расширить свое влияние в ходе подготовки к празднованию в 1988 году 1000-летия принятия христианства на Руси.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Закон «О государственном предприятии»
26 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
Пиком реформаторской активности власти стал 1988 год. В январе вступил в действие Закон «О государственном предприятии (объединении)», призванный обеспечить постепенный переход предприятий на производство продукции в соответствии со спросом, а не директивным планом. Закон ограничил роль Госплана подготовкой контрольных цифр и формированием государственного заказа – не более 85% плана предприятия.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Б.Н. Ельцин
25 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
К тому времени среди самих реформаторов обозначились разногласия. Б. Н. Ельцин до «перестройки» возглавлял Свердловский обком КПСС. Горбачев призвал его в Москву как успешного партийного функционера, не связанного с московской элитой. В декабре 1985 года Ельцин был назначен на одну из ключевых должностей – первого секретаря Московского горкома КПСС – и избран кандидатом в члены Политбюро. Он активно взялся за дело и под лозунгом «восстановить ленинские нормы и стиль работы» перетряхнул партийные кадры столичного горкома, заслужив у москвичей имидж борца с привилегиями.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Политическая реформа
22 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
1988 год стал переломным в истории «перестройки». М. С. Горбачев написал, что тогда «мы пришли к пониманию того, что надо не улучшать, а реформировать систему». Казалось бы, предприятиям было предоставлено больше экономической самостоятельности, разрешена кооперативная и индивидуальная деятельность, реорганизован управленческий аппарат, введены договорные цены. Но ожидаемого результата не последовало. Почему? Горбачев и его сторонники объясняли причину этого отсутствием политических реформ и засильем бюрократии. 
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Разные интересы
21 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
К середине 1987 года экономические и политические преобразования затронули интересы разных социальных групп. Началось реальное размежевание. Спорили на работе и дома – выбирали будущее страны. Активно создавались различные неформальные объединения и организации, их число измерялось сотнями. В республиках движения стали выдвигать лозунги национального самоопределения. В подавляющей массе это был естественный, здоровый демократический процесс, который отражал широкий спектр настроений – от поддержки курса Горбачева до полного его отрицания.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Чернобыль
20 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
В ночь на 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, которая оборвала или изуродовала жизнь сотен тысяч людей. Но главное – она продемонстрировала порочность режима секретности, когда дело касается жизни людей. Об угрозе здоровью население узнало через несколько дней после аварии. В тугой узел аппаратных интриг сплелись молчание Политбюро, попытки приуменьшить масштабы аварии и ведомственный испуг тех, кто отвечал за конструкцию и эксплуатацию реактора.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Попытка «ускорения»
17 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
М. С. Горбачев и реформаторы из его окружения осознавали пороки советской экономической системы. В своих мемуарах они писали о том, что в ЦК КПСС поступало много докладов отраслевых и межотраслевых институтов, авторы которых предлагали децентрализацию управленческой модели. Но на первых порах команда Горбачева попыталась использовать привычные административные рычаги под лозунгом «ускорения». В конце 1985 года для повышения эффективности использования машинного парка началась кампания по аттестации рабочих мест, переводу предприятий на трехсменную рабочую неделю.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Военно-промышленный комплекс
13 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
Особую экономическую сферу в СССР составлял военно-промышленный комплекс (ВПК), который включал тысячи заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов. Там концентрировалось все лучшее. Политбюро не жалело денег на закупку для них самого современного оборудования. В институтах и КБ за счет высокой зарплаты и приоритетного снабжения удавалось реализовать высокотехнологичные проекты в сфере вооружений.
«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Инициатива сверху
12 ИЮЛЯ 2022 // НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА
Чтобы в нашей стране стал возможен мирный переход к рынку, частной собственности, политическому плюрализму, нужна была инициатива сверху. Такая инициатива была проявлена. Крушение социалистической системы, основанной на страхе перед репрессиями, произошло благодаря начатой М. С. Горбачевым политике гласности и демократизации. В процессе горбачевской «перестройки» многие россияне почувствовали вкус к свободе, у них появилась надежда на то, что и на своей земле можно жить не хуже, чем в Европе.