Системные реформы
19 марта 2024 г.
Упущенная свобода. Развилка вторая – реформы 90-х



После августовского путча КПСС потеряла власть, через несколько месяцев СССР прекратил своё существование. В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики.

В этот момент возникло одно из немногих в истории России, а возможно, и единственное за весь ХХ век окно возможностей. Возможности выйти из колеи многовековой несвободы и отсталости. Сегодня, спустя три десятилетия, очевидно, что эта возможность была упущена. Остаются вопросы, кем и почему.

В 1990–1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа». Ельцин принял гайдаровский вариант реформ. Хроника экономических реформ, пунктиром:

28 октября 1991 — на V съезде народных депутатов РСФСР Ельцин объявляет о переходе к рынку с января 1992 года.

6 ноября 1991 — Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встаёт сам, а первым заместителем назначает учёного-экономиста, убеждённого рыночника Е. Т. Гайдара. Новым председателем Госкомимущества России его коллега и единомышленник Анатолий Чубайс.

19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

Январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

29 января 1992 — Указ о свободе торговли.

11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».

Июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

Ноябрь-декабрь 1995 — приватизация крупнейших государственных предприятий путём залоговых аукционов.

1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.

С 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

Вот как главные идеологи реформ Гайдар и Чубайс объясняют свои действия в книге «Развилки новейшей истории России», написанной ими в 2009 году, то есть, когда уже было ясно, к чему привели эти реформы: «Уже весной 1992 года стало понятно, что в тех конкретных исторических условиях применительно к крупной промышленности денежные схемы приватизации, пусть и более эффективные, не вписываются в политическое окно возможностей. «Большую приватизацию» можно было разворачивать тогда только как бесплатную, ваучерную. Самый простой аргумент сводился к тому, что у граждан не было денег в объемах, сопоставимых с совокупной стоимостью всей государственной собственности. Нельзя было не учитывать и политические ограничения — Верховный Совет РСФСР все более смещался на коммунистические позиции, идея бесплатной приватизации пользовалась популярностью среди населения. Принцип бесплатного раздела государственной собственности между всеми россиянами к тому времени уже был заложен и в законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных приватизационных счетах (вкладах)», принятые в июле 1991 года Верховным Советом РСФСР по предложению председателя подкомитета по приватизации П. Филиппова. Российский парламент, избранный в процессе первых свободных альтернативных выборов, отражал настроения электората. Возможно, поэтому и среди его «демократических» фракций популярностью пользовался лозунг бесплатной приватизации. Даже фракции коммунистов и промышленников в тот момент также поддерживали ваучерную приватизацию. Поэтому историческая развилка по «большой приватизации» к лету 1992 года выглядела так: или законодательно упорядоченная бесплатная приватизация, или потеря контроля государства за разворачивающейся «номенклатурной» приватизацией. В этой логике и строилась «большая приватизация» — начавшееся с осени 1992 года массовое преобразование средних и крупных государственных предприятий в акционерные общества и продажа их акций в частную собственность в обмен на специально созданные средства платежа — приватизационные чеки (ваучеры)».

Гайдар и Чубайс написали цитируемую книгу в 2009 году. После 9 лет правления Путина. После убийства НТВ и уничтожения свободы слова. После превращения парламента в «не место для дискуссий», фактической ликвидации остатков парламентаризма и всяких признаков разделения властей. После ликвидации выборов и превращения судебной системы в бессильный придаток исполнительной власти. После превращения Российской Федерации в унитарную диктатуру персоналистского типа, а по факту в фашистскую диктатуру с полностью зачищенным политическим и медийным пространством и растоптанным гражданским обществом. Обо всем этом в книге Гайдара и Чубайса ни слова. И дело не в терминах и не в степени жесткости или мягкости риторики. Для главных реформаторов 90-х сами эти проблемы не существуют. Они их не видят или очень не хотят видеть. Я внимательно прочитал всю книгу в поисках признания реформаторами хоть каких-то совершенных или ошибок. Нашел. Вот она, видимо, главная: «Есть примеры серьезных ошибок. Одна из них была сделана при обсуждении проблемы участия в приватизации граждан, не обладавших никакой компетенцией в этой сфере (проблема «бабушек»). Некоторые участники дискуссий считали, что для них необходимо создать посредника, специальный профессиональный институт — чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Предполагалось, что тщательная проработка нормативной базы ЧИФов поможет правильно вложить ваучеры тем гражданам, которые не хотели их продавать, но и не могли оценить выгоды приобретения акций тех или иных приватизируемых предприятий. Оппоненты считали эту затею излишней и нереализуемой. Мы выбрали первый вариант, в результате чего в стране бизнесменами было учреждено несколько сотен ЧИФов, которые собрали более 40 млн чеков. Проект чековых инвестиционных фондов провалился полностью: из-за непрофессионализма их менеджеров и банального воровства. Практически все 40 млн вкладчиков оказались обмануты».



То есть главная ошибка – это чековые инвестиционные фонды. Если бы не они, страна, видимо, сейчас процветала бы, наслаждаясь свободой и плодами рыночной экономики…

Окно возможностей существовало в период с августа 1991-го по декабрь 1993-го. Весь этот период оно постепенно стягивалось, превращалось в форточку и с треском захлопнулось, когда 12 декабря 1993 года была принята Конституция, написанная специально под Б.Н.Ельцина. Наделение президента диктаторскими полномочиями казалось российским либералам гарантией проведения экономических реформ любым, в том числе силовым способом. После принятия Конституции 1993 года возможности избежать фашистской диктатуры напоминали уже не «окно» и даже не «форточку», а скорее узкие щели, сквозь которые было крайне сложно пропихнуть какие-то институты, способные предотвратить сползание страны к фашизму.



У российских реформ 90-х было много препятствий. Про объективные препятствия Гайдар и Чубайс подробно и в целом верно написали в цитируемой здесь книге. Но главные препятствия носили субъективный характер, и идеологи реформ о них ничего не сказали. По причине того, что эти препятствия находились в головах Гайдара, Чубайса и всех других идеологов и организаторов реформ. Этих причин две: все тот же экономикоцентризм и большевизм, действия по принципу «цель оправдывает средства».

Реформаторы всеми силами противились ликвидации государственного телевидения и созданию телевидения общественного. Причина понятна – свободные, неподконтрольные государству СМИ непременно будут «совать свой нос», «поднимать шум» по поводу ошибок реформаторов, короче, «разгребать грязь», то есть делать то, что должны делать независимые СМИ. И это объективно может тормозить реформы. Именно поэтому реформаторы не допустили преобразования «Останкино» в реальное общественное телевидение и предпочли отдать его в руки Березовского, поскольку на тот момент считали его своим союзником. В дальнейшем это же неприятие независимых СМИ привело к тому, что либералы-реформаторы – Чубайс, Немцов, Кох, Хакамада и пр. – оказались фактически на стороне убийц НТВ, объясняя это убийство конфликтом свободы СМИ и прав собственника.

Напуганные всевластием Верховного Совета РСФСР, реформаторы стремились всячески урезать роль и полномочия парламента, не допустить реального разделения властей. Та же причина, а именно стремление создать максимально комфортные условия для проведения реформ заставляло реформаторов тормозить судебную реформу.

Экономикоцентризм этих людей заключался в их убеждении, что благодаря приватизации и слою частных собственников удастся как-то создать фундамент демократии. То есть рынок и частная собственность станут фундаментом, на котором демократия вырастет сама собой. Тут, видимо, сказалось советское образование с его неумеренным вдалбливанием в головы марксистских догм про базис и надстройку…

Экономикоцентризм реформаторов был обильно приправлен большевизмом, который особенно наглядно проявился в 1996 году, когда для избрания больного и недееспособного Ельцина были использованы все средства и ресурсы государства и окологосударственных структур, включая и незаконные.



В конце книги, посвященной развилкам новейшей истории России, главные идеологи российских реформ назидательно пишут: «Для тех, кто руководит страной, бюджетные доходы которой зависят от сырьевых рынков, это новая и трудная развилка: или ужесточение политического контроля, репрессий против несогласных, контроль за малотиражными СМИ, или постепенная демократизация режима, восстановление системы сдержек и противовесов во власти, свобода прессы, реальный федерализм. Первый путь в этой развилке ведет к новой революции. Двух революций, которые наша страна пережила в XX веке, на наш взгляд, ей хватит. Мы не первая страна, которой предстоит сделать такой выбор. С того времени, когда Западная Европа постепенно выбрала именно второй путь, началось беспрецедентное ускорение экономического роста. Надеемся, что, столкнувшись с этой развилкой, российские власти сделают правильный выбор».

То есть люди, которые вне зависимости от своих благородных намерений по факту сделали все, чтобы страна пришла к фашистской диктатуре, рекомендуют фашистскому диктатору встать на путь демократии…

Трудно предсказать, когда в следующий раз в России откроется окно возможностей. Важно, чтобы те, кто попытается им воспользоваться, учли ошибки своих предшественников…

Фото: yeltsin.ru, lenta.ru, gazeta.ru по лицензии CC BY 4.0 - Attribution
.












  • Николай Сванидзе: СССР... стратегически, исторически был обречён давно. Даже война в Афганистане, которая позволила американцам уговорить арабов сбросить цены на нефть... — это просто триггер, спусковой крючок.

  • Известия: Каждый раз, когда история постсоветской России проходила очередную развилку, всех ставили перед вопросом «или-или». Это были простенькие разводки, каждый раз оканчивавшиеся печально для страны...

  • Afanarism: В декабре 1991, официально приказал долго жить Советский союз... по факту «Союз советских социалистических республик» прекратил своё существование примерно за год до того...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Упущенная свобода. Развилка первая – распад СССР
4 МАЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
С легкой руки немецкого историка профессора Гейдельбергского университета Карла Хампе, в русский язык попало хлесткое выражение «история не терпит сослагательного наклонения», которое часто воспринимается как некий методологический «запрет» на размышления об исторических развилках, некое «табу» на ретроспективный анализ возможных альтернативных стратегических решений и их потенциальных последствий. Для российских обществоведов, политиков и публицистов этот «запрет» на рассмотрение исторических альтернатив подкрепляется годами вбивания в головы истмата и диамата с их железобетонным историческим детерминизмом...
Прямая речь
4 МАЯ 2022
Николай Сванидзе: СССР... стратегически, исторически был обречён давно. Даже война в Афганистане, которая позволила американцам уговорить арабов сбросить цены на нефть... — это просто триггер, спусковой крючок.
В СМИ
4 МАЯ 2022
Известия: Каждый раз, когда история постсоветской России проходила очередную развилку, всех ставили перед вопросом «или-или». Это были простенькие разводки, каждый раз оканчивавшиеся печально для страны...
В блогах
4 МАЯ 2022
Afanarism: В декабре 1991, официально приказал долго жить Советский союз... по факту «Союз советских социалистических республик» прекратил своё существование примерно за год до того...
Зачем нужны конституционные суды, если обнулили конституцию?
18 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Госдума поддержала упразднение конституционных и уставных судов в регионах. Это произошло 17.11.2020, суды должны быть ликвидированы до 1 января 2023 года. А еще Путин провел весьма знаковую ротацию своего Совета по правам человека, откуда были вычищены люди типа Тамары Морщаковой и введены персонажи с прямо противоположным вектором. Все эти действия проводятся в строгом соответствии с логикой того конституционного, а точнее, государственного переворота, который был совершен 1.07.2020 и получил в народе названия «голосование на пеньках» или «обнуление». Поверхность вертикали власти должна быть гладкой, избавленной от всяких лишних сучков, заусениц и прочих шероховатостей.
Прямая речь
18 НОЯБРЯ 2020
Николай Сванидзе: Ротации странные, к примеру, Ольга Сидорович совсем недолго проработала... Дмитрий Орешкин: Президент борется уже не с угрозами своему полновластию, а с призраками таких угроз.
В СМИ
18 НОЯБРЯ 2020
"Коммерсант": Госдума одобрила во вторник во втором чтении поправки к закону «О судебной системе», предусматривающие ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов.
В блогах
18 НОЯБРЯ 2020
storm100: Субъекты федерации лишают последних остатков независимости. Причем всё делается втихаря. В первоначальном законопроекте, внесенном Путиным, этого не было, добавили после первого чтения.
Закон о пожизненном беззаконии президентов
6 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Имена парламентариев Клишаса и Крашенинникова от частого совместного употребления слились в одно целое, а некоторые свойства продукта их жизнедеятельности превратили эту парочку в классический комедийный дуэт. Пат и Паташон. Тарапунька и Штепсель. Водители Ларионов и Кутько из миниатюры о собрании на ликероводочном заводе Жванецкого. Правда, в отличие от безобидных комических персонажей эстрады продукция Клишаса-Крашенинникова вызывает не только смех — она способна причинить значительный вред и страдания немалому числу людей. Закон Клишаса-Крашенинникова о стремительном, в 24 часа, отбирании детей у родителей грозит разрушить семьи в результате ошибки органов опеки.
Прямая речь
6 НОЯБРЯ 2020
Дмитрий Орешкин: Это называется «словесная интервенция» или «самоуспокоение». Владимир Путин лучше, чем любой гражданин РФ, понимает, что авторитарная вертикальная власти в гробу видела любые законы...